Как будем возвращать Крым: силой или дипломатией

Сколько времени займет освобождение и каким образом оно может происходить.

Dan Kitwood/Getty Images

В ближайшем будущем ожидается масштабное украинское контрнаступление, призванное освободить все оккупированные территории, в том числе и Крым. Украина с самого начала российской агрессии твердо заявила, что намерена вернуть себе полуостров. Но вместе с этим появились и разговоры о мирных переговорах с Россией о деоккупации. К чему бы это,  разбиралась KP.UA

Дипломатия или сила

Позиция Украины состоит из двух вариантов. Первый – освобождение полуострова при помощи силы. Президент Украины Владимир Зеленский сказал, что силовое возвращение является одним из вариантов освобождения Крымского полуострова.

- Я понимаю, что все в замешательстве от ситуации и того, что будет с Крымом. Если кто-то готов предложить нам способ деоккупации Крыма невоенным путем, я буду только “за”. Если решение не предполагает деоккупации и Крым входит в состав Российской Федерации, никто не должен тратить на это свое время. Это пустая трата времени, - заявил Владимир Зеленский в интервью Financial Times.

Советник руководителя Офиса президента Украины Михаил Подоляк также подтвердил, что переговоры с РФ возможны только после вывода российских войск со всей территории Украины, в том числе и Крыма.

- О базовом. Основанием для проведения реальных переговоров с РФ является полноценный вывод российских вооруженных группировок за международно признанные границы Украины 1991 года. Включая Крым, - говорится в сообщении. - О каких-либо территориальных уступках или торгах нашими суверенными правами не может идти речи.

Подоляк также предположил, что освобождение полуострова произойдет в ближайшие полгода. "Возможно, это слишком оптимистично, но это оптимизм, который является математически выверенным", - заверил Подоляк. По его словам, у России нет достаточного ресурса, чтобы удержать ситуацию.

Но в то же время заместитель руководителя Офиса президента Андрей Сибига заявил о том, что Киев не исключает начала переговоров с Россией тогда, когда ВСУ выйдут к админгранице с Крымом. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов пояснил эту мысль так: "Сейчас есть понимание, что путь деоккупации Крыма может быть как военным, так и дипломатическим. Все зависит от поведения страны-террориста, захватившей часть украинской территории".

По его словам, Украина предпочитает дипломатический вариант, поскольку так можно будет избежать жертв и трагедий.

- Если не работает дипломатический путь, если страна-террорист не хочет добровольно покидать Украину, мы имеем право разрабатывать свое видение дальнейшего способа освобождения своей территории, - отметил секретарь СНБО.

Алексей Данилов также опубликовал "12 шагов по деоккупации Крыма". Программа в том числе предусматривает полный демонтаж Крымского моста, восстановление прав украинских и крымскотатарских активистов, нейтрализацию последствий российской пропаганды, а также освобождение украинцев и крымских татар, которых преследуют с 2014 года. Граждане России, незаконно прибывшие на Крымский полуостров после февраля 2014 года, должны немедленно покинуть территорию Украины в установленный законом срок.

Кое-кто хочет отдать России Крым взамен мира

Но в это же время начались странные дипломатические «танцы» вокруг возврата Крыма Украине. Китай, от которого на Западе ожидали на давление в отношении России, устами своего лидера Си Цзиньпина ограничился общими формулировками о необходимости переговоров между Украиной и Россией. При этом напомним, что в так называемом китайском мирном плане нет ни одного слова о выводе российских войск и возврате Киеву всех оккупированных территорий.  

А президент Бразилии, который также тяготеет к России, вообще открыто предложил Украине отдать Крым России взамен на мир. Хотя логика его предложения более чем странная.

 - Президент России Владимир Путин не может захватить территорию Украины (!). Возможно, мы обсудим Крым. Зеленский тоже не может хотеть всего. Миру нужно спокойствие. Мы должны найти решение, - заявил он.

Примечательно, что и США выражают в этом вопросе странную нерешительность. Признавая факт того, что Крым – это часть Украины, госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что решение о возвращении Крыма должен принимать президент Владимир Зеленский как глава государства, учитывая волю украинцев. Как будто есть какие-то другие варианты, кроме возврата полуострова.

- Украина – демократическая страна. Президент Владимир Зеленский несет ответственность за руководство страной. Но он также должен быть открытым к воле украинцев, – сказал Блинкен, комментируя вопрос возвращения Крыма. А на днях, выступая в Конгрессе США, Блинкен предположил, что не все территории Украина будет возвращать военным путем, по-видимому, подразумевая опять же Крымский полуостров.

То есть есть страны и силы, которых бы устроил мир взамен на официальную со стороны Украины отдачу Крыма России.

Кстати

Украинцы выступают за освобождение Крыма

Согласно результатам опроса Киевского международного института социологии (КМИС), 64% респондентов считают, что Украина должна освободить все временно оккупированные территории, включая Крым, даже если страны Запада уменьшат свою поддержку и если война может затянуться на продолжительный срок. По данным КМИС, 87% украинцев выступают против любых территориальных уступок.

Мнение экспертов

Игорь Рейтерович, политолог:

- По большому счету не важно, каким путем будет освобождаться Крым – военным или дипломатическим. В украинском обществе есть консенсус, что полуостров нужно вернуть домой. Больше 90% населения поддерживает это. А инструменты его выполнения – уже вторичны. Это, во –первых, будет зависеть от ситуации на поле боя. И во-вторых – будет зависеть от ситуации в самой России. Потому что понятно, что говорить о возврате Крыма при живом Путине – это одна история, а без него – уже сосем другая.  И как это будет происходить – это предмет дискуссии. Украина будет оценивать свои военные возможности и ориентироваться на наших союзников. То есть самый оптимальный инструмент возврата полуострова будет избран в ходе этого процесса.

И также важно, как будет на тот момент складываться международная политическая ситуация. Президент Бразилии, например, предложил отдать Крым Путину. Но его мнение не может никак повлиять на позицию Киева. Китай же на официальном уровне не признает Крым территорией России.

Владимир Фесенко, политолог:

- Позиция Киева не изменилась – Украина стремилась и стремится к освобождению всех оккупированных территорий, включая Крым. А вот в какой форме – это уже вопрос тактики и обстоятельств. Позиция президента Зеленского совпадает с позицией большинства украинцев – надо освобождать все оккупированные территории. И наиболее реалистичный сценарий – это военный вариант деоккупации. Но его успех зависит от того, если бы посыпался российский фронт или начался кризис в самой России.

Чтобы освободить полуостров силой, нам понадобится больше времени, чем многие рассчитывают, и для этого нужно будет гораздо больше сил и возможностей. И это может быть сопряжено с большими потерями, так как россияне готовят эшелонированную оборону Крыма. И в этой связи наши западные партнеры аккуратно советуют нам – «рассматривайте разные варианты завершения войны, в том числе и переговоры». Хотя и ясно, что без возврата Крыма война не закончится.    

Олег Жданов, военный эксперт:

- Такое впечатление, что в Офисе президента правая рука не знает, что делает левая. Президент говорит о единственном варианте освобождения Крыма – при помощи силы. А в его офисе – говорят о переговорах по Крыму. С кем, с Путиным? После Бучи, Ирпеня, Мариуполя?

Это при том, что сейчас Крым легче освободить, чем Донбасс. При наличии дальнобойных систем и если нам дают ракеты - мы перекрываем путь доставки оружия и живой силы - Крымский мост. А дальше начинаем планомерно «выносить» все российские военные объекты на полуострове, пока они не выбросят белый флаг, как было с правым берегом в Херсоне. Нам нужно начинать с Азовского побережья - Мелитополя, Мариуполя, Бердянска, а потом идти в Крым.

Потому что в Донбассе будет намного сложнее – там намного больше фортификационных сооружений, траншей, «зубьев дракона» и прочего. И к тому же там прямая граница с Россией, откуда поступает вся техника и живая сила и которую нам перекрыть из-за большого отрезка границы намного труднее.