Российское общество продолжает лепить героев из преступников и мерзавцев, умалчивая о неприглядных эпизодах их биографий. Не стал исключением и взорванный на днях в Санкт-Петербурге бывший гражданин Украины, предавший родину Максим Фомин (он же Владлен Татарский). Воистину российский герой: за плечами у покойного – отсидка в тюрьме по тяжелой статье Уголовного кодекса, призывы к убийству украинцев и оправдание насилия.
Грабил банк, убил человека
Фомин родился в Макеевке – это совсем рядом с Донецком. Окончил горно-экономический техникум. Это по его словам, хотя знавшие Фомина люди утверждают, что после школы он сразу пошел работать на шахту. Работал на шахте, потом ушел в бизнес – занимался продажей мебели.
После этих фактов в автобиографии Фомина появляется небольшой пробел, после чего он сообщает, что в 2014 году ушел в «донбасское ополчение», где дорос до «гвардии сержанта, командира отделения разведвзвода». Служил в батальоне «Восток», был ранен и в 2018 году завел свой телеграм-канал «Владлен Татарский», где писал, искренне считая себя военкором. Псевдоним, ничтоже сумняшеся, позаимствовал у главного героя известнейшего романа «Generation „П“» Виктора Пелевина.
Пробел в биографии объясняется просто: военкор сидел. Полировал нары в исправительной колонии города Горловка (Донецкая область). Гвардии сержант попал за решетку за ограбление донецкого банка в 2011 году.
И нет, это не резонансное ограбление VIP-отделения «Приватбанка» 27 декабря 2011-го, при котором были убиты пять человек, как об этом пишет, например, Википедия (да-да, Фомин даже личной страницы там удостоился. Хотя, может, сам и создавал).
Тот декабрь в Донецке оказался «богатым» на такие преступления. Фомин с подельником заскочили в гораздо менее приметное отделение банка Credit Agricole (интересно, что в те времена этот банк рекламировал французский актер Жерар Депардье, получивший не так давно российское гражданство, но уже забывший об этом).
Донецк был одним из принимающих городов Евро-2012, шла активная подготовка к чемпионату – и власти попытались свести весь негатив до уровня пары-тройки строчек в новостях. Так, 8 декабря преступники ограбили отделение банка «Капитал», 12-го – «Креди Агриколь», а донецкая милиция ограничилась скупыми релизами. Увлеченные подготовкой к международному чемпионату по футболу, местные СМИ не вдавались в подробности, предпочитая рассказывать о том, как преображается город.
По второму преступлению, где участвовал Фомин, было известно, что среди бела дня (около 14 часов) в банк зашли двое в масках и сделали несколько выстрелов в пол. Пули срикошетили и ранили троих посетителей (один потом скончался в больнице). Пока один стрелял, второй «чистил» кассу: перепуганная сотрудница банка отдала больше 900 тысяч гривен и крупные суммы в долларах, евро и рублях – всего около 1,5 млн грн.
О том, что преступников нашли, судили и лишили свободы, знали только заинтересованные стороны. Ну а через несколько дней случилось кровавое ограбление отделения «Приватбанка» в центре города, за которым следили из столицы, посылая в Донецк десант из Главного управления МВД и СБУ. Естественно, широкая общественность переключилась на это событие.
Торговец в минусах
То, что Credit Agricole брал Фомин, не секрет, кому было необходимо – тот ходил на суды и следил за его судьбой. Они и знали о долгах Фомина, и о прогоревшем мебельном бизнесе. К слову, мебелью тогда в Донецке не торговал разве что ленивый – одних только магазинов Артемовской мебельной фабрики с ее бюджетными ценами было больше десятка, не говоря уже об элитной мебели и гарнитурах на средний бюджет.
Фомин сначала торговал мебелью на рынке, потом решил основать бизнес-империю и расшириться на несколько магазинов. Но понимания того, что рынок уже поделен и заполнен, у Фомина не было – все-таки заниматься торговлей желательно хоть с каким-то профессиональным образованием или опытом. Взятый в банке кредит на развитие бизнеса не помог. Бизнес горел – долги копились. Банк устал ждать, и тогда несостоявшийся торговец пошел на ограбление.
При этом у милиции были основания предполагать, что Фомин входил в состав «банды Хромого». Ее наверняка помнят дончане – лет 15 назад о банде, которая грабит банки, говорили везде и громко. С 2009 по 2011 год банда совершила как минимум шесть ограблений: это удалось установить по баллистической экспертизе пуль из автомата Калашникова и по изображениям камер наблюдения. Один из участников банды заметно хромал. Как выяснилось позже – врожденный дефект. Орудовала банда не только в Донецкой, но и в Луганской областях, и везде суммы выносились серьезные, но жертв никогда не было. Ограбление Credit Agricole стало единственным, где погиб человек.
В январе 2012 года милиционеры сообщили: главарь банды, тот самый Хромой, погиб. Милиция скупо заявила о том, что «банда обезврежена», но в городе говорили, что после гибели человека, раненного в «Креди Агриколь», Хромой пил три недели. Потом, придя в себя, прошел прогуляться и не нашел лучшего места для моциона, чем железнодорожные пути. Волной от проходящего мимо железнодорожного состава его отбросило в сторону, он получил травму головы, «скорая» не успела довезти его до больницы.
Вот такой вот детектив по-донецки. И участие в нем будущего российского пропагандиста не вызывает удивления.
Уехал из «процветающей ДНР»
Вернемся к Фомину, который отбывал 12-летний срок за это ограбление и убийство в составе группы. В конце августа 2014 года Горловская исправительная колония попала под обстрел – тогда шли страшные сражения за Горловку и Иловайск между боевиками-сепаратистами и украинской армией. Здание колонии получило значительные повреждения, и из-за поднявшейся суматохи часть зэков банально сбежала через дыры в стенах.
Куда податься беглому зэку? Конечно, в «ополчение», где легко затеряться среди таких же маргиналов. Будущий «Владлен Татарский» взял себе позывной «Профессор», что не спасло его от повторного ареста: боевики начали отлавливать сбежавших преступников и возвращать их за решетку. «Профессора» помиловал тогдашний «глава ДНР» Захарченко и отправил служить… в Горловку под командованием еще одного бандита - Игоря Безлера. Потом был батальон «Восток», а в 2019 году Фомин почему-то не захотел оставаться в «процветающей народной республике» и уехал в Москву – писать книжки и вести телеграм-канал, изображая из себя военкора.
Об этом персонаже широкая общественность узнала после того, как 30 сентября 2022 года после подписания документов об оккупации (в документах – «присоединении») украинских территорий к РФ в Кремле Татарский на камеру заявил: «Всех победим, всех убьем, всех, кого надо, ограбим, все будет, как мы любим»…
Если у кого-то оставались сомнения в адекватности этого персонажа, то они рассеялись. Языком он молол абсолютно бездумно и однажды перешел черту – высказался негативно о министерстве обороны России из-за постоянных неудач в «специальной операции». Его причислили к сонму поклонников ЧВК «Вагнер» и Евгения Пригожина в частности, а поскольку конфликт между МО и ЧВК уже вошел в кульминационную стадию, то ликвидация Татарского была делом времени.