Новая версия чат-бота GPT-4 с элементами искусственного интеллекта GPT-4 весьма самонадеянно выразила готовность заменить два десятка профессий, которыми сегодня занимаются люди. Список, сформированный по его запросу, опубликовал в Twitter журналист Роуэн Чунг.
В созданной таблице искусственный интеллект указал не только перечень профессий, которые собрался отвоевать у человека, но и черты человеческого характера, которые он готов «воспроизвести» для выполнения тех или иных обязанностей.
В список вошли:
- специалист по вводу данных (необходимые черты – скорость и аккуратность),
- представитель по работе с клиентами (коммуникабельность и эмпатия),
- корректор (внимательность к деталям),
- помощник юриста (исследование и организация),
- бухгалтер (математические навыки),
- переводчик (владение языком),
- копирайтер (творчество и написание текстов),
- аналитик по маркетинговым исследованиям (аналитические навыки),
- менеджер социальных сетей (создание и курирование контента),
- планировщик встреч (тайм-менеджмент),
- телемаркетер (убеждение и общение),
- виртуальный помощник (многозадачность и организация),
- траскрипционист (навыки аудирования и набора текста),
- журналист (проверка фактов и написание текстов),
- турагент (планирование и координация),
- репетитор (знание и обучение),
- аналитик технической поддержки (поиск неисправностей и решение проблем),
- электронный аналитик (написание и таргетинг),
- модератор контента (критическое мышление и суждение),
- рекрутер (интервьюирование и оценка).
Насколько этот список соответствует нынешним реалиям и действительно ли искусственный интеллект сможет заменить человека на указанных позициях? В ответах на эти вопросы KP.UA разбиралась с директором консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталием Михайловым.
- Виталий, как вам список?
- Честно говоря, вызывает вопросы. Например, такой: исходя из какой информации искусственный интеллект получил такие ответы? Очевидно, исходя из той, которой он располагал, но насколько она полная?
Или: как конкретно был сформулирован вопрос? Поясню, что я имею в виду. Например, все мы пользуемся гугл-поисковиком и считаем, что умеем это делать. Ввел два-три-четыре поисковых слова – и получил ответ. На самом же деле очень большое число людей не умеют пользоваться даже таким доступным для всех инструментом, который, кстати, тоже в какой-то мере является искусственным интеллектом. Например, далеко не все знают, что если эти два-три слова взять в кавычки, то гугл будет искать точную цитату, а если забыли часть фразы, которую хотите найти, можно использовать звездочку. Минус перед словом без пробела означает, что это понятие надо исключить из результата. То есть запрос, скажем, «тур на острова мальдивы» будет означать, что вас в первую очередь интересуют именно Мальдивы, а запрос «тур на острова -мальдивы», наоборот, означает, что человека интересует тур на все острова, кроме Мальдив.
Я хочу сказать, что сама форма запроса к четвертой версии GPT очень важна. Искусственный интеллект – это инструмент, и важно, кто и как им пользуется.
Еще один вопрос – в какой стране искусственный интеллект заменит те или иные профессии? В США, Китае, Украине?
- А это важно? Думаете, не сможет преодолеть языковой барьер?
- В каждой стране есть свои нюансы: разное законодательство, разные зарплаты, разные требования к специальностям, разный уровень развития экономики, разный менталитет. Может, искусственный интеллект и заменит бухгалтера в США, но в Украине – вряд ли. С украинским языком ИИ, конечно, справится, а вот с двойной бухгалтерией, которую ведут немало отечественных компаний, - нет.
- GPT назвал не только профессии, но и человеческие качества, которые планирует заменить. И если со скоростью, точностью, планированием, оценкой проблем вроде бы возникнуть не должно, то некоторые параметры кажутся спорными. Например, коммуникабельность и эмпатия, которые сам же искусственный интеллект определил как качества, которые необходимы при работе с клиентами.
- Эмпатию, конечно, не заменишь. Но, думаю, что в данном случае речь идет о чем-то вроде чат-ботов по работе с клиентами. Они уже сейчас более-менее успешно работают в сфере услуг, позволяя без помощи человека прояснить вопрос с тарифами или отправить заявку на вызов мастера. Иногда это удобно, иногда доводит клиентов до белого каления. И, кстати, очень многие хотят поговорить с живым человеком и готовы тратить массу времени на то, чтобы дождаться связи с оператором.
- В список профессий, которые искусственный интеллект выразил готовность заменить, попала профессия журналиста. И кажется, нет никаких сомнений в том, что программа сможет проверить факты и написать текст. Выходит, профессия журналиста под угрозой?
- Мы не первый год слышим о том, что программы будут писать не только статьи, но даже книги. Пробные попытки были, но дальше этого дело не пошло. И тут важный вопрос: а кто будет эти книги читать? Будут ли люди вообще читать книгу, зная, что ее написал не человек? Но даже если это обстоятельство скрыть от читателя, сможет ли программа написать текст так, чтобы было интересно следить за развитием сюжета? Если честно, мне кажется, что искусственный интеллект вряд ли хорошо справится не то что с написанием оригинального текста, но даже с переводом, адаптированным под конкретный регион, язык, местный юмор и т.д.
- Вы не оставляете искусственному интеллекту совсем никаких шансов?
- Скажу так: все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано.
Но, во-первых, автоматизировать можно далеко не все процессы.
Во-вторых, это процесс небыстрый. Перейти от живого человека к искусственному интеллекту – это огромная работа, и ее кто-то должен сделать. А наш мир очень инертный.
И, наконец, это должно быть экономически целесообразно, то есть нужно смотреть на стоимость этого решения. Если оно будет обходиться, условно говоря, в 100 долларов в месяц, а зарплата соответствующего сотрудника составляет 1000 долларов в месяц, ответ очевиден: дешевле платить за искусственный интеллект. Но если разница будет небольшой – скажем, 100 и 150 долларов соответственно, никто этим заниматься не будет. Поэтому в первую очередь искусственный интеллект начнет заменять дорогие специальности.
- Последнее место в списке занимает профессия рекрутера. Вы, как рекрутер, спокойны за свое будущее?
- Абсолютно спокоен. Уже сейчас часть работы рекрутера автоматизирована – этапы поиска кандидата, первичной коммуникации, тестирования. Но финальное интервью с кандидатом должен проводить живой человек, тем более на высокие позиции. Я в этом абсолютно уверен. Да и соискатель вряд ли захочет, чтобы окончательное решение о его приеме на работу принимала программа.
Поэтому пусть искусственный интеллект нанимает на работу искусственные интеллекты. А мы, люди, справимся с этим сами.