Режиссер Олег Маламуж: Образ Мавки, который мы выбрали, совпадает с ее поступками

Как создавался самый громкий украинский анимационный проект.

FILM.UA

FILM.UA

2 марта в прокат вышел самый ожидаемый мультфильм «Мавка. Лісова пісня» производства студии Animagrad (FILM.UA). Создатели фильма обещают: такого в украинской анимации еще не было. К примеру, на протяжении всего фильма Мавка меняет образы чаще, чем это свойственно большинству анимационных фильмов. А каждый новый образ – это очень сложная работа художников и аниматоров.

Как создавали Вселенную Мавки, главную героиню мультфильма и как вообще зарождалась эта история, в интервью KP.UA рассказал режиссер «Мавки» Олег Маламуж.

Внешность – дело вкуса

- Олег, Анна Елисеева, креативный продюсер FILM.UA, рассказывала нам, что самым сложным было создание образа Мавки, ведь как она может выглядеть – каждый представляет по-своему. От чего вы отталкивались, когда разрабатывали главную героиню?

- У нас было достаточно много вариантов, но мы выбирали тот, который больше всего подходил к уже написанной истории. Когда выписана история, тогда легче понять, какой образ нужен. Он должен отвечать тому, о чем герой говорит, как действует в среде, в которой находится, отношениям, которые он выстраивает. И именно этот образ Мавки, который мы выбрали, совпадает с ее поступками.

– А сколько было вариантов?

– Это были десятки эскизов. Но уже конкретно для фильма мы рассматривали около трех.

– Остались эти эскизы? Интересно было бы посмотреть, как создавалась Мавка.

– У нас очень много материала. Сейчас на студии мы даже ведем разговоры о том, чтобы издать арт-бук, показать, сколько всего было нарисовано до того, как появился финальный вариант.

- Зрители, сравнивая первую Мавку с нынешней, отмечают, что нынешняя стала более диснеевской. А вот первая выглядела больше украинской, такая, круглолицая. Что вы скажете на это?

– Если посмотреть на все женские и девичьи образы, которые Disney и Pixar выпустили за это время, то вы увидите все типажи лиц, которые только могут существовать: есть героини и круглолицые, и с удлиненными лицами, и азиатской внешности, с разными пропорциями.

Следует объяснить, что у нас не было «первой» или «второй» Мавки. Было множество эскизов, черновых вариантов, которые наши художники создавали еще на этапе девелопмента, еще до написания, собственно, сценария. Это требовалось и для дистрибуции, чтобы представлять проект на международных кинорынках, профильных ивентах. Один из таких образов был на первом постере – Мавка с голубыми волосами, другой появился в тизере – первом видео, которое так запомнилось зрителям. Это были черновые концепты. Впоследствии они менялись и дорабатывались художниками студии. Это стандартный процесс производства анимационных фильмов.

На самом деле внешность – дело вкуса. Среди нашей аудитории есть поклонники Мавки из тизера, но большинство воспринимают и любят Берегиню Леса такой, какой она есть в нашей истории и какой они увидят ее во время просмотра в кино.

– Бывает, что люди к чему-то привыкают, и уже нового не воспринимают, оно им кажется каким-то не таким.

- Образ Мавки больше всего соответствует истории. Как концептуально, так и технически. Когда зритель увидит мультфильм, думаю, поймет, почему мы создали Мавку именно такой.

Разрабатывая образ, мы, например, поняли, что большой венок на голове постоянно отвлекает от лица. То есть зритель смотрит не на него, а на множество цветов на голове героини. К тому же, большой венок очень усложняет работу с волосами с технической точки зрения.

Длинное полупрозрачное платье – это красиво, но в нем достаточно сложно бегать, что-то делать, и в таком платье Мавка становится персонажем, который не может делать активные действия. Такие моменты очень важны.

– Видите, такие нюансы производства анимации простому зрителю непонятны.

– Это как раз те моменты, которые заметны в процессе девелопмента, разработки. К примеру, если аниматоры говорят, что здесь, здесь и здесь они не смогут работать по определенным причинам, нужно это учитывать. Мы либо постоянно будем иметь проблемы и отказываться от активных сцен, либо немного изменим одежду и дадим возможность нашему персонажу двигаться. Это чисто профессиональные вещи, которые мы делаем в момент разработки фильма.

Производство одной коротенькой сцены занимает около года

- Вы действительно создали целую Вселенную Мавки. В лесу обитает много удивительных существ. Мой любимец – «Жабокиць Квусь». Есть ли у вас ваш любимый герой?

- Мне, наверное, больше всего нравится «Шумник Гук». Именно он добавляет в нашу драматическую историю ярких красок, он шутит, он положительно-эмоционален. Он, конечно, паникует, но если находит правильное решение, все сразу становится на свое место, и он готов двигаться дальше, несмотря ни на что. Гук делает весь ансамбль персонажей богаче.

Я 27 лет в анимации, и мне нравятся персонажи, которые додают фильму энергии, жизни. Есть главная героиня, главный герой, драматическая линия, она понятна, она должна вызывать эмпатию, слезы, положительные эмоции. Но есть еще и персонажи, которые немного разбавляют драму, дают юмор и энергию фильмуа. И я их очень люблю.

– Екатерина Кухар подарила Мавке свою пластику, мимику и жесты. То есть, Мавка двигается как Катя?

– Катя помогала придать Мавке какой-то магической пластичности. Она снималась для видеореференсов определенных сцен. Также эту роль исполняла актриса Таисия Хвостова. Свой голос Мавке подарила актриса Наталка Денисенко, а пение – Кристина Соловий. Вместе им удалось создать целостный образ Мавки.

– Вы вообще собрали шикарный каст актеров для озвучки персонажей. Сложно было такой кастинг организовать?

– «Мавка. Лісова пісня» - очень знаковый проект, он выделяется среди других, этого мультфильма ждут и взрослые, и дети. Важно было подобрать голоса, чтобы они идеально работали на каждого персонажа. Поэтому все, кто дублировал мультфильм, проходили кастинги. Некоторые - на несколько ролей сразу, как Олег Скрипка, который озвучивает Духа Природы - «Того, Що в Скелі Сидить», он также пробовал озвучивать «Лісовика» и «Дядька Лева», роли которых в результате достались Назару Заднепровскому и Олегу «Фаготу» Михайлюте.

А вот Сергей Притула, например, подарил голос Фролу и этой ролью завершил свою актерскую карьеру и работу в шоу-бизнесе. Он записывался еще до войны. Сейчас посвятил себя волонтерской работе. Мы гордимся нашим звездным войс-кастом, собрать вместе таких талантливых людей было непросто, хотя каждый с удовольствием приобщился к проекту.

– У всех вопрос – почему «Мавка» делалась так долго? В чем сложность такого процесса? Если говорить уже непосредственно о разработке, это, наверное, лет пять?

- Создание полнометражных анимационных фильмов – непростая и длительная работа. Средний срок производства успешных мультфильмов для мировых студий – 5-7 лет, а иногда и больше. Это стандартная практика. Значительная часть этого периода отведена на девелопмент: разработку концепта, персонажей, стилистику, написание сценария и другие важные этапы. Обычно студии анонсируют проекты незадолго до релиза – за год, а через полгода начинается активное промо. «Мавка» имела такую глубокую идею, смыслы, качественный материал, что мы поделились им со зрителями еще на стадии разработки. И все это настолько сильно сработало, отозвалось, что о проекте заговорили еще задолго до премьеры. Поэтому людям вне индустрии кажется, что над «Мавкой» работают очень долго.

Работа над «Пиноккио» Гильермо дель Торо длилась более 10 лет. Ведь если вы делаете что-то очень знаковое и достаточно щепетильно, у вас постоянно будет что-то меняться, это занимает много времени.

В нашем проекте много спецэффектов. И часть работы заключалась еще и в том, чтобы уменьшить объем задач, который перед нами стоял. Не все наши идеи отвечали возможностям. Вообще, в работе над созданием «Мавки» нам многое приходилось делать впервые, ведь индустрия производства и школа современной 3D-анимации в Украине только формировались. Некоторые приемы, к которым мы прибегали, раньше почти не применялись. Многие технологические решения мы испытали впервые и учились прямо в процессе работы. Поэтому реализация некоторых наших идей потребовала много времени. Тем не менее, сроки работы над нашей анимационной лентой, с учетом ограничений, которые наложила пандемия коронавируса по всему миру, а затем и война, стандартные. Но главное – мы завершили работу над «Мавкой». В войну, под обстрелами, в оккупации. Это – победа. Мы невероятно рады и горды, что даже при таких условиях «Мавка» была готова по довоенному плану, а кинотеатральный прокат стартовал уже со 2 марта.

– Вы сейчас говорите о технологиях?

– Да. Кроме анимации, креативной части, которую мы придумали, нарисовали, есть еще достаточно большая часть работы – это спецэффекты, которые нужно разработать. 3D – это чисто технология. Скажем, количество воды, которая есть в кадре, должно быть разработано в программном обеспечении очень качественно.

Ведь такие проекты в Украине еще не делали. Опять же, у Disney и Pixar очень большие отделы разработки программирования. Программисты этих студий пишут собственные программы для того, чтобы создать волосы, живой лес, который будет сам по себе жить, как его будет колыхать ветром. Это достаточно сложно и занимает очень много времени.

- У вас вроде как будет живой лес, судя по трейлеру?

– Да. Если вы посмотрите, то, например, в «Викраденій принцесі» такого еще не было.

- Специалистов вы искали у нас, в Украине, или приходилось кого-то приглашать и из-за границы?

– У нас был и аутсорсинг. У нас не хватало в стране специалистов. Нам требовались аниматоры топового уровня, поэтому мы искали по всему миру тех, кто согласился бы за небольшой бюджет делать такое качество.

Круговорот жизни одного шота, то есть одной коротенькой сцены на несколько секунд, от начала производства до ее завершения, когда она уже становится финальной, - занимает примерно год. Это довольно сложные процессы, есть много внутренних этапов, через которые проходит одна сцена, чтобы она получила такой вид, который зритель увидит на экране.

Сначала спланировали, разработали персонажей и локации, смоделировали их, разработали риги, затем поставили камеры, сняли, засимулировали всю одежду, сделали все спецэффекты, отрендерили, затем скомпозили, покрасили и получили финальную картинку. Параллельно мы производим в среднем 1600 шотов.

Наше производство похоже на построение корабля, когда производится деталь за деталью, потом это все собирается и спускается на воду.

Нам уже можно преподавать в вузах как работать в войну

– В момент угрозы, когда нужно защитить лесной народ от гибели, Мавка становится огненной. Такой воинственный образ был запланирован или был создан уже после начала полномасштабной войны?

– Он был запланирован. Это все было в сюжете. Так сложилось, что тема, которую мы поднимаем, отзовется зрителю. Я в этом уверен, потому что история очень сильно перекликается с нашими реалиями. Вы поймете это, когда увидите.

– Вам пришлось доделывать фильм после полномасштабного вторжения. Как собирали команду вместе как физически, так и морально? Наверное, кто-то уехал, кому-то было трудно прийти в себя…

- Я постоянно говорил своей команде, что они – герои. Летом я давал интервью японскому изданию, и они удивлялись: «Почему вы не остановились? Это ведь логично. Война в стране, такие проекты невозможны».

Неделю мы все находились в состоянии шока. Несколько членов нашей команды оказались в оккупации под Киевом: наш арт-директор был в Макарове, в Иванкове люди вообще были без связи. Сначала мы начали связываться с командой: кто где, кому что надо, кого мы можем вытащить. Думали, может, переносить производство за пределы Украины, можем ли дальше вообще продолжать, или, возможно, нужно останавливаться. Никто из нас в войну не делал такую сложную анимацию. Но во времена ковида мы наладили процесс удаленной работы и производили продукт на местах. Как раз этот опыт помог нам понять, что в войну мы можем дальше работать.

Поэтому через две недели мы решили продолжать производство. Кому-то даже отвозили компьютеры из студии, потому что были и те, кто разъехался по селам, по областям, несколько наших специалистов ушли на фронт, кто-то уехал и уже из Европы продолжил работать. Это немного затянуло график производства, но позволило закончить проект согласно довоенному плану.

Нам уже можно преподавать в вузах, как работать в войну и как это вообще возможно. Это очень большой вызов, но реально. Мы заканчивали «Мавку» в перерывах между тревогами, из укрытий, об этом даже есть видео.

– «Мавку» называют самым дорогим проектом в истории украинского кинематографа. Так и есть?

– Возможно, да, а, возможно, и нет. Вопросы по бюджету лучше направить продюсерам.

– С «Мавкой» вы прошли большой путь, у вас есть новый опыт. Какую историю хотелось бы снять следующей?

– У нас в разработке есть проект «Роксолана». 8 марта студия Animagrad (FILM.UA Group) будет представлять его на анимационном форуме Cartoon Movie. Там состоится питчинг потенциальной копродукции.

Если «Мавка» – это более драматическая история с комедийными персонажами, то «Роксолана» – это уже более веселая и драйвовая история. Она более комедийная, больше похожа на мюзикл, наши персонажи будут петь. Мне кажется, восточная тематика с украинской энергией может быть очень интересна миру.