Цены на АЗС снизились: в чем причина и где искать «российский след»

Основной причиной ценопада эксперты называют массированные поставки в декабре и январе.

УНИАН

Пока все вокруг дорожает, топливо в Украине дешевеет, причем уже два месяца подряд. В чем причина падения цен на горючее и что будет с ценниками на АЗС к концу весны? Эти вопросы KP.UA обсудила с экспертами.

Январский ценопад

В январе розничные цены на нефтепродукты порадовали. По данным директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, дизтопливо в среднем подешевело на 2,5 грн - до 52,61 грн/литр, а бензин А-95 – более чем на 3 грн, до 48,71 грн/литр. Автогаз потерял 2,75 грн (26,66 грн/литр).

Снижение цен продолжилось и в феврале. По данным портала minfin.com, 8 февраля бензин А-95 на украинских заправках в среднем продавался по 47,97 грн, дизель – по 51,66 грн, автомобильный газ – по 25,78 грн.

Основной причиной такого ценопада эксперт назвал массированные поставки в декабре и январе. Отчасти этот процесс простимулировало Минэкономики: еще в октябре трейдеров призвали готовиться к эмбарго на российские нефтепродукты, которое вступило в силу 5 февраля.

- К тому же в январе почти вдвое упала реализация, в то время как поставки остались на рекордном декабрьском уровне, - говорит эксперт. - Сейчас заправочные сети имеют месячный запас горючего, это и давит на цены. В пользу фактора больших запасов и оперативных поставок говорит и то, что пока мировые котировки в январе росли, цены на внутреннем рынке падали.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко добавляет: цена на нефть упала, так что мировые цены на бензин тоже снизились. Соответственно, произошло снижение цен в Украине.

- До войны около половины бензина у нас было из Беларуси, порядка 20% - из РФ, - отметил эксперт в беседе с KP.UA. – Cейчас у нас топливо из ЕС, Азербайджана, Турции. Турция, кстати, покупает российскую нефть и продает нам бензин. Но цены на бензин формируются без привязки, из какой страны топливо – есть просто мировая цена. В принципе можно и в США бензин купить.

Максим Орыщак, аналитик компании «Центр биржевых технологий», называет несколько причин падения цен на топливо: валютная динамика в Украине, цены на мировом рынке, низкая стоимость российской нефти и, наконец, превышение предложения над спросом.

- Сейчас на оптовом рынке наблюдается большое количество предложений, - говорит Орыщак. - В мире стоимость барреля нефти держится неизменной последние 5 недель в диапазоне 85 долларов за баррель, периодически спускаясь к 80 долларам за баррель. Из-за того что в Европе была теплая зима, цены на нефть в мире не росли, а на оптовом рынке это позволило получить динамику роста предложения над спросом, за счет чего украинские оптовые поставки за этот период немного подешевели.

«Российский след»

Впрочем, говорит Серей Куюн, с автомобильным газом происходит совсем другая история. По его словам, здесь падение цен произошло из-за растущего импорта российского продукта, который формально получает «европейское гражданство».

- Российский газ заезжает в Литву и Латвию, где после смешивания с «европейским» газом получает благообразные документы и беспрепятственно направляется в Украину, - отметил Куюн на своей странице в соцсети. - Такого газа у нас уже около 40%. Секрет успеха – цена. Сегодня стоимость LPG (сжиженный газ. – Авт.) на роспроизводствах составляет 1,3 грн за литр. Поэтому на рынке он на треть дешевле нероссийского. Пройти мимо такого искушения трудно, а скоро может стать совсем невозможно: либо ты покупаешь это дешевое дерьмо, либо вылетаешь с рынка, потому что конкурировать с ним нереально.

Украинским трейдерам очень понравился полуроссийский микс, добавляет еще один эксперт Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн. Дальше – больше. В январе сжиженный газ в Европе существенно подорожал, и его себестоимость в Украине уже на уровне 23-23,5 грн за литр. Между тем «полуроссийский продукт» продается по 18,5 грн.

- С большой вероятностью ситуация получит дальнейшее развитие, - считает Артем Куюн. - Учитывая техническую возможность балтийских и польских терминалов, транзитирующих российский газ, где-то через две-три недели украинский рынок столкнется с острым дефицитом, и цена начнет быстро расти. Впоследствии стоимость дойдет до уровня, когда нероссийский газ снова будет конкурентоспособным. Но никто с полными вагонами и грузовиками еврогаза не будет ждать этого момента на границе. Закупка и доставка продлятся неделю-другую, в конце концов, высокая цена привлечет на рынок нужные объемы - и дефицит спадет. Но что этот этап оставит за собой? Во-первых, доля российского газа на рынке вырастет, ведь спрос на него будет максимальным. Во-вторых, самые большие заработки получат трейдеры, имеющие дело с российским ресурсом. А резкое прекращение поставок российского LPG трейдерам, перепродающим его в Украину, приведет к серьезному ресурсному голоду и опять-таки дефициту, дестабилизации, росту социального давления.

Словом, подытожил эксперт, дешевый в деньгах российский ресурс всегда очень дорог в политическом плане, а в условиях войны тем более. Поэтому необходимо как можно быстрее вводить непроходимые барьеры для российского продукта. Да, все имеющиеся варианты громоздки и неидеальны, но нужно с чего-то начинать и внутри страны, и на внешних рынках - например, активнее продвигать идею отнести российский LPG к подсанкционным продуктам.

Что дальше

Что касается прогнозов, то, говорит Александр Охрименко, к началу весны цены, вероятнее всего, останутся на нынешнем уровне.

По мнению Сергея Куюна, что касается бензина и дизтоплива, то сейчас цены на них близки к стабилизации. А вот газ, учитывая вышесказанное, может подорожать.

В то же время на конец весны Максим Орыщак дает негативный прогноз. Эксперт напоминает, что согласно «Инфляционному отчету» Нацбанка нас ждет рост цен минимум на 20% от текущих уровней.

- Основная причина заключается в том, что власти будут искать возможности пополнить казну, - отметил эксперт в комментарии KP.UA. – А это значит, что следует ждать нововведений, которые простимулируют бизнес поднимать цены для населения, в том числе на продукты и топливо. ​