Предприниматель Тарас Демкура принял для себя непростое, но важное решение – продать коллекцию уникальных ретроавтомобилей, которую он собирал не одно десятилетие. Каждая машина со своей историей, отреставрирована и на ходу. В родном Тернополе Демкура даже создал музей раритетных автомобилей. Но бизнесмен уверен: сегодня на фронте нужнее средства, вырученные от продажи раритетных авто. Бизнесмен присоединился к проекту «Тысяча авто Свободы» и из более 30 машин уже продал две.
О том, как пришло решение продавать автомобили, об уникальной коллекции и помощи во время войны, предприниматель рассказал KP.UA.
«Продать автомобили и помочь ВСУ – это лучше, чем они будут стоять в гараже»
- Тарас, как решились продавать свои ретроавто?
- После начала полномасштабного вторжения мы начали помогать армии, переселенцам, донатить ВСУ. Я решил, что мои ретроавтомобили могут послужить немного иначе - хотел купить хлопцам машины на передовую. На вырученные средства с одного раритетного автомобиля можно приобрести 10 машин для ВСУ. Хотя для меня каждая машина как ребенок: все авто отремонтированы и отреставрированы, но сегодня машины нужнее на фронте. Когда будет победа, можно будет вернуться к коллекционированию. А пока эффективная помощь для ребят - это лучше, чем раритетные машины будут стоять в гараже.
- Интересно, кто покупает такие автомобили…
- Своих покупателей мы не разглашаем: это информация конфиденциальная, как и итоговая цена. Однако нам часто звонят потенциальные покупатели ретроэкзотики из-за границы. Две машины из коллекции уже продали. Одна из машин - «Ягуар» 1970 года. Когда-то президент США Ричард Никсон продал ее Брежневу, а тот, в свою очередь, подарил этот автомобиль Герою Социалистического труда. Вторая проданная машина - «Мерседес» (1937 года), двухместный родстер.
За средства, полученные от продажи двух автомобилей, уже купили машины на передовую. На сегодняшний день на фронт отправили 10 машин.
Тарас Демкура рассказывает, что принимает участие в проекте «Тысяча авто Свободы», цель которого закупить и отправить на передовую 1000 полноприводных автомобилей для военных и гуманитарных целей и карет скорой помощи.
- Проект инициировали председатель Львовской ОВА Максим Козицкий и мой одноклубник Игорь Дулин. Кстати, благодаря одному из проданных мною автомобилей был куплен тысячный «автомобиль свободы». Он уже на передовой, теперь войдет в историю.
- О покупателях нельзя говорить, но, наверное, они из-за границы?
- Нет. Это наши покупатели из Украины. Они будут держать автомобили в музеях. «Ягуар» приобрел коллекционер из Киева – приятно думать, что это авто останется в Украине.
Единственная машина, которую бизнесмен не хочет продавать, - УАЗ, автомобиль его отца.
- Когда мой отец был председателем колхоза в Гусятинском районе, то ездил на нем. Я нашел его машину. Искал долго. Когда-то отец садил меня на колени, и мы ездили по полям, - вспоминает Тарас.
Выискивал ретроавто по разным городам, селам, базам данных ГАИ
Музей эксклюзивных авто тернопольский предприниматель открыл в 2016 году. Его кортеж участвовал в автопробегах и выставках, ретроавтомобили использовали для торжеств и фотосессий. Все это бизнесмен планирует возобновить после окончания войны.
- Тарас, когда вы начали коллекционировать автомобили? Как появилось такое увлечение?
- В далеких 90-х, когда я торговал дорогими авто из Европы и Парижа, впервые попал на фестиваль ретроавтомобилей. Они очаровали меня своей элегантностью. Так возникла мечта создать музей таких авто и в Украине.
Из Украины тогда вывозили много машин, какие-то оставались. К нам приезжали коллекционеры, за 600 долларов покупали машины и продавали их за границу. А я решил эти машины покупать и оставлять в Украине, чтобы наши дети видели такие раритеты, знали историю.
- Где находили экспонаты для своего клуба?
- Выискивал авто по разным городам, селам, базам данных ГАИ. Тогда были приобретены первые автомобили, оставшиеся после Второй мировой войны. Так родился наш клуб «Ретро-Кортеж».
Мы устраивали фестивали, ездили к детям в детские дома, чтобы покатать ребят, проводили фотосессии на свадьбы и дни рождения. «Ретро-Кортеж» стал визитной карточкой Тернопольщины.
- До момента продажи, сколько в коллекции было автомобилей и каких марок?
- 35 ретроавтомобилей и мотоциклов. Maybach - визитка нашей коллекции - автомобиль из резиденции Гитлера, которая находилась в Виннице, - знаменитая ставка "Вервольф". Один из местных жителей при отступлении фашистов загнал это авто себе в гараж. После смерти дедушки внуки собирались сдать машину на металлолом. К счастью, не успели. Maybach - кабриолет 1937 года, таких в Европе всего штук шесть. На рынке они стоят ориентировочно 150 тысяч долларов. Сейчас звонят, интересуются им.
Еще одна наша гордость – грузовой автомобиль времен Второй мировой войны «Урал-ЗИС».
А еще есть немецкий Opel Admiral 1937 года, Lincoln, "Волги 24", "Москвичи 412", "горбатые" «Запорожцы»...
Есть и белый Lincoln Town Car 1975 года - эту машину чаще всего брали на свадьбы. ЗИС - машина партийной коммунистической элиты. Есть кабриолет Mercedes-Benz SL Roadster Jaguar, который выпускали в 1965-1960 годах.
Есть «Волга», переделанная в кабриолет. 4-метровый американский Dodge - на таких разъезжали гангстеры в США. Отреставрированный грузовик "Урал ЗИС-355М" с деревянным кузовом - на нем ездили во время Второй мировой. Кабриолет с откидным верхом Vanderer 1936 года. Его тоже любили брать на свадьбы. Сейчас этой марки уже нет.
- А известно вам, сколько еще коллекционеров есть в Украине?
- Есть несколько клубов - в Киеве, Львове и Запорожье. На западе Украины наш музей.
В домах для переселенцев приютили 120 человек
- Говорят, что вы еще и переселенцам помогаете.
- Да, мы занимаемся строительством модельных каркасных домов для временно перемещенных лиц. 24 февраля прошлого года началась полномасштабная война, а уже 26 февраля мы обустроили два приюта со всеми удобствами в Тернополе для вынужденных переселенцев. Наша команда работала круглые сутки, принимая людей из горячих точек.
- И сейчас в этих домиках кто-то живет?
- Да, там живут люди. Есть дома, которые мы подарили. Мы создали фонд «Дом украинской семьи» для донатов. Первый домик передали семье из Ирпеня: их прежний дом был полностью разрушен.
Год назад решил создать Budmall Center – площадку по продаже домов быстрой сборки - это подтолкнуло людей приезжать в Тернополь. Тогда приютили 120 человек. Этого оказалось недостаточно. Начали расселять людей по квартирам - и этого было мало. Тогда я познакомился с предпринимателем из Черниговщины, который переместил свой бизнес - производство модульных каркасных домов - в Тернополь. Он рассказывал, что из дерева можно быстро строить экологичные домики, для этого достаточно месяца-двух. Эта идея меня увлекла: сегодня она важна для людей, пострадавших от войны, а в будущем пригодится для развития туристической отрасли.
Так что мы продолжаем строительство, хотя Украина еще не начала отстраиваться.