Если в Google ввести запрос "задержали волонтеров, которые торговали автомобилем для армии", мы увидим ряд отчетов правоохранителей о таких уголовных делах. Последнее сообщение - от полиции Винницкой области о преступной группе, которая под прикрытием благотворительного фонда якобы продала, по меньшей мере, 29 автомобилей, которые привезли в Украину как гуманитарную помощь.
Первая реакция – святое негодование. Но когда KP.UA углубилась в вопрос, поняла, что не все так просто. После более года (точнее 9 лет) войны Украина использует юридические понятия о волонтерстве и гуманитарной помощи, которые были сформированы еще в мирные времена. Но сегодня мы живем в другом мире. Из-за противоречий между законом и реалиями, в первую очередь, могут пострадать ВСУ.
Полностью доказаны факты
Полиция Виннитчины информирует, что организатором противоправного вышеупомянутого бизнеса стал основатель благотворительного фонда, действовавший совместно с родным братом и знакомым.
– Сначала они действительно занимались волонтерством, что-то там привозили для ВСУ, а потом решили на этом зарабатывать, – рассказали KP.UA в пресс-центре полиции. – Завезенные на особых условиях джипы и пикапы подозреваемые перекрашивали в защитный цвет, маркировали эмблемами ВСУ и продавали людям, которые собирали средства на авто для воинских частей, где служат их родные и друзья. Покупатели переводили деньги на счет продавцов с отметкой в платеже «Благотворительная помощь».
В полиции говорят, что 29 реализуемых пикапов и внедорожников – это полностью доказанные всеми документами факты. От их продажи, по данным следствия, подозреваемые получили более 4,7 млн гривен.
Правоохранители не отрицают, что все, без исключения, авто добрались по назначению - в воинские части, где были взяты на баланс. Однако уверяют, что 29 отнюдь не дешевых автомобилей организаторы сделки получили за границей от благотворителей – бесплатно.
Задержанным предъявлено подозрение по ч. 3 ст. 201-2 Уголовного кодекса Украины – с целью получения прибыли незаконное использование гуманитарной помощи, благотворительных пожертвований или безвозмездной помощи, совершенное организованной группой лиц. Мужчинам грозит лишение свободы сроком от 5 до 7 лет.
Вопрос меры пресечения сейчас решается, но обычно по подобным делам, которых уже десятки по Украине, суд отпускает подследственных под залог.
Купить одно авто или два?
В волонтерском обществе считают такие дела преследованием благотворительного движения. Но сначала немного предыстории.
С 1 апреля 2022 года власти разрешили украинцам импортировать автомобили без растаможки. Тысячи наших граждан, которые имели сбережения и возможность выехать из страны, бросились за границу за дешевыми подержанными автомобилями. У кого был запрет на выезд – обращались к дилерам. Через три месяца, по открытой информации, в Украину завезли и поставили на учет 240 000 иномарок.
С 1 июля вступил в силу закон, возобновивший все расходы на растаможку. Льготы оставили только для автомобилей, предназначенных для ВСУ и оформляемых как гуманитарка. А по закону от 1999 года - это адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме.
- Я не знаю, почему власти решили, что европейцы, которые массово продавали свои авто украинцам, в частности волонтерам, теперь будут отдавать их даром, - говорит волонтер Алексей Крещенко. – 29 бесплатных джипов и пикапов – это миф. Это только то, что есть в документах. Приведу пример: купленное для ВСУ авто с растаможкой стоит 15 тысяч долларов. А без растаможки – 7 тысяч. То есть если идти на хитрость и оформлять как гуманитарку, вместо одной можно купить две машины. А наша армия очень нуждается автомобилях буквально каждый день, потому что они ломаются, уничтожаются вражескими снарядами.
Алексей говорит, что на нескольких его знакомых возбуждены уголовные дела. И вместо того, чтобы продолжать работать на ВСУ, люди скитаются по следственным кабинетам и судам.
Все покупают за деньги и за деньги передают
Простые люди, которые собирают деньги на пикапы или джипы для военных, не знают, где их искать, как покупать. Поэтому обращаются к волонтерам, у которых наработан опыт, связи за границей, которые внесены в систему "Путь" (позволяет мужчинам-водителям призывного возраста пересекать границу в случае перевозки гуманитарных или медицинских грузов). Иногда на автомобиль скидываются сами военные, переводя средства волонтерам, когда те привозят автомобиль.
– Большинство автомобилей волонтеры покупают за собственные средства или средства фонда. А деньги нужно возвращать, чтобы снова покупать и возить машины на фронт. Плюс компенсировать побочные расходы, – говорит Алексей. – Допустим, я купил авто за 7 тысяч долларов, добавляем еще тысячу, потому что логистика, потому что бензин. Плюс СТО – подержанные машины нужно не только окрашивать в военные цвета, но и ремонтировать. В том состоянии, когда их привозим, нельзя сразу на фронт. Некоторое время автомобиль находится на балансе моего благотворительного фонда как условно растаможенный. Когда я возвращаю за него деньги, он переходит на баланс воинской части. Я выполняю новый заказ.
По словам нашего собеседника, за такими волонтерами и охотятся правоохранители из разных ведомств.
– Потому что в рамках закона - это нарушение. В рамках закона волонтер – это человек, который где-то берет 100 000 гривен, что-то покупает и раздает. Регулярно. А так не бывает, сейчас война, в армии - огромные нужды. Поэтому закон нарушают почти все, кто привозит автомобили, бронежилеты, каски и прочее. Все это тоже покупают за деньги и за деньги передают.
Из собственного опыта
"В суде не учитывают, что мы говорим"
В декабре прошлого года певица Ольга Цыбульска в интервью "Радио Люкс" рассказала, что ее младший брат подвергся уголовному преследованию из-за волонтерства. Сергей Цыбульский поделился с KP.UA своей историей.
– Я 15 лет занимаюсь автомобилями. С первого дня войны ко мне стали обращаться друзья, знакомые, искавшие автомобили для армии. Сколько могли, мы приобрели авто за собственные средства, приобщались к разным сборам. Все знали, что к нам можно обратиться, мы найдем и привезем автомобиль.
Когда аннулировали нулевую растаможку, мы стали помогать общественным организациям, фондам, чтобы машины для военных могли заехать в Украину. Они были у нас на обслуживании, у нас были подписаны договоры, помогающие с доставкой, с ремонтом. Вдруг 9 сентября к нам пришли с обыском сотрудники Бюро экономической безопасности, хотя такие вопросы вовсе не в их компетенции.
Сергей говорит, что у него забрали личные вещи, компьютерную технику.
- В отношении меня возбудили уголовное дело по торговле гуманитарной помощью. Не производили контрольную закупку, не фиксировали какую-либо передачу денег. Вручили подозрение с формулировкой: неоконченное покушение на преступление... То есть покушение на торговлю гуманитаркой. Хотя мы предоставили документы, что все машины, о которых говорилось, у нас на хранении, что они временно в собственности, пока мы их обслуживаем.
Сергей уверяет, что в материалах дела и в обвинительном акте, который переписывали дважды, много "дыр" в показаниях, фраз "в неизрасходованное время", "в неопределенном месте", "неопределенное лицо".
– Оно так и пошло в суд, все всех устраивает, они ни на что не обращали внимания. Ни в Бюро, ни в прокуратуре, ни в суде. Судья вообще не учитывает то, что мы говорим, не удовлетворяет ходатайство, перед заседаниями общается с прокурором.
С группой волонтеров, которые также подверглись преследованию, Сергей был на приеме у генерального прокурора.
– Показывали документы на растаможенный автомобиль. Он был куплен за 5 тысяч долларов и еще 5 тысяч потрачено на растаможку. Потому машины с целевым назначением для ВСУ и декларируются как гуманитарная помощь.
Сергей подтверждает, что получить в Европе бесплатно 29 автомобилей невозможно.
– Я уверен, что из тех машин ни одна не была подарена. Я скажу непопулярную вещь: в Европе уже все не так, как было в марте прошлого года. Они устали из-за того, что дают деньги, из-за проблем с энергоносителями. Мы однажды совершили громкую рекламную кампанию через фейсбук: кто хочет подарить автомобиль для украинских военных? Знаете, сколько людей откликнулись? Нисколько! Все автомобили в Европе покупаются. Я не раз задавал правоохранителям вопрос: а как надо, чтобы было правильно? Потребность в автомобилях в армии есть, а должности государственного дилера или перегонщика нет. Ответа не получил.
Из-за этих проблем Сергей должен был покинуть волонтерство.
- С 9 сентября ни одной машины пальцем не коснулся – принципиально. Я нахожусь под залогом, мне на полгода парализовали бизнес, забрали авто на 60 тысяч долларов, у меня двое маленьких детей. Второму ребенку исполнился только год, он родился под взрывами. Мне есть чем заняться. А я хожу по судам и жду, пока прокурор советуется с судьей в его кабинете.
На минувшей неделе Государственное бюро расследований возбудило уголовное дело по заявлению Сергея Цыбульского – по факту превышения служебных обязанностей работниками Бюро экономической безопасности.
- Если все это будет продолжаться, если не изменят законы, ВСУ останутся без автомобилей и станет меньше патриотов. Группа людей, с которыми мы ходили к генпрокурору, суммарно собрала и передала в армию около 20 миллионов гривен, а сейчас им грозит от 5 до 7 лет тюрьмы. Это честно? Пусть даже волонтер заработает на перегоне автомобилей 60 тысяч гривен, ему тоже нужно жить и питаться, кормить семью, потому что все свое время он возит машины.
Есть вопросы
Какой может быть выход из схожих ситуаций? Мы обратились за комментарием к юристу.
– Можно внести изменения в законы, исключив автомобили из категории гуманитарной помощи, но оставить льготы по растаможке, если будет механизм гарантирования, что авто ввозится для ВСУ, – говорит администратор группы “Военные адвокаты и юристы” в фейсбуке Олег Леонтьев. – Но, по моему мнению, ничего не нужно менять, нужно, чтобы эффективно работала прокуратура, которая осуществляет надзор за уголовными производствами.
Если автомобиль был завезен в Украину для армейцев и доставлен по назначению, дело подлежит закрытию из-за отсутствия происшествия уголовного возбуждения. Если его получил посторонний армии человек – дело передается в суд.