52-летний Олег Литвинский (псевдоним Олег Добрый») работает клоуном в Национальном цирке Украины. Насколько сложно быть смешным во время войны, какие кошмары преследуют клоунов и почему в жизни цирковые шуты - печальные, артист рассказал KP.UA.
И акробат, и жонглер
- О цирке во время войны думаешь в последнюю очередь. Насколько тяжело смешить людей в такое время?
- Мы с самого начала войны работали в бомбоубежищах (Олег Литвинский с 2001 года работал с напарником Андреем Обуховым, который умер в апреле 2022 года. – Авт.). Людям надо переключаться на что-то другое в такое тяжелое время. Когда в глазах детей появлялись искринки, я понимал, что делаем нужное дело. Может, это не самое важное сейчас, но точно - нужное. Сегодня на каждом представлении военные говорят «спасибо за то, что ты делаешь – оно того стоит». А я говорю им спасибо – за то, что могу это делать.
- Среди цирковых артистов много тех, кто продолжает династию. А как вы попали в цирк?
- У меня в семье клоунов нет – я первый и, наверное, последний. Дочка пошла в театр. Годиков в пять я приехал к бабушке в Киев - сам я из Крыма, из Джанкоя, и меня повели в цирк. Тогда работал Михаил Румянцев – клоун Карандаш. И у меня что-то внутри загорелось - я тоже захотел дарить смех. Это переросло в хобби, потом пришел в цирковую студию, начал изучать жонглирование, акробатику – осваивал все жанры.
- То есть клоун должен знать все жанры или акробаты тоже изучают клоунаду?
- Настоящий клоун должен владеть как можно большим количеством жанров, юмор же очень многообразный. Потом я изучал искусство магии, делал фокусы.
- Получается, быть клоуном – это самая тяжелая профессия в цирке?
- Это всегда было так. Прыжки, жонглирование, фокусы, эквилибр и многое другое - все это я освоил. В цирке всегда все держалось на трех китах: клоунах, акробатах и животных. Раздражает, когда в пример ставят Cirque du Soleil - это несопоставимые вещи. Cirque du Soleil - это бизнес, правильно построенный и с большим вложением средств.
- На зарплате это отображается? Сколько зарабатывает клоун?
- Если берут в штат, зарплата может быть 15 тысяч гривен в месяц - норма 15-20 представлений. Но артист получает за номер, а клоун выходит минимум четыре-пять раз. В Германии клоуны за 15-20-минутный выход получают от 3 до 10 тысяч евро. Но это уже уровень цирковой звезды. В Украине сейчас для клоуна работы нет никакой, и за рубеж не выедешь.
Почему клоуны пугают
- Чтобы стать клоуном, образование необходимо?
- В Киеве в цирковом училище тогда не было набора на клоунаду – предлагали на жонглера. Хореограф цирка из комиссии позвала к ним клоуном.
Чуть позже я стал первым в Украине клоуном Рональдом МакДональдом. В Будапеште вручили премию как лучшему корпоративному клоуну Восточной Европы.
Образование я все-таки получил, когда объявили набор на клоунаду.
- У вас есть объяснение, почему некоторые люди боятся клоунов?
- Я долго искал ответ на этот вопрос. В 1990-е, когда все, и цирк в том числе, разваливалось, появилось много шапито. На артистах экономили. Думали: «А что, я тоже клоуном смогу!». И люди, не зная профессии, много бед наделали, вот тогда и появились дети, которые боятся клоунов. Они пугали детей. Ребенок при походе в цирк или влюбляется в него, или скажет: «Нет, больше я этого видеть не хочу».
- Чем же клоун может напугать ребенка, если это, конечно, не Пеннивайс?
- Напугать очень легко. Такие «клоуны» при выходе в манеж всегда делали это громко, чтобы обратили внимание. Но ребенок, который сидит в первом ряду с родителями, не готов к такой звуковой атаке. Сначала нужно его обаять, показать, что ты есть. Голливуд тоже свое добавил – ужастиками.
В постсоветском пространстве клоунаду вывели на другой уровень. Есть белый лирический клоун и рыжий – придурковатый. Если клоун нравится, то знайте, что за этим стоит очень много лет работы и опыта.
Клоунов без травм не бывает
- Приходилось выходить на манеж после смерти близких, личных трагедий и удавалось ли тогда смешить и самому смеяться?
- Когда умер дедушка (а отца у меня не было), сразу после похорон мне надо было ехать на представление. Тогда и понял, что такое профессионализм. Я должен переключиться на работу, ведь зритель пришел улыбаться. Это тяжело, но это возможно.
- На манеже иногда случаются трагедии (в ноябре во время представления потерял сознание и умер по пути в больницу дрессировщик тигров Николай Козырев. – Авт.). Насколько тяжело выходить, зная, что коллегу в этот момент увозит скорая?
- Если артист - профессионал, он выходит и делает свою работу. Он обязан не дать зрителю почувствовать, что что-то случилось. Зритель должен выходить счастливым, несмотря ни на что. В тот день работал другой клоун, но я представляю, как ему было тяжело. Но зритель улыбался.
- В цирке много травматических профессий. А у клоунов бывают профессиональные травмы?
- Конечно. Первая серьезная травма у меня была, когда работали в Казахстане в шапито - я делал прыжок с кувырком. Дрессировщик собак, которые ездили на велосипеде, постелил в манеже фанерку прямо на опилки. Я об этом не знал и падал именно на том месте. В результате получил травму ключицы. Повисшую руку положил в карман и отработал еще три репризы. А мелких травм было полно – оступился, связку порвал, неудачно упал…
«Клоун, ты чего такой угрюмый?!»
- Есть мнение, что клоуны в жизни печальные. Насколько вы с этим согласны?
- На самом деле я очень тихий и закрытый человек. Я не всегда раскрываюсь. Даже в гримерку ко мне заходят нечасто. Я считаю, что все яркое надо делать на манеже. А потом - будь скромным.
- Вас не раздражает, когда от вас в обычной жизни ждут шуток и приколов?
- Однажды пошел на Новый год к сестре, чтобы не сидеть одному в гостинице. Пришел и тихо сидел, а все от меня ждали этих шуток: «Слышь, ты же клоун, чего ты такой угрюмый?». Но я всего себя отдаю на сцене, а в жизни стремлюсь быть «нормальным человеком». Хотя знаю много коллег, которые такие же комедийные и по жизни.
Сейчас, если вижу, что от меня ждут шуток, выдаю парочку, чтобы «успокоить публику», а потом веду себя, как мне комфортно. И тогда меня уже больше не трогают. Поначалу были моменты, когда я страдал в компаниях, где говорили - «о, а сказали, что клоун придет!».
- Вы, кстати, не обижаетесь, когда называют клоуном?
- Раньше просил не называть что-то клоунадой, а потом понял, что люди говорят то, с чем у них ассоциируется, по шаблону, даже не задумываются. Теперь улыбнулся - да и все. Другой ассоциации в каких-то ситуациях у людей нет - только цирк и клоунада.
Кошмар клоуна
- И Никулин в свое время, и современные клоуны часто жалуются на один и тот же кошмар – им снится, что люди не смеются. У вас такие же кошмары?
- Мне всегда снился страшный сон, что у нас сейчас представление, а мы еще не одеты или бровей не сделали. Что зритель не смеется – нет. Со временем уже понимаешь, что надо делать для того, чтобы смеялся.
- Но если зал не смеется – как выходите из ситуации?
- Нет общей формулы, каждый раз нужно прощупывать публику – идешь, как сапер по минному полю. Всегда должны быть заготовки и куча реквизита на любой случай. Show must go on - при любых обстоятельствах.
- А вас легко рассмешить?
- Когда смешно - я смеюсь. Я давно не смотрю на коллег, как на уровень, а смотрю как обычный зритель. Есть такой известный клоун Жигалкин, он приехал на «95-й Квартал» - и провалился. А потому что потерял реальность. Это очень важно, кто перед тобой. Он работал в своем шаблонном стиле - «О, сейчас будет смешно!». Публику не подготовил. Такие провалы сильно бьют по психике.
- А у вас были провалы?
- Было один раз. Мы работали в ночном клубе в Мариуполе на первое апреля. Увидев площадку, сразу сказал: «Ребята, совсем плохо - будут провалы». Сцена была на втором этаже, внизу оркестр, доступа к зрителю не было. Для певцов это нормально, а клоун должен контактировать, видеть глаза и ощущать энергетику. Мы все были расстроены и чувствовали себя виноватыми в том, что не смогли выйти из этой ситуации.
В Одессе юмор особый
- Есть ли города, страны, в которых зритель всегда принимает на ура, а где-то приходится потрудиться, чтобы рассмешить?
- Германия очень легкая для клоуна, могут в буквальном смысле с пальца смеяться. А вот испанцам нужен текст, просто мимикой не возьмешь. Китайцы - те сначала «мертвые» сидят, а потом аж ладошки горят, так им понравилось.
В Украине особая – Одесса. Там проще и тяжелее одновременно. Проще потому, что «твоя» атмосфера. Но юмор там неповторимый: «мама, если от этого не смеются…» - как они говорят. Они уже все «схавали» - твое представление может быть для них пройденным материалом.
В Днепре тоже интересно. Однажды подсадили в зал арт-директора, а он большой и внешне на бандита похожий. И издевались над ним все представление. Бабушка возле него сидит: «Сынок, не обижайся, у нас уже лет 10 таких клоунов не было!».
- Взрослых сложнее рассмешить, чем детей?
- Это правда. Ты просто можешь оступиться, и дети уже будут ржать. Но взрослые внутри тоже дети, и когда есть шанс вернуть их в детство, то они твои. Надо осторожно распаковать этого ребенка внутри.
Желтый шарик в память о напарнике
- Какие традиции или приметы есть в цирке?
- Спиной к барьеру стоять нельзя - будет трагедия. Нельзя есть семечки - аншлага не будет. У нас был один любитель семечек - когда ездили по Азии, то пока не отбили у него это желание, полные залы не собирали. Хотя, может, это совпадение.
Нельзя трогать реквизит перед выходом артиста – будет все падать, особенно этой приметы боятся жонглеры. Нельзя проходить перед артистом непосредственно перед его выходом, это у «униформы» (обслуживающий персонал в цирке. – Авт.) есть такой грешок. Даем за это подзатыльник.
Всегда за кулисами громко поздравляем друг друга с выходными. Раньше их было мало – шесть дней рабочих, теперь много, но традиция осталась.
На «зеленке» (заключительное представление. – Авт.) всегда шутят друг над другом. Например, мне вместо бутафорской батареи могут вынести настоящую. А если вытащат унитаз вместо батареи, отыграть вообще будет тяжело... На одной из «зеленок» вместо веника «униформы» притащили пылесос. Но это традиция, мол, «сейчас посмотрим, какой ты артист».
- В прошлом году вы потеряли напарника (Андрея Обухова), с которым выступали больше 20 лет. Как прошло первое представление без него?
- Первое было самым тяжелым - в зале были друзья и родители Андрея. Это было представление о желтом шарике - это цвет его костюма. Этот шарик по сценарию всегда был со мной - и в конце он лопается. Я очень держался, чтобы не выйти из образа. Все плакали. Этот момент был очень тяжелым.
На втором представлении уже не было лиц, которые напоминали Андрея, - оно прошло на ура, все ржали. У меня было чувство, что он стоит рядом и похлопывает по плечу: «Иди вперед».
Минутка поэзии
Стих Олега Литвинского
Веселый, забавный, он шут при дворе,
Смешные он песни поет детворе.
Все громко смеются, кричат - браво! Бис!
И просят его продолжать бенефис.
И снова, и снова выходит он к ним,
Дарит он счастья и радость одним,
Другим он с иронией скажет о том,
Чего все боятся сказать в слух о нем.
Он может играть, песни петь, танцевать,
Веселый каскад шуток новых опять.
И кажется всем, что жизнь без забот,
Забылись проблемы за прожитый год.
Ну вот и финал бенефиса шута,
Аплодисменты - награда труда,
И зритель с улыбкой побрел кто куда,
Цитируя шутки и песни крича.
Закончился праздник, шут со сцены сошел,
Присел за кулисой, сигаретку нашел,
Маску свою он снял без труда,
И слеза по щеке прокатилась одна.
В груди закололо, и сердце его,
Не вынесло то, что внутри у него.
Он вверх посмотрел, улыбку даря,
После чего не стало шута.
Время пройдет, пролетят и года,
Но шутки шута остаются всегда.
И в памяти всех открыты сердца,
Для радости той, что дарил он тогда.