Гильзы в ювелирных изделиях и статуях киевского художника Владимира Балибердина появились еще до начала полномасштабного вторжения. Но особое звучание этот материал приобрел именно после 24 февраля 2022 года. Поражает, как смертоносное оружие в руках ювелира превращается в ажурное, нежное и словно несущееся в воздухе произведение искусства.
Неудивительно, что изделия Балибердина пользуются большим спросом. Одни работы художника продавались в Милане, другие раскупят с аукционов в Японии и Латвии. Средства от продажи изделий художника идут на ВСУ.
Кстати, 2 марта этого года одно из этих необычных украшений было продано на аукционе за 35 тысяч гривен. Деньги будут направлены на комплектацию 25 дронов-камикадзе для спецподразделения БПЛА «Крылья» от ГУР.
О подробностях своей ювелирной работы Владимир рассказал KP.UA.
Под впечатлением от разрушений в Бородянке Владимир делает новую скульптуру из большой гильзы
– Владимир, гильзы, мягко говоря, не совсем подходящий материал для украшений. Как вообще пришла такая идея – превращать их в подобную красоту? Где вы берете гильзы?
– Работать с гильзами начал с 2014 года. Тогда использовал гильзы, оставшиеся еще со Второй мировой войны. Делал крылья, ангелов и другие скульптуры в подобной тематике как переживание событий, происходящих в Украине.
Уже после полномасштабного вторжения, когда увольняли Киевщину, в мастерскую принесли гильзы, собранные под Бучей и Ирпенем. Начал экспериментировать с ними, чтобы сделать что-нибудь новое. Так появились первые украшения.
Изготовлял в своей мастерской изделия из латунных гильз. Делаются они по уникальной технологии с помощью сварочного аппарата. Накладывается 3-4 слоя латуни, сверху изделие прожигается, а дальше идет ювелирная технология.
Латунь живет долго – 200-300, а может и 500 лет. Есть более яркие и тусклые оттенки латуни. Материал, конечно, впоследствии тускнеет, но смотрится этот процесс очень интересно.
В это время ко мне обратились военные, попросили достать глину. Спрашиваю: зачем вам глина? Ответили: чтобы испытывать бронежилеты. Я отдал мешок глины и сказал, что денег за нее не возьму: это святое дело! И они передали мешочек отстрелянных гильз для моего творчества.
Спустя время военные принесли гильзы от автомата и винтовки. Самую большую гильзу мне подарил Реставрационный центр. Сейчас из нее заканчиваю работу, созданную под впечатлением декупированной Бородянки. Видел своими глазами, что от нее осталось, насколько там разрушены дома. В работе я хочу передать свое впечатление от выжженных домов без окон: там когда-то жили счастливые люди.
- Вы специально ездили ради этого в Бородянку?
– У нас есть друг из Франции, Жан Марк Лефевр. С самого начала вторжения он близко к сердцу принял трагедию Украины. Приглашал меня с женой к себе, но мы решили оставаться в Киеве и работать. Тогда он под впечатлением от происходящего начал делать инсталляцию в виде больших капель, оплетенных лозой. Назвал ее «Слезы Украины». Первую часть этой инсталляции он презентовал в Польше, вторую – во Франции, в Нормандии, а третью хотел привезти в Киев. Мы с ним встретились в Польше. А когда направлялись в Киев, заехали в Бородянку, где живет моя племянница.
В Бородянке своими глазами увидели все ужасы оккупации. Очень много разбомбленных и сожженных домов. Муж племянницы показал нам огромную яму, образовавшуюся от падения 500-килограммовой авиационной бомбы. Остались и обломки от снаряда – 4 сантиметра в толщину! К счастью, до взрыва племянница с мужем успела спуститься в подвал.
- Поделки, подобные вашим, еще кто-то делает?
- Очень многие мои коллеги что-то делают. Каждый ищет свою технологию. Но нередко это ювелирные украшения, которые были и раньше. Решил сделать что-то другое – так появилась коллекция «Память сердца». Один из ее экспонатов – сердце, пробитое пулями. Сегодня так никто не работает.
Когда началась война, думал, что в такое время ювелирное дело никому уже не нужно: до украшений ли людям? Но оказалось иначе. Ко мне приходила журналистка, у которой на груди был кулон в виде гильзы. Она сказала: "Гильза у меня, а пуля полетела у врага".
– У вас есть маленькие и большие работы. Сколько времени тратите на изготовление одной? Достаточно ли вам материала?
- Что касается времени, иногда работа получается легко и быстро, а иногда решаешь поставленную перед собой задачу неделями и месяцами.
Сейчас сложно найти материал, инструмент, ведь идет война — это тоже влияет на быстроту выполнения работы. Что-то можно найти, а чего-то нет. Многие ювелирные магазины закрыты или разбомблены, кто-то уехал.
У меня были запасы материалов, но я уже их потратил. Инструменты ломаются, нужно покупать новые, а это дорогие вложения.
«Мои работы есть у Залужного и Елены Зеленской»
– Где ваши работы?
– Работы разлетелись по миру. Во многом мне помогли девушки из объединения Willna. Они решили помочь. Когда зачитали, кому прислали мои изделия, я был в восторге! Они у многих известных людей. Среди них - Валерий Залужный и Елена Зеленская.
- Как война влияет на ваше настроение? Не мешает ли работать?
– Сейчас у многих опустились руки – ничего не хочется делать: нет сил. Но в первые дни полномасштабного вторжения у меня было единственное желание – заканчивать все начатые работы. Все это время я работал без остановки. Дай Бог профессионально работать и приносить людям радость. Всю жизнь я делаю красоту для людей и украшаю женщин. Планирую завершить работу «Вече ангелов», а в будущем буду создавать новые композиции.
Все люди, которых я знаю, делают что-то для победы и помощи Украине. У нас есть мирная специальность, но хочется быть нужным и во время войны.
В тему
- Правда ли, что для прошлых своих работ вы использовали зуб кашалота и бивень моржа?
- Да, я использую в своем творчестве очень разные материалы – бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, дерево, разнообразные камни - драгоценные и полудрагоценные, разные виды металлов. За десятки лет овладел почти всеми ювелирными технологиями. Мои работы за несколько десятков лет собирает Музей исторических драгоценностей Украины в Лавре.
Более 40 лет тому назад я начал вводить украинский орнамент в ювелирное искусство. Тогда это было неактуально, но мне хотелось соединить украинский орнамент с настоящим ювелирным искусством. Я делал резьбу по перламутру и на бивне мамонта. Искал всюду информацию об украинском орнаменте, даже ходил в музей Ивана Гончара.
Многие мои работы находятся сейчас в Музее исторических драгоценностей. Сегодня пора делать что-то другое, но и работы тех времен достаточно актуальны.
- Много ли ваших работ в Музее исторических драгоценностей Украины?
– Там есть около 20-30 изделий. Недавно передал три работы по гильзам. Для меня важно, что мои работы находятся в главной сокровищнице Украины. Наша нация очень талантлива, многие поколения художников издавна создавали на территории Украины шедевры, хранящиеся в этом музее.
Член Национального союза художников Украины и Союза дизайнеров Украины. Его работы хранятся в Музее исторических драгоценностей Украины, других музеях и частных коллекциях мира.
Владимир возглавляет секцию декоративно-прикладного искусства Национального союза художников Украины, он – куратор и организатор многих художественных проектов.