#КУЛЬТУРНИЙШЛЯХ: артисты просят не запрещать зарубежные гастроли из-за двух негодяев

Решение будет приниматься в Ставке главнокомандующего.

facebook.com/respublicafest

Украинское культурное сообщество запустило хештег #культурнийшлях. В постах тегают Министерство культуры и информационной политики, Офис Президента, Верховную Раду, лично министра Александра Ткаченко, Елену Зеленскую.

Этот флешмоб – реакция на слова секретаря СНБО Алексея Данилова о намерении ужесточить правила выезда мужчин призывного возраста за границу и об обещании Минкультуры усилить ответственность для мужчин-артистов.

«Опыт и пример двух негодяев не должны перечеркнуть работу тысяч работников культуры», - заявил писатель Сергей Жадан, записавший свое обращение из Нью-Йорка, стоя у театра LA MAMA, где состоится премьера украинской пьесы.

Проблему "двух негодяев" должны обсудить на ближайшем заседании Ставки главнокомандующего. Артисты и деятели культуры встревожены, что может быть принято строгое решение – вплоть до запрета на выезд за границу на гастроли и творческие встречи.

Два скандала совпали во времени

Переполоху предшествовали два почти совпавших скандала. Выяснилось, что украинский режиссер Тарас Голубков отправился в Москву, чтобы снимать клипы российским исполнителям. Правда, в заявке на выезд, которую он подал в Минкульт, речь шла о работе над фильмом о войне в Украине The War Diary – сборе историй украинских беженцев в Европе.

Еще более шокирующе повел себя стендапер Андрей Щегель, который в интервью Роману Скрипину заявил, что уехал в Турцию, потому что уже получил три повестки, а он, видите ли, хочет жить комфортной жизнью, потому что у него такой выбор, а ребята, погибающие под пулями ,– это их выбор. "Я нахожусь за границей, и мне разрешение на это дало государство", - похвастался беглец.

Как можно понять по словам Алексея Данилова, кроме этих двух, есть еще четыре актера, которые не вернулись с заявленных гастролей. А по факту таковых может быть и больше.

Индивидуальные ангажементы

– Наш театр ездит только на официальные гастроли. В декабре-январе мы возили балеты и оперы в Японию, Францию. Конечно, в труппе были и девушки, и парни. Мы подчинены Минкульту, все происходит через Минкульт: уехали, отработали, вернулись, – рассказывает руководитель пресс-службы Национальной оперы Украины Лана Рокси.

Однако она отмечает, что у некоторых актеров могут быть свои ангажементы.

– Индивидуальные вопросы артисты решают сами, но согласовывают свои планы с театром. Например, берут отпуск за свой счет. Есть люди, получившие разрешение на выезд в конце весны – начале лета, и уже не знаю, как продолжили его, оставаясь в штате театра. Перед Новым годом было принято решение, что все, кто задержались вне Украины без командировки от театра, должны официально оформить отношения с ним – либо уволиться, либо вернуться на рабочее место. Определенная часть людей уволилась. Я не знаю, по каким соображениям они это сделали, но они уже не наши.

Чужие маскируются под нас

Между тем, Лана вспоминает и о том, как театр возвращался к работе, когда врага вытеснили из Киевской области.

– До войны в балетной труппе было 160 артистов. С 24 февраля театр прекратил работу. А когда мы открылись 21 мая, оставалось всего 30 танцовщиков – мужчин и женщин. Но люди стали возвращаться! Кто сразу, если не имел обязательств, кто после отработки контракта. Ибо если ты обещал станцевать восемь Жизелей, то не можешь бросить нас из-за тоски по дому. Сейчас у нас снова полноценная балетная труппа, и никто не собирается использовать гастроли для побега.

Однако есть и недоразумения.

– Популярность украинских артистов за рубежом очень велика. Наш премьер Ян Ваня - чешского происхождения, давно мог уехать. А он в Киеве с женой, ребенком. И вот периодически возникает его имя в какой-то стране - Ян Ваня танцует "Лебединое озеро". Уже устала объяснять, что он никуда не уехал из Украины без разрешения, что его именем торгуют на афишах, а за день до спектакля проводят замену. Или где-то выскакивает труппа Kyiv City Ballet с "Щелкунчиком" и тем же "Лебединым". Снова звонят мне: как так? Снова объясняем: это не наши, это чужие маскируются под нас...

Собрали 13 миллионов гривен в виде пожертвований

Участники флешмоба #культурнийшлях делают упор на то, что зарубежные гастроли – это мощный культурный и волонтерский фронт.

- За прошлый год из выступлений за границей нам поступило более трех миллионов гривен. Грант на 120 тысяч евро от компании GVL получили благодаря деятельности украинских культурных деятелей в Германии. Средства пошли на закупки для военных и поддержку юридической и операционной деятельности нашей общественной организации, - пишут в Musicians Defend Ukraine Foundation.

– Вместе со многими артистами мы провели около 100 мероприятий в 17 странах, собрали и передали более 15 миллионов гривен (сюда входит как прибыль, так и донаты, собранные во время выступлений) на нужды нашей непобедимой армии. Останавливаться на этом мы не собираемся и продолжаем работать в таком же безумном темпе ради победы нашей страны! – говорят в своем обращении к власти участники творческого объединения ARTLIVE.

– Мы представили Украину на 15 музыкальных конференциях, скоординировали букинг украинских артистов на 10+ фестивалях и событиях за рубежом. Десятки международных СМИ обратили внимание на Украину благодаря нашей инициативе. Мы собрали 13 000 000 гривен в виде пожертвований. Мы используем наш шанс показать миру свою уникальную украинскую культуру и идентичность в то время, когда враг пытается ее уничтожить, – говорят во Всеукраинской Ассоциации музыкальных событий UAME.

Между тем определенная доля простых пользователей соцсетей, похоже, была бы не против запрета. Объяснение простое: если мне ограничили право на свободное передвижение (военное положение это позволяет), почему другие могут им пользоваться.

Скорее услышат одного артиста, чем пятерых политиков

– Я для себя как артист гастроли не планирую, даже благотворительные. Есть маленький ребенок, да и в Украине, считаю, больше пользы принесу. Но запрещать гастроли из-за поступков двух непорядочных людей – это чушь, - делится с нами своими мыслями стендап-комик Макс Вышинский. - Люди, нарушающие закон, должны за это отвечать. Я не знаю, возможно ли это юридически, но по крайней мере морально. Считаю, что нужно усилить контроль за выезжающими. А актеров типа моего, надеюсь, бывшего коллеги Андрея Щегеля вообще проверять надо было до того, как выпускать. Однако, что касается добродетельных артистов, то надо понимать, что они действительно выполняют очень важную миссию. Даже если оставить без внимания сбор средств на армию.

Макс говорит о том, о чем мы часто предпочитаем не думать.

– Артисты напоминают миру, что в Украине идет кровавая война и что она защищает собой всю Европу. Ибо мир уже начинает привыкать к этому как к обыденности. В какой-то момент кто-то может и вовсе забыть... Вот группу "Калуш" тоже упрекают, что слишком много по разным весям катаются. Но они напоминают о войне и собирают большие концерты. Если в мире есть спрос на украинское, есть интерес к украинскому культурному продукту, это нужно активно использовать.

По мнению нашего собеседника, простые люди за границей скорее услышат одного артиста, чем пятерых политиков. Ибо искусство – это путь к душе, а не только к разуму.

Комментарий политолога

Культурные деятели должны работать с общественным мнением на Западе

Владимир Фесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента»:

– Я не думаю, что нужны изменения в ныне действующие правила. Сейчас нет абсолютного запрета на выезд. В каждом конкретном случае это разрешается точечно. Артистам дает разрешение Минкультуры – это их ответственность. Если они где-то промахнулись, то пусть разбираются, какой чиновник разрешил уехать за границу парню, трижды нарушавшему свой долг явиться по повестке. Убирают коррупцию и отлаживают контроль.

Не нужно бросаться в крайности и вводить запреты. Сейчас работает инициатива United24 – поддержка Украины западными культурными и общественными деятелями. Работать с общественным мнением на Западе, и не только на Западе, должны, в частности, деятели культуры. Следует определить, кто наиболее эффективно это может сделать, а кто стремится зарабатывать на себя или скрываться от войны. Чтобы любая зарубежная гастроль работала на государственные и общественные интересы в условиях войны.