30-летнюю Марию Кобец из города Брусилов Черниговской области не останавливает ни тяжелый физический труд, ни ожоги на руках (работать приходится без перчаток), ни то, что все надо делать самой. Пока муж на войне - Мария продолжает учиться кузнечному делу. Главными уроками стали видеозаписи работы супруга и его советы с передовой. О том, как проходят будни Марии и почему решила стать кузнецом, она рассказала KP.UA.
«После советов мужа все получается»
С 2019 года Мария Кобец помогала своему мужу Андрею обустраивать мастерскую, снимала видеоролики, занималась социальными сетями, а с лета 2022 года решила сама попробовать плавить металл.
- Мария, что вас подтолкнуло к такому решению - заняться непростым кузнечным делом?
- Хотела поддержать Андрея, когда он ушел на фронт - и морально, и физически, ведь нагрузки в этом деле очень велики. Кузница - дело жизни мужа, которым он горит. Решила оставить свою работу, которую очень любила, и занять его место у горна.
- Кем вы работали ранее?
- Я историк, работала младшим научным сотрудником в Черниговском областном историческом музее имени Василия Терновского.
- Не собираетесь вернуться, когда закончится война?
- Думаю, продолжим работать в кузнице семейным подрядом. После возвращения мужа перейду к занятиям, которые не требуют тяжелого физического труда. Это ведение социальных сетей и магазина. Готова и в мастерской помогать, и в полировке, зачистке.
- Чем же вам так понравилось кузнечное дело?
- Это очень захватывающе, наблюдать, как меняется разогретый металл. Сначала он твердый и крепкий, а когда подвергается температурной обработке, становится пластичным.
Конечно, чтобы изменить форму металла, нужно приложить немало физических усилий. Но когда из куска железа получается изделие, это действительно увлекает.
- Вы изготавливали какие-то оригинальные вещи из кухонной утвари, а после у вас заказывали скобы для блиндажей. Чем занимаетесь сейчас?
- Продолжаю делать то же самое. В том числе шампуры и столовые приборы - ложки и вилки. Также, когда был заказ, делала скобы для блиндажей и отсылала ВСУ. Скобы, думаю, еще и в мирной жизни в строительстве пригодятся, ведь многое нужно будет отстраивать.
- А что касается посуды и других предметов быта, вы их делали для себя или на продажу?
- Пока что для личных целей: я самоучка, сейчас нарабатываю руку. В конце весны собираюсь вновь открыть интернет-магазин, начну продавать свои изделия.
- Вы говорили, что продолжаете учиться кузнечному делу. А как вы учитесь?
- Это и ролики на ютубе, и советы Андрея. Но главным образом, видео с работой мужа и его рекомендации.
- Какие советы вам дает муж?
- Зависит от изделия. Например, у меня не хватает сил скрутить круг - он объясняет, где нужно больше надавить, а где зажать. Такие советы кажутся несущественными, но от них зависит то, сколько сил ты потратишь на изготовление того или иного предмета. После советов мужа все получается.
- А где вы берете материал? Нет сейчас с этим проблем?
- У нас в Чернигове есть металлобаза - она продолжает работать. Но дефицит материалов все же чувствуется. Все-таки война в Украине, с определенными проблемами приходится сталкиваться.
Непросто было и в период отключений света: без электричества возможности обучаться кузнечному делу и работать в кузнице не было. Сделать что-то за 2-3 часа нереально. К сожалению, много времени выпало - вся осень и вся зима. Кроме отключений света, зимой ребенок болел - нужно было сидеть с ним дома.
«После кузницы никаких зарядок не нужно»
- А несложно ли девушке заниматься кузнечным делом? Возможно, вы делаете специальную зарядку, чтобы стать сильнее? Или кузнечное дело само по себе - зарядка?
- Кузнечное дело - это и есть силовые упражнения на руки и плечи. После такой работы, наоборот, нужно отдыхать: физически это непросто.
- Правда, что вы работаете без рукавичек?
- Да, очень страдают руки. Но пока продолжаю работать без них: моего размера просто нет в продаже.
Когда-то в Чернигове был «Эпицентр», там были подходящие мне рукавички, но буквально в первые дни войны его сожгли, до сих пор магазин не возобновил свою работу.
- Как близкие и родственники реагируют на ваше занятие?
- Сперва были в шоке от моего решения заняться кузнечным делом: это тяжелая физическая работа, да и вообще мужская. Пытались отговаривать, понимали, что это сложно. Но со временем, когда увидели мое упорство, начали поддерживать.
- А вот муж, наверное, был такому решению рад?
- Да, он гордится мной!
- Хватает вам времени на ведение домашнего хозяйства, на ребенка, на себя?
- Да. Пока ребенок в детском саду, занимаюсь делом мужа, вечером - домашние хлопоты. На кузнечное дело уходит в среднем полный рабочий день, пока ребенок в садике. Ну и уход за ребенком никто не отменял.
Я ничем не отличаюсь от женщин, которые приходят домой после работы и занимаются домашними делами. И обязательно - уход за собой: маски и все такое. А в выходные я гуляю с ребенком.
- Что бы вы сказали людям, которые говорят, что кузнечное дело - не женское дело?
- Я и сама бы так сказала (смеется). Это сложно, но делается ради мужа.
Своим примером хочу показать всем женщинам Украины, мужья, сыновья и братья которых воюют, чтобы они их поддерживали. Я не призываю всех заниматься тяжелым физическим трудом, но призываю поддерживать своих мужчин. Кто как может.
Если вы можете приготовить что-то вкусное и передать на фронт - делайте это. Если не можете поддерживать физически - поддерживайте морально.
Нашим мужчинам на фронте сейчас очень сложно. Воевать и морально, и физически тяжело. Но сегодня стоит такая задача - одержать победу для своей страны, для своей семьи. Хочется, чтобы после войны мы стали жить лучше, чем раньше. А наша женская задача - максимально оказывать мужчинам поддержку.
Хочется, чтобы Украина была «крепким кулаком», и мы могли дать отпор на всех фронтах. Очень жду скорейшей победы, чтобы муж мог вернуться к любимому занятию и своей семье.