За счет потребителя: поможет ли рост тарифов восстановить энергетическую инфраструктуру

Власти активно убеждают украинцев в необходимости в очередной раз «затянуть пояса», но эксперты так не считают.

facebook.com/kharkivoblenergo

Время «Ч» приближается: разговоры о росте тарифов на электроэнергию с каждым днем становится все более настойчивыми и конкретными. Сколько украинцы заплатят уже в мае, поможет ли это восстановить инфраструктуру и как это согласуется с экспортом электроэнергии за рубеж? Все эти вопросы KP.UA обсудила с экспертами.

Два варианта - и оба плохие

Похоже, рост тарифов, к которому власти готовят украинцев не первый месяц, таки состоится. В Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), сообщили, что рассматривают два варианта поднятия тарифа на электроэнергию – до 2,40 и 2,80 грн за киловатт-час. Но на момент написания статьи (24.04.2023) этот вопрос остается открытым.

Напомним, что сегодня домохозяйства, потребляющие за месяц до 250 кВт*час, платят 1,44 грн за 1 кВт*час, а потребляющие свыше 250 кВт*час - 1,68 грн за электроэнергию, потребленную выше этого объема. И наши эксперты еще в начале февраля прогнозировали: весной тарифы поднимут до 2,50 грн при реальном тарифе около 6 грн.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что тарифы для населения поднимать нужно, потому что так дешево продавать электроэнергию недопустимо.

- Ее никто не экономит, электричество неэффективно используется, а повышение тарифов поправило бы эту ситуацию, - отметил эксперт. – Понятно, что до 5-6 грн/кВт*час никто поднимать не будет, но рост хотя бы до 2,50 грн был бы уместен.  

В то же время глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко уверен: если поднять тарифы, это неминуемо приведет к росту долгов за коммунальные услуги.

- Поднимать тарифы можно, только используя градацию потребления, - отметил Попенко в беседе с KP.UA. – Например, для тех, кто потребляет больше 500 кВт*час в месяц, исключая жилье с электроотоплением, электроплитами и электрическим нагревом воды, нужно установить тариф на уровне 3-4 грн, а не так, как сейчас, что все практически уравнены.

«Это не связано с экспортом»

Многие украинцы недоумевают: зачем, если у нас такие проблемы с электричеством, возобновлять экспорт в Европу? Может, имеет смысл воздержаться от экспорта, тогда и тарифы поднимать не придется?

Эксперты не устают объяснять: электричество нельзя «сложить в чемодан» и сохранить для использования в будущем. Если в данный момент генерируется «лишняя электроэнергия», ее лучше продать.

- Рост тарифов никак не связан с экспортом, - говорит Александр Охрименко. – На экспорт идет не так уж много электроэнергии, к тому же за нее платят высокую цену.

Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак добавляет: власти заинтересованы в регулярном пополнении государственной казны. Соответственно, экспорт электроэнергии и повышение тарифов вполне сочетаются в рамках плана по привлечению денег.

- Выполнить бюджет только за счет привлекаемых внешних кредитов будет с каждым годом все сложнее: если мы прекратим стараться и собирать деньги с оставшегося в стране бизнеса и населения, спонсировать Украину будут все менее охотно, - говорит Орыщак. – Так что, есть экспорт или нет, тарифы в стране все равно бы выросли. Пока бизнес функционирует, а люди продолжают жить и покупать товары и услуги, повышение тарифов продолжится.

Олег Попенко также согласен с тем, что экспорт электроэнергии напрямую не связан с ростом тарифов. Более того: сегодня наличие экспорта не только не провоцирует рост тарифов, а даже послужит сдерживающим фактором, когда часть заработанных средств будет направлена на восстановление инфраструктуры

- По сравнению с довоенным временем, потребление электроэнергии в Украине упало минимум на треть, - говорит аналитик Даниил Монин. – У нас сейчас профицит даже без Запорожской АЭС, тем более он будет, когда вернем контроль над ней. И в условиях, когда потребление внутри страны настолько упало, экспортировать надо. Но при этом, чтобы стимулировать потребителей внутри страны, тарифы не должны быть слишком высокими.

«Это ущербная логика»

Интересно, что основной причиной повышения тарифов в НКРЭКУ назвали необходимость восстановления энергетической инфраструктуры после вражеских обстрелов, и вот это заявление вызывает у экспертов дружное возмущение.

Максим Орыщак считает, что, если бы речь шла действительно о необходимости повысить тарифы для восстановления инфраструктуры, это было бы оформлено как проект с четким бюджетом, сроками, финишной точкой. То есть после восстановления инфраструктуры тарифы планировали бы вернуть назад, но об даже речь не идет.

- Понятно, что всегда найдется очередное объяснение, почему тарифы не понижают, и все будет оправдываться исключительно внешними факторами, - говорит эксперт. – Всем очевидно, что инфраструктура страны разрушена, и ее нужно восстанавливать, но все же до тех пор, пока в стране идет война, решение «латать дыры» не выглядит как эффективное управленческое решение. Велика вероятность злоупотреблений, когда траты будут списываться на очередной «прилет», а проводились там восстановительные работы на самом деле или их просто оформили по документам, так никто и не узнает.

Даниил Монин и вовсе назвал аргументы чиновников «ущербной логикой».

- Восстанавливать разрушенную обстрелами инфраструктуру за счет средств населения – это все равно что предложить восстанавливать всю экономику после войны за счет роста налогов без какой бы то ни было внешней помощи, - считает Монин. – Средства на восстановление энергетической инфраструктуры нужно брать с общих средств на восстановление. И вообще, на мой взгляд, дорогая электрика – это продолжение разрушения остатков нашей промышленности.

Энергетический эксперт Юрий Корольчук считает, что сегодня власти всеми своими заявлениями хотят показать, что без «помощи» населения никак не справятся. Нас настойчиво пытаются убедить, что у украинцев денег больше, чем у США, ЕС и МВФ вместе взятых.

- Глава энергетического комитета ВР Андрей Герус говорит, что для восстановления энергосистемы нужно миллиард долларов, или 40 млрд грн, - отмечает Корольчук. - Не будем задавать странные вопросы, почему 40 млрд, а не 20 млрд или 60 млрд. И куда делись средства и оборудование, представленные странами ЕС. Давайте просто посчитаем. Население потребляет около 30 млрд кВт*часов. При цене в 1,44-1,68 грн государство собирает за электроэнергию примерно 46 млрд грн в год. При повышении, например, до 2,5 грн за год население в теории заплатит 75 млрд грн, то есть на 29 млрд больше.

Но это в теории, продолжает эксперт, а на практике выйдет гораздо меньше, поскольку и сейчас украинцы оплачивают менее 60% счетов за электроэнергию. А рост тарифов, как уже говорилось выше, неизбежно приведет к росту долгов. То есть проблему поиска средств для ремонта энергосистемы это никак не решит.

- Сегодня чиновники могут говорит что угодно, но, на мой взгляд, правду сказал только нардеп Камельчук во время "единого марафона", - резюмировал Олег Попенко. - Деньги от поднятия тарифов пойдут на покрытие долгов государства перед инвесторами в "зеленую" энергетику. То есть мы с вами во время войны будем рассчитываться поднятием тарифов за глупые реформы предыдущей власти в энергетике.​