Творит во тьме
Когда заходит солнце и окон начинает касаться мягкий лунный свет, 11-летний Макс Бровченко из Бердянска подходит к холсту. Мама не ругает за ночное бодрствование, хоть он и пропустит завтра школу. Это важнее для сына, а уроки она и сама ему сможет объяснить. У Макса – расстройство аутистического спектра.
Замирая перед натянутым на подрамник холстом, Макс хмурит брови - он еще не знает, какая картина выйдет из-под его кисти. Его руку направляет кто-то невидимый, вырисовывая космические пейзажи или военные баталии. Что-то – совершенно выдуманное, а что-то – вот только вчера произошедшее. Это единственные темы, которые его интересуют. Война потеснила космос около полутора лет назад. До вторжения оставалось семь месяцев…
- Тогда еще не было разговоров о том, что точно будет война, и у нас никогда эта тема не обсуждалась, - вспоминает в разговоре с KP.UA мама Максима Оксана Бровченко. – Но Макс вдруг начал твердить: «Будет война». И картины у него пошли страшные, кровавые… А когда наступило 24 февраля, проснулся со словами: «Ну вот. Свершилось. Я же говорил».
Оксана Бровченко склоняется к мысли, что сын воспроизводит происходящее в 2014 году. Тогда в семье была тревога, собирались чемоданы – грохот орудий гремел не так уж далеко. Максу было всего три, но кто знает – может, именно те совсем детские ощущения войны сформировали в нем теперь потребности рисовать ее, хлынувшую большой волной уже на всю страну?
Рисовать Макс начал три года назад. Первую картину, как и все последующие, а сейчас их уже около двухсот, написал сразу - без черновиков и проб… Это была планета в космосе, созданная пастельными мелками. Растушевывая их, Максим стер пальцы в кровь. Купили масляные краски – теперь рисует на холстах. Карандаши не любит – «они его не слушаются».
- До этого два года рассматривал картинки космоса в интернете, смотрел видео, - рассказывает мама юного художника. – А потом сразу нарисовал картину.
Художник-профессионал учить отказался
Мама юного художника – детский психолог и воспитатель. Художников в семье нет. Практически единственный преподаватель Макса – американский, давно покойный, художник Боб Росс. Он вел авторскую передачу «Радости живописи» и учил, как нарисовать картину «алла прима» (с итальянского - в один присест). Смысл в том, чтобы рисовать поверх тонкого базового слоя мокрой краски – не ждать, пока высохнет. В интернете есть его видеоуроки.
Также полтора года назад Макс взял три урока у художника-галериста Николая Рубана, который был их соседом. После третьего тот отказался учить мальчика.
- Я не преступник, чтобы ломать его академическим рисунком, - ответил он недоумевающей маме.
Макс очень тяжело перенес переезд и скучает по родному Бердянску. Он считает, что у него забрали его обычную жизнь. В Запорожье, по словам мамы, даже обычные предметы казались ему враждебными – например, холодильник на прикосновение казался колючим.
- Хуже всего, что у него началось онемение в руках и ногах, - рассказывает о своих переживаниях мама маленького художника. - Мне пришлось очень много работать, чтобы вернуть ему чувствительность. Полтора месяца уже все в порядке, но я боялась, что не справлюсь. Аутисты очень впечатлительные.
Как будет во взрослом возрасте? Оксана уверена, что Макс научится себя защищать от разных факторов. Он уже многому научился – защищать уши, глаза, избегать неприятных контактов или прекращать их.
Первую картину продал за 700 долларов
Одна из картин, созданных сыном в эвакуации, врезалась в память Оксаны Бровченко. Одинокое дерево посреди увядающего уставшего поля с черной тучей над ним. Она узнала эту местность - это за Бердянском. В картине нашли отражение тогдашнее смятение и чувства мальчика – его одиночество, оставшаяся в прошлом прежняя жизнь, место которой пытается занять ее бледная тень. В своей группе он написал о ней так: «Во мне самом, как и в этой картине, сейчас нет цветов». Эту картину Макс написал своему другу.
Заказать у Максима картину можно, но вот диктовать, что именно на ней должно быть изображено, – не получится. Ведь он и сам не знает, куда кисть поведет его в следующий раз.
Картины 11-летнего художника пользуются успехом у ценителей искусства. Иногда они даже высохнуть не успевают – их забирают за 15 минут после размещения в группе «Космо-Макс» в фейсбуке.
До того, как кто-то в интернете предложил купить его картину, Макс и не думал о их продаже. Ну кому нужны рисунки пятиклассника? На том первом проданном холсте был изображен украинский воин-«великан» с гранатометом в окружении двух ангелов, от которого бегут «пигмеи» с триколорами и символикой Z. Позади – сине-желтый флаг на фоне грозового неба и золотой купол знаменитой бердянской беседки в центре у моря.
- Спросили цену, Макс ответил – «сколько дадите», - вспоминает Оксана. – Дали 700 долларов. Пока это самая дорогая проданная картина. Самая дешевая стоила 5000 гривен.
Макса тут же осенило – теперь он тоже может помогать военным. Купил пауэрбанки – и раздавал их лично. Встретит на улице человека в форме – и бежит к нему, на ходу расстегивая рюкзак и крича «У меня для вас подарок!». Военные удивлялись, но принимать подарок не отказывались. Также с первых заработанных денег помог освобожденному из плена бойцу из Бердянска – узнал о нем из местного хаба и через него же передал. С тех пор на все деньги от проданных картин помогает ВСУ. Купить айфон или гироскутер? Нет, это его не интересует.
Также Макс отдает свои работы на благотворительные аукционы. Так, одну из них увезла Елена Зеленская на торги за границу. Вырученные деньги пошли на восстановление деоккупированного Херсона.
Сейчас у Макса Бровченко планируются выставки в Европе. Поэтому две недели назад он приостановил продажу картин – надо же, чтобы остался какой-то материал. 15 работ уже уехали на выставку в Бостон – это было еще в декабре.
А в это время
Рисует на полотнах с автографами Зеленского и Залужного
На днях Макс Бровченко встречался с генералом Залужным – тет-а-тет. Он нарисовал для него картину и мечтал передать лично. Казалось бы, пустые фантазии – ну откуда у главнокомандующего время встречаться с детьми? Но Макс свято верит в то, что его мечты сбываются. Причем обычно так и происходит. Вскоре затрезвонил мамин телефон, и Макса пригласили на встречу с генералом.
- Встреча была очень насыщенной, Макс впечатлен – Валерий Залужный для него образец мужчины, - улыбается Оксана Бровченко. – Он узнал секрет нашей армии – почему она такая несокрушимая, почему это люди с большой буквы.
На картине для генерала Залужного мальчик нарисовал военных, сбивающих ракету. Такой ролик он посмотрел накануне. Назвал ее так, как выразились военные с ролика в отношении ракеты: «Падай, сука, падай!».
- Залужный подарил ему кусочек взорванного российского танка и принт-картину, на которой написано «Как бы тяжело нам ни было, но уже точно никогда не будет стыдно», - рассказывает Оксана Бровченко. – На ней фото главнокомандующего. Также подарил свой автограф на полотне.
Это уже четвертый автограф в коллекции школьника. В августе после церемонии награждения детей-волонтеров он попросил автограф у президента Зеленского. Тот расписался на врученном на церемонии Максу полотне – ему подарили пустой холст и краски, зная, что рисует. Написал «Всех победим!» и подарил телескоп… Также есть автограф Елены Зеленской и предыдущего главы Запорожской области Александра Старуха.
Эти полотна юный художник не хранит для себя – на них тоже рисует. Продавать не будет - собирается передать в музей. Работа на холсте с подписью президента уже готова – на ней изображен уставший военный с украинским флагом и рядом с ним – леопард. Обойти эту тему не смог даже 11-летний ребенок.