Новая риторика Макрона: что не понравилось Западу и порадовало Китай

Французский президент после визита в Пекин сделал несколько неожиданных заявлений.

REUTERS

От визита французского президента в Поднебесную многие ожидали, что он убедит китайского лидера Си Цзиньпина не поддерживать страну-агрессора Россию и уменьшит градус конфронтации с западным миром. Но в результате произошло диаметрально противоположное.

Си Цзиньпин всего за 6 часов «перевербовал» Макрона

Взамен этого, глава Китая вчистую переиграл его и «перевербовал» на свою сторону. После возвращения из Пекина Эммануэль Макрон выдал целую порцию чистейших китайских нарративов.

Главный из них – Европа должна уменьшить свою зависимость от Соединенных Штатов Америки и не втягиваться в конфронтацию между Китаем и США из-за Тайваня. А сказал он это после 6-часового общения с Си Цзиньпинем.

- Парадокс заключается в том, что, охваченные паникой, мы считаем себя просто последователями Америки. Вопрос, на который европейцы должны ответить: в наших интересах ускорить кризис на Тайване? Нет. Хуже было бы думать, что мы, европейцы, должны стать последователями этой темы и взять пример с повестки дня США и чрезмерной реакции Китая, - сказал он.

По словам президента Франции, Европа сталкивается с большим риском попасть в кризисы, которые "не являются нашими". Макрон считает, что это помешает ей построить свою стратегическую автономию. А кроме этого, ему, судя по всему, не дают покоя лавры Британии, которая после выхода из ЕС стремительно начала восстанавливать свое влияние в мире. Французский президент говорил о своей теории "стратегической автономии" для Европы, предположительно во главе с Францией, чтобы стать "третьей сверхдержавой".

Макрон также считает, что Европа усилила свою зависимость от США в вопросе оружия и энергетики, он предлагает Европе снизить свою зависимость от «экстерриториальности доллара США». Примечательно, что эти же тезисы часто раздаются от официальных лиц в Москве и Пекине.

Недаром китайские СМИ «на ура» восприняли заявление французского президента. Китайское государственное СМИ China Xinhua News радостно сообщило, что “французский президент Макрон вновь подтверждает тезис о стратегической автономии после визита в Китай, призвав Европу уменьшить зависимость от США и стремиться стать «третьим мировым государством».

Чем конформизм Макрона грозит мироустройству и Украине

Для Украины это может быть чревато тем, что в один прекрасный день, по логике Макрона, Франция посчитает и войну в Украине «не своим» кризисом и откажется помогать Киеву.

Понятно, что позиция французского президента вызвала бурю негодования на Западе. Как сообщает «Голос Америки», многие обозреватели в Европе и США раскритиковали позицию президента Франции и призвали его не дистанцироваться от союзников, а наоборот, усилить помощь Украине и вкладывать деньги в собственную оборону.

- Чтобы уменьшить свою «зависимость» от США, президент Макрон, тратьте больше на свою оборону! И оказывайте больше военной помощи Украине, европейской стране, - считает бывший посол США в России Майкл Макфол.

- Макрон не хочет, чтобы Европа «попала в кризисы, которые не являются нашими», как Тайвань. Но для него вполне нормально - полагаться на обязательства безопасности США в Европе по разрешению кризисов, подобных украинскому. Это не "стратегическая автономия". Это стратегический нонсенс, - считает бывший посол США в НАТО Иво Даалдер.

- Макрон хочет, чтобы США пришли на помощь Европе от российской агрессии, но, очевидно, взял обет нейтралитета по китайской агрессии в Тихом океане. Спасибо, друг, - отреагировал на интервью французского лидера сенатор-республиканец Джон Корнин.

А газета Wall street Journal пишет, что Макрон своими словами отверг возможность "европейской помощи" в так называемых "чужих кризисах".

Мнение экспертов

Олег Саакян, политолог:

- Заявление Макрона весьма манипулятивно. На фоне проблем внутри самой Франции он за счет внешней политики пытается улучшить свой образ и готовится к следующим президентским выборам. Кроме этого, он хочет выглядеть хорошим и в отношении Китая. Но если Макрон так хочет стратегической самостоятельности, то ему нужно отказаться от того, что США решают все вопросы европейской безопасности, а Европа в это же время получает дешевые энергоносители и товары из России и Китая. На двух стульях одновременно усидеть нельзя. Нужно что-то выбирать.

Иван Ступак, политолог:

- Вряд ли заявление Макрона о «чужих» для европейцев военных конфликтах как-то скажется на помощи Украине. Это только его личное мнение, а политический и властный истеблишмент Франции поддерживает Украину. Что же касается возможного конфликта вокруг Тайваня, то если упадет эта страна, то плохо будет и всему Западу. Ведь все полупроводники для современной техники и электроники изготавливаются именно там. То есть Франция тоже пострадает.

А США поступают правильно на этом направлении, они драйвер всего западного мира. Но у французов есть ревность к этому. Они хотят быть европейским драйвером. Но у них это не получается. Ни одна из дипломатических потуг Макрона на международной арене, начиная с Минских соглашений, не закончилась успехом.

Зарубежные СМИ

Süddeutsche Zeitung:

- Эти заявления не только не были согласованы с другими правительствами стран - членов ЕС, но и являются атакой на европейское и трансатлантическое единство. Макрон вбил клин в отношения ЕС с США и расколол Европу. Нужно было постараться, чтобы нанести такой ущерб всего несколькими предложениями.

«Голос Америки»:

- Китай будет в восторге от заявлений Макрона о так называемой “стратегической автономии”. Стратегическая автономия жива только в голове одного человека. Война России против Украины показала, как Европа и США нужны друг другу и как Европе нужны США для собственной защиты. Однако в живых остается иллюзия автономии. Пекин должен быть в восторге.

Tagespiegel:

- Макрон сейчас сеет сомнения в этом союзе и наносит удар в спину США. А это является серьезным политическим ударом для Запада, свободы и мира. Си и Путину это понравится.

Frankfurter Allgemeine Zeitung:

- Европа, предоставленная самой себе, не справилась бы с войной в Украине. Только вот политик, находящийся у власти уже шесть лет, должен знать, что высказывания, подобные тем, что он сделал, не всегда уместны. Китайскому руководству, во всяком случае, было приятно услышать, что человек, только что принятый им исключительно вежливо, дистанцируется от державы, которую Пекин рассматривает как своего единственного серьезного противника.