Производили 20 тонн семян
Сорт огурцов "Нежинский" считается исчезнувшим почти 40 лет назад. В 1985 году зеленая ботва быстро засохла от мучнистой росы, попавшей к нам с Дальнего Востока. С тех пор в банках с этикетками «Огурцы по-нежински» - исключительно импортные сорта. Но… есть шанс, что настоящие, те самые нежинские огурцы все-таки вернутся на полки.
Об этом нельзя было бы и мечтать, если бы не ученые-добровольцы с исследовательской станции «Маяк», которая расположена в захудалом здании в селе Круты под Нежином. Когда огуречные растения гибли на глазах, они умудрились все-таки сохранить горсть семян, из которых теперь, спустя десятилетия, удалось возродить знаменитый сорт. Так что, может быть, в этом или следующем году удастся похрустеть нежинскими огурчиками.
- Когда-то наша станция выращивала 20 тонн семян нежинского огурца, - вспоминает в разговоре с KP.UA младший научный сотрудник исследовательской станции «Маяк» Александр Позняк. – Сейчас каждый год выращиваем гектар огурцов на семена. Раньше почти все большие хозяйства района ориентировались на потребности местного комбината - производство доходило до 12 тысяч тонн соленых и маринованных огурцов в год. Сегодня же в продажу или на производство нежинские огурцы вообще не поступают.
На станции занимаются только семенами. Их берут местные фермеры и обычные жители – выращивают огурец для своих нужд. Правда, дело это не простое.
Хрустит из-за серебра
Семья заведующего отделом «Музей истории Нежина» Нежинского краеведческого музея имени Ивана Спасского Сергея Зозули выращивает и солит нежинские огурцы десятилетиями.
- Сейчас «Нежинский» приобрел тонкую шкурку и малую бугристость – бугров на нем намного меньше, чем на других, - рассказывает KP.UA Сергей Зозуля. – Путем 300-летней селекции выкристаллизовался специфический сортотип, который с начала 80-х официально считается эталоном огурца засолочного типа.
В то время бытовал термин «нежинская огуречная зона», где и выращивали сорт. Местные грунты и вода богаты железом и серебром, за счет чего и достигается хрусткость.
- Это не самоопыляющийся сорт, нужны пчелы, что добавляет хлопот, - продолжает Сергей Зозуля. – Если неправильно собрать семена или не выдержать их год – много пустоцвета. И очень быстро портятся – менее чем за сутки. Собирать в период активного плодоношения нужно не реже чем раз в два дня, а то и каждый день. Из-за широкого разветвления невозможна механизированная сборка.
Поэтому «Нежинский» рискует сеять не каждая хозяйка, а предприниматели теряют интерес, узнав о сложностях. Он дает урожая на 5-10 тонн с гектара меньше, чем другие сорта.
Растет чуть медленнее бамбука
На рынке даже в Нежине или Чернигове эти огурцы тоже редкость. Их еще и нужно уметь отличить, если вдруг какой-то торговец попытается продать вам какой-нибудь «Родничок» вместо настоящего «Нежинского».
- Он бывает от бледно-оливкового цвета до темно-зеленого, аж до черноты, обязательно - беловатое пузо, - учит отличать «Нежинский» от других сортов Сергей Зозуля. - Такие огурцы никогда не выращивали на шпалерах – они плетутся по земле. Плоды растут ночью – им нужно тепло, но не жара, и влага, но не болото. Ночью как раз земля отдает тепло, и огурец с 3 см может за одну ночь вырасти до 5-7. Я бы поставил их на второе место после бамбука, который вырастает на 10 см в день.
Неказистые, не очень привлекательные на вид, особенно в маринованном или соленом виде, огурцы в рассоле стают бурыми, светлеют и создают впечатление некондиционных… Но вкусовые качества дают фору конкурентам – огурец мягкий и в то же время хрустящий.
Огурец оценили Булгаков и королева Елизавета
Молодежи этот вкус не знаком, но старшие поколения его отлично помнят.
- Нежинский огурец – это местный древний сорт, его появление связывают еще с первыми волнами переселения греков на эти земли, - отмечает KP.UA младший научный сотрудник исследовательской станции «Маяк» Александр Позняк. – Аутентичные сорта проигрывают импортным в коммерческих аспектах - урожайности и качестве продукции, но они ценны тем, что обладают какой-то свойственной только им изюминкой.
Первые греки начали селиться здесь еще в середине XVII века – когда гетман Хмельницкий освободил их от уплаты налогов и исполнения государственных повинностей. Они быстро освоили сельское хозяйство в околицах Нежина, застраивали и развивали город. Семена крохотных хрустящих огурчиков греки привезли со своей родины.
Новинка пришлась по вкусу местным, молва о них быстро разошлась на тысячи верст. Нежинские огурцы вспоминаются в «Путевых заметках» Булгакова (1923): «В Нежине, вынырнув из-под колес вагона, с таинственным и взбудораженным лицом выскакивает мальчишка. Под мышками у него два бочонка с солеными огурцами.
- Пятнадцать лимонов! – пищит мальчишка.
- Давай их сюда! – радостно кричат пассажиры, размахивая деньгами… Пассажиры устремляются в погоню за нежинскими огурцами и покупают их без нарушения правил и с нарушением таковых».
Говорят, князь Потемкин посылал за ними гонцов, а императрица Екатерина II, попробовав заготовленные для нее по приказу Потемкина нежинские огурчики, промолвила: «Впредь неизменно поставлять нежинские огурцы к царскому столу в Петербург». И огурцы везли – и к царскому столу, и чумацкими обозами, а позже вагонами в Москву и в Петербург, Копенгаген, Берлин, Париж, Лондон, Стокгольм.
Говорят, даже к столу королевы Елизаветы их подавали – в начале 2000-х, после чего королевский двор якобы решил постоянно их заказывать. До 1917 года хрустящий деликатес поставлялся в 56 стран мира, а спустя 10 лет, когда открылся Нежинский консервный комбинат, соленья начали возить в 70 стран.
Внесен в «Красную книгу» продуктов
Александр Позняк – один из тех ученых, благодаря которым удалось спасти старинный сорт нежинского огурца.
- Когда я пришел на станцию в 1993 году, мне сразу поручили отобрать 300 семян из выжившей популяции, - вспоминает Александр Васильевич. - Они прошли оценки, отбор и потом легли в основу сохраненного семенного материала. Это кропотливая работа, умноженная на желание, – вы понимаете, какие это были годы. Задачи возродить сорт нежинского огурца в наших тематических планах не было, но мы вели эту работу вне плана.
Все – на голом энтузиазме и своими руками. Никаких дополнительных денег на возрождение сорта или его развитие и поддержку никто никогда не выделял. Более того, когда сорт побила дальневосточная хворь – его даже выкинули из государственного регистра. А это почти что свидетельство о смерти растения - значит, нежинского огурца больше не существует.
Сотрудники станции добились его внесения в регистр заново. Хотя, казалось бы, зачем огурцу документы? На рынке паспорт у пупырчатого не спрашивают… Но ученые не согласны.
- Сорту необходимо свидетельство о государственной регистрации, как человеку – паспорт, - терпеливо объясняет Александр Позняк. - Тогда на официальном уровне считается, что он жив, он существует – и его можно выращивать. Мы начали работать над его восстановлением в регистре в 2009 году. Мы эту работу сделали, сорт восстановили - наше учреждение признано поддерживающим его, то есть – хозяином.
Селекционеры не остановились на достигнутом и зарегистрировали огурец в атласе «Ковчег вкуса Украины» - это так называемая «Красная книга» продуктов, которые оказались на грани исчезновения. Это проект международной организации Slow Food, занимающейся сохранением и популяризацией местных сортов, ставших брендами.
- Если б не война, нежинский огурец еще бы зарегистрировали как географический бренд – такая отметка есть у мелитопольской черешни и гуцульской брынзы, - грустят сотрудники станции. – Областные власти уже обращались к нам за подготовкой материалов для этого, разрабатывалась программа, но пришлось все отложить.
Такая маркировка в глазах европейцев означает, что продукт аутентичный и высококачественный. На него выше спрос и цена.
Нелегал на грядках
Возрождение сорта не финансировалось. Огурец ученые поддерживали за счет другой хозяйственной деятельности станции, без оглядки на то, что разрешения его выращивать нет – так как «зеленый» без документов. Сеяли на скрытом от глаз посторонних квадрате земли за высокими зарослями кукурузы.
Современный «Нежинский» уже не боится мучнистой росы – есть иммунитет. Болезнь же никуда не делась.
- Это как коронавирус для людей - сейчас ситуация совсем не та, что была два года назад, - объясняет Александр Позняк. – Даже больше - в коллекционных рассадниках, где у нас выращивается до полусотни образцов с разных стран, зеленое пятно от нежинского огурца остается, когда все остальные уже посохли от этой болезни.
Обрабатывать гектар огурцов ученым приходится самим – рабочих нанимать не за что. Но они знают, зачем это делают.
- Если б не наша работа, от нежинского огурца остались бы одни лишь воспоминания, - не скрывает Александр Позняк. – Сколько бы скептиков ни заявляло, что сорт исчез - у нас он есть, можем показать. И для реализации имеется, и документально он существует.
Попытка вернуть «соленый» на полки провалилась
Попытка вернуть знаменитые «Огурцы по-нежински» на полки супермаркетов была – перед войной. Семена взяли на станции, на землях местного комбината вырастили огурцы, но вместо ожидаемых 35 тонн получили всего пять. Закрыли 1100 банок – маринованных. Их пустили в продажу по баснословной стоимости – 400 гривен за пол-литровую банку, 500 – за 700-граммовую. Вырученные средства планировали пустить на развитие бренда – и уже солить огурцы. Но производство получилось одноразовым – результаты бизнес не вдохновили. Но, может быть, все еще впереди.
- После вашего звонка к нам приехали предприниматели из Киевской области – они хотят выращивать наши огурцы на больших площадях и в больших масштабах заняться солением, - отмечают на станции. – Пока это только консультации, но планы продвигать бренд есть.
Хотя в Нежине сомневаются, что все пойдет так гладко. Заведующий отделом краеведческого музея Сергей Зозуля считает, что для возвращения солений на полки нужна государственная поддержка – как было раньше. А еще – популяризация нежинского огурца.
Это интересно
Крутянский лук развозили по всему Союзу
Нежинский огурец – не единственный эксклюзив исследовательской станции. Также здесь выращивают еще один старинный местный бренд – крутянский лук. На вид луковица более плоская, с насыщенным вкусом, выращивают ее через сеянку. Отличительная особенность – она может лежать девять месяцев и не портиться не только в погребе или на чердаке под покрывалом, но и на кухне.
- Раньше этот лук в больших количествах возили по всему Союзу, - рассказывает Александр Позняк. - Как и у огурца, его урожайность несколько ниже – нужно выращивать в двухлетней культуре, на первый год луковицы не дает.
Хлынувшие на рынок импортные сорта с высокой урожайностью быстро вытеснили крутянский лук. Хотя лежат они не столь долго, а вот крутянский сорт местные вообще не выбрасывают – он не портится. По сохранности этот лук является эталоном – еще ни один сорт в коллекциях селекционеров его в этом не победил.
На основе этого сорта ученые из Крут создали лук «Маяк» - он пользуется большой популярностью.
- Он повторяет материнские признаки древнего сорта, но его можно выращивать через однолетнюю культуру – в первый год получать луковицу, - отмечают ученые. - Он стойкий к болезням.
Этот лук на сеянку на станции выращивают в небольших количествах – особо негде хранить.
На заметку
Первый в мире памятник огурцу
Огуречной площади в Нежине нет, хотя «зеленый» и является визиткой города. Недалеко от вокзала и комбината в его честь воздвигли памятник – «зеленого» высекли из цветного итальянского гранита. Планируют открыть музей огурца. А пока – в краеведческом музее проводят специальные аттракции, посвященные огурцу, легендам, связанным с ним и историей Нежина. Такие будут весной в марте и 7 мая на Юрия – это «огуречный день», после которого уже, считается, можно сеять огурцы, а еще – в День города Нежина.
До коронавируса в Нежине каждый год проводили масштабный фестиваль огурца, который посещали тысячи человек. Приезжали и ученые из Крут со своими семенами и огурцами. На празднике посетителей угощали разными огуречными блюдами и напитками, например, огуречным вареньем и икрой из огурцов, которую готовит семья Сергея Зозули.
Вырежи и сохрани!
Традиционный рецепт соления огурцов по-нежински
- Кроме классического набора, используются специфические специи – тархун (он же – эстрагон. – Ред.), - приоткрывает тайну приготовления Сергей Зозуля. – Добавляется это растение, листья хрена, перец, зонтики укропа, а дальше кто во что горазд - некоторые листья вишни кладут. Но мы пользуемся только классическим рецептом для засолки. Обязательно надо соблюдать технологию – после первого брожения огурцы могут перекиснуть. И, конечно, использовать надо только «Нежинский» огурец.
Исследовательская станция «Маяк» в селе Круты Нежинского района Черниговской области во времена СССР была значимым центром овоще- и семеноводства. В 2024 году она отмечает 50 лет.
Полстолетия назад ее перенесли на Черниговщину из тогдашней Чечено-Ингушетии – в том числе из-за необходимости работы с нежинским огурцом, который славился на весь Советский Союз. С 1985 года ученые работали над возрождением и сохранением этого сорта.
Также станция занимается селекцией малораспространенных овощных культур – салатных, пряно-вкусовых, деликатесных, ароматических. Это одно из приоритетных направлений.