Болгары из села на Одесчине: Каждый из наших обрядовых хлебов имеет свое значение

Выпечку уже внесли в список культурного наследия Украины.

bessarabia.ua

Бессарабское село Криничное на самом юге Украины может похвастать старинными болгарскими традициями, которые здесь соблюдаются по сей день.

Родословную составляют по именам

Например, здесь до сих пор называют детей в честь дедушек и бабушек – первенцев в честь тех, с кем живут, вторых – в честь других. А живут с родителями болгары обязательно – редко кто строит жизнь отдельно.

- Моя старшая сестра - полная тезка моей бабушки, только другой год рождения, а я, как второй ребенок, должна была быть названа по бабушке мамы, - рассказывает KP.UA режиссер, общественный и культурный деятель болгарского происхождения Татьяна Станева. – Ее звали Надеждой, но рядом соседка и родственница - тоже Надежды, поэтому мне дали имя Таня, нарушили правило. Могут уступить, если хотя бы первого ребенка назвали в честь бабушки или дедушки. Поэтому у нас в селе у жителей повторяются имена и отчества.

Именно это помогает местным установить свою родословную вплоть до седьмого-восьмого колена – их предков, которые первыми переселились в Бессарабию. Также здесь интересная традиция кумовства – нынешних младенцев крестят дети крестных их родителей. Они же участвуют в обряде венчания на свадьбе. Это должна быть семейная пара из одного и того же рода.

Болгарский хлеб признали культурным наследием Украины

Обрядовый хлеб – одна из таких традиций, которые сохранились у украинских болгар до сегодняшних дней. Недавно он попал в список культурного наследия Украины. Его выпекают на День Георгия – 6 мая по григорианскому календарю.

- Обрядовый хлеб готовит самая старшая женщина в семье – она выпекает пять хлебов из одного замеса теста, - объясняют местные. – Печь топится еще с вечера - виноградной лозой и кукурузными стеблями, а для теста используется закваска, основой которой являются хмелевые и винные дрожжи, а также мука, соль и вода. Исторически для такого хлеба использовали старинный сорт муки «Камут» из арнаутки – пшеницы с белым и твердым зерном.

Каждый из пяти хлебов имеет свое значение. Боговицу пекут в честь Бога и святой Богородицы. Это украшенный четырьмя перекрестными жгутами в форме цветка хлеб, которые символизируют солнце и пробуждение природы весной. Рангель выпекают в честь Архангела Михаила – это фигурно переплетенный хлеб из двух или нескольких жгутов с обязательным сквозным отверстием посредине для ритуальной чаши с вином.

Если в доме есть Георгий – приносят в жертву барана

Каравай хозяйки делают в честь святого Георгия – это самый большой хлеб из пятерки, который состоит из переплетенных жгутов. Еще два символизируют сам праздник и называются Ушчарки – это хлеб для пастухов с фигурами-символами: открытый загон для овец, непарное количество маленьких шариков из теста, которые символизируют овец, жгут в виде крюка – посоха пастуха и фигурка пастуха. На коллективную трапезу на улицу или во двор с открытыми воротами хозяйки выносят обрядовый хлеб к пяти часам дня.

- Георгий Победоносец считается покровителем овцеводства, которое очень развито в наших краях, - продолжает Татьяна Станева. – Это также наши предки принесли с Балкан. После Георгия овец выгоняют пастись в поле – до этого их держат около дома.

Если в семье есть Георгий или Георгиевич, по словам Татьяны Станевой, тогда обязательно режут барана и запекают в печи курбан – жертву, в переводе с тюркского языка. Сейчас одного барана могут между собой делить два двора – чтобы мясо не оставалось. 

- У нас на праздник собираются по половине улицы – всю улицу в одном месте не соберешь, очень длинная, - продолжает Татьяна. - Каждый приносит свой курбан, свое вино – за столом подают друг другу свое блюдо, пробуют. Если все не съели – несут угощения домой. Перед застольем зовут священника или сами молятся, потом – танцуют. А если найдут медведку - вешают. Вот прямо голову обматывают ниточкой и вешают. Есть такое поверье - если найти медведку и повесить ее, то будут дожди – это радость. Дети в этот день бьются лопухами – на здоровье. Также в этот день принято девочкам подрезать косы – считается, что волосы будут хорошо расти.

К праздничному столу обязательно подают и обрядовый хлеб. Заканчивается День Георгия в Криничном традиционными болгарскими танцами, которые дети учат, видя, как танцуют взрослые, с малых лет.

14 февраля отмечают День винодела

Георгиев день – это одна из традиций, которую соблюдают в каждой семье болгарского села. Он заканчивает зимний цикл праздников, который начинается с Дмитриевого дня - 8 ноября.

- Отмечаем также болгарский праздник «Трифон Зарезан» (в честь христианского священника, в день казни которого на все виноградники напали насекомые – его просили защитить их. – Авт.), – отмечает Татьяна Станева. – Он празднуется 14 февраля. Трифон Зарезан - покровитель виноделия. В этот день делают первое ритуальное обрезание лозы, потом – гуляния.

В Криничном сохранился старый болгарский диалект, который современный язык уже давно поглотил и в самой Болгарии. Он более мягкий. В быту селяне до сих пор говорят только на болгарском.

С албанцами из соседнего села общаются по-русски

Село Криничное окружено такими же моноселами, в которых уже два века живут другие народы, сохраняя свои традиции и язык. Соседствует с албанским селом Каракурт, неподалеку – гагаузское (тюркоязычный народ. – Авт.), молдавское, есть также село, в котором поселились бежавшие из Российской империи старообрядцы – липоване. Гагаузы и албанцы также отмечают Георгиев день. С соседями общаются на русском языке.

- В этой местности девять раз менялась власть, так что здесь шутят в ответ на вопрос, когда было лучше – при румынах или Советах: «Когда румыни ушли, а советы еще не пришли», - улыбается Татьяна Станева. – Украинское село уже есть ближе к Одессе. Хотя нет, в Измаильском районе есть село Кислица, которое когда-то заселили казаки (донские казаки-некрасовцы, сбежавшие от крепостного права. - Авт.).

Летом праздников меньше – страда. В окрестностях Криничного селяне выращивают лук-севок «арпаджик» - причем научились это делать только здесь. Вырастить и собрать – это целая технология. Соседи, как ни старались, не смогли перенять эти навыки. А этот лук раньше был почти что на вес золота. От того село росло и богатело – дома здесь богатые.

- Раньше, когда еще процесс не был механизирован, мы почти на целый август выезжали в поле и жили там в палатке, - вспоминает Татьяна Станева. – А вы понимаете, что такое август на юге Украины! Перед этим землю орошали, чтобы можно было собрать луковицы. У меня моральная травма детства – все свои дни рождения 11 августа я проводила в поле. Поэтому день рождения моей дочери мы всегда отмечаем! Хотя, может быть, это нас и приучило тому, что нет «не хочу», «не буду» - есть только «надо»!» Есть сроки, и ты не можешь их сдвинуть. Не соберешь лук - пойдут дожди, и все пропадет. Наше село можно считать кузницей кадров – неуспешных людей у нас нет, а много и выдающихся, которые обязательно что-то хотят сделать для села.

Кто бы ни уехал отсюда учиться – все скучают и возвращаются, ведь «только там ты можешь чувствовать себя болгарином и говорить на болгарском языке». Связи с Болгарией сохранились не у всех.

Татьяна Станева
Досье Коротко про

Украинский режиссер, журналист, краевед, культурный деятель. Родилась 11 августа 1984 года в селе Криничном Одесской области. С начала войны работает для болгарского телевидения.

Сняла полнометражный документальный фильм «Место силы» о своем родном селе, в котором рассказывается о 200-летней истории болгар-переселенцев в Одесской области, основавших Криничное. Фильм презентовали на международных фестивалях в Болгарии и Чехии, также он вышел на украинских экранах. По его мотивам планируют создать компьютерную этноигру.