В немецком танковом «зверинце» «Леопарды» прижились лишь с третьей попытки

Разбирались в истории имен немецких боевых машин и расположении в этой линейке танка, о котором сейчас все говорят.

bundeswehr.de

Украина ждет от партнеров тяжелые танки. Много и разных. И, да, мы действительно верим – они помогут стране быть сильнее на фронте, станут щитом и уберегут сотни жизней наших солдат, смогут выступить решающим фактором в этой войне. Мы - верим, противник же откровенно боится появления на передовой именно этого вида оружия. И среди всего будущего потенциала самым грозным и опасным для себя считает немецкие «Леопарды». Не случайно ведь их называют по совокупности тактико-технических характеристик лучшими в мире. В общем, ждем с нетерпением. И не только символичный макет, привезенный в подарок немецким министром обороны Писториусом, а несколько рот 60-тонных махин длиной под десять метров и высотой в три метра.

Пока же западные партнеры собирают в дорогу «железный десант» для Украины, KP.UA знакомилась с «Леопардами» поближе и, разбираясь в исторических вопросах о немецком «танковом зверинце», пыталась понять, почему танкам давали имена животных и какое место в этой линейке занимал и занимает основной боевой танк третьего поколения «Леопард-2», состоящий на вооружении в 19 армиях мира.

Хищник должен охотиться

Традиция давать имена зверей боевой технике (и не всей подряд, а наиболее опасной и боеспособной) появилась в Германии во время расцвета танковой промышленности, выпавшей на середину 30-х годов. До этого на вооружении было всего 4 вида танков, и разделять их на отдельные категории и тем более давать имена никому и в голову не приходило. Каждый понимал, что такое Panzerkampfwagen (бронированная машина), к названию в зависимости от модификации могли добавляться дополнительные буквы, например Ausf «А» (модификация «А»), но знающим людям дополнений в названиях не требовалось. И без этого все было понятно.

Сложнее стало разобраться после того, как конвейер танкостроения начал выдавать все новые и новые модели бронированных машин. Здесь уже нужны были пояснения и дополнительные имена. Остановились на названиях животных.

Во-первых, название характеризовало особенности того или иного танка. «Тигр» - крадущийся, готовый к стремительной смертоносной атаке. «Рысь» - осторожная, незаметная, но всегда опасная. «Пантера» - быстрая и очень грозная и так далее.

Во-вторых, присутствовал и психологический момент - грозные названия «давили» на психику противника (помогала в этом и соответствующая агрессивная раскраска боевых машин) и добавляли уверенности у своих солдат.

В-третьих, концепция и философия этих танков как бы обязывала железных «кошачьих» оставаться охотниками.

Заложенная еще до Второй мировой войны традиция пришлась ко двору и осталась в Бундесвере после 1945 года. «Леопард» - не единственный, хоть и самый показательный тому пример.

От «Фламинго» до «Королевского тигра»

Первое же имя животного, полученное танком, к «кошачьим» отношения не имело. Легкий огнеметный танк, поступивший на вооружение в 1940 году (хоть начало разработки датировано еще 1935 годом), был назван «Фламинго». Почему? Так и осталось загадкой. Да и машина вышла не самой удачной. Всего было выпущено 112 машин, они оказались «маложивучими» на поле боя, и уже в 1942 году производство «Фламинго» было остановлено. Кстати, и птичьи имена танкам больше не давали.

Следующий в линейке «зверинца» числится легкий разведывательный танк Panzerkampfwagen II Ausführung L - Luchs ("Рысь"). И хотя функции такой машины в частях были востребованы, а ее конкурентные преимущества очевидны, проект не пошел. Всего с конвейера сошло порядка 100 «Рысей» (с сентября 1943-го до февраля 1944 года), после чего производство было остановлено. По одной из версий, не «потянул» завод-производитель MAN. Новый срочный государственный заказ на производство танков «Пантера» (на который у Берлина особые надежды) практически стал причиной заморозки сборки «Рысей». Даже такой гигант, как MAN, способен был заниматься лишь чем-то одним. Выбор был сделан в пользу «Пантеры».

Прототипом для «Пантеры» стал ...советский Т-34. Сами немцы даже и не пытались этого скрывать. Честно сознавались, что оценили еще в 1941-м мощь вражеской техники и решили адаптировать лучшие идеи машины противника у себя. Создавалась «Пантера» с космической даже для военного времени скоростью. Над ее производством работали лучшие инженеры (в том числе Фердинанд Порше), а ходом реализации проекта ежедневно интересовались первые лица Рейха. Примечательно, что было создано два прототипа танка. Но более понравившийся Гитлеру в производство так и не пошел. Воспротивились эксперты специально созданной «Панцеркомиссии». По их мнению, представленный вариант был как две капли похож на Т-34, а это создавало дополнительные риски обстрела техники своими же, определявших технику по контуру. Второй вариант от разработчиков MAN был менее узнаваем, его и запустили в производство. С середины 1943 года и вплоть до весны 1945 года было отправлено на фронт около 6000 машин, фантастическая цифра. Танк действительно был хорош, превосходя по своим боевым характеристикам не только советского прародителя, но и по бронебойности даже грозный «Тигр» - один из главных брендов той войны.

Уникальность «Тигра I» - тяжелого танка «прорыва» - состоит хотя бы в том, что на момент появления этой боевой машины в мире не было аналогов. Тяжелые танки были, конечно, во всех армиях, но ориентированных в первую очередь на наступление – нет. Достаточно сложно заставить танк весом в несколько десятков тонн (в случае с «Тигром I» - 55-57 тонн) еще и активно маневрировать, отстреливаться от противника, атаковать и с легкостью проходить вражеские линии обороны. «Тигр I» все это делал и зачастую играл ключевую роль в локальных битвах. Это предопределило его будущее в армии. Более 1000 машин, начавших поступать на фронт еще в 1942 году, использовались в войсках вплоть до весны 1945 года. До конца оставаясь лидером в группе тяжелых танков, отдавая пальму первенства разве что своему «наследнику» - «Тигру II».

«Королевский тигр» (он же «Тигр II») – монстр в линейке «кошачьих» армии Германии периода Второй мировой войны. Весила такая машина 67 тонн, ее 88-миллиметровая пушка могла поразить цель на расстоянии в 4 километра. Заметьте – любую цель, ни один танк противника не мог устоять против прямого попадания от «Королевского тигра». В свою очередь, пробить броню немецкой машины не могло вооружение ни одного танка противника. Впрочем, «Тигр II» существенно повлиять на ход войны уже не смог. Слишком поздно он поступил на вооружение (1944 год), когда все уже было практически решено. Всего их было выпущено 492, и сегодня каждый уцелевший экземпляр считается раритетом и украшением для любого музея военной техники.

«Леопард» ждал своего часа

«Леопард» должен был появиться в немецкой армии гораздо раньше. Еще в 1941 году концерн MAN (лидер германского танкостроения) начал разработку среднего разведывательного танка с рабочим названием «Леопард». Разведку боем ему предстояло вести в условиях интенсивных боевых действий, а значит, следовало особое внимание уделить бронестойкости машины, не потеряв при этом маневренности и скорости. Казалось бы, брони добавили достаточно, мощный двигатель «Майбаха» позволял машине разгоняться до 60 км/ч, и «Леопард»-первенец готовили к серийному производству.

Но вмешались два фактора. Во-первых, в последний момент эксперты решили, что 50-мм пушка у «Лео» слабовата, и он станет легкой добычей для врага. Во-вторых, уж больно дорогим по совокупности выходило производство каждого экземпляра. А тут подоспела идея с более дешевой «Пантерой», и от «Леопардов» решили отказаться, отложив звучное имя до лучших времен.

Можно сказать, что «лучшие времена для звучного имени» пришли абсолютно случайно. В 1956 году (когда НАТО уже существовало) в Европе едва не был реализован проект, способный перевернуть всю систему комплектования армий европейских стран. Западная Германия договорилась о совместном создании танка, предназначенного для всех членов Альянса. Проект назывался «Европа-Панцер». Это было время, когда прошедшие Вторую мировую войну машины устаревали как физически, так и морально. Нужно было создавать что-то новое и современное.

Страны решили создавать прототипы, каждый по своим технологиям, после чего экспертная комиссия должна была выбрать лучший вариант, дорабатываемый в итоге совместными усилиями. Сбой произошел на этапе испытаний. Для образца был выбран немецкий танк, который хоть и был на 6 тонн тяжелее французского, но по всем другим показателям превзошел оппонента. А вот дальше все пошло совсем не по плану. В 1963 году французская сторона решила идти своим путем, отказавшись от совместного проекта. Немцы пожали плечами и продолжили совершенствовать свой опытный образец, получивший в итоге имя «Леопард-1» (Leopard-1). Он серийно производился с 1965 по 1984 год, всего было выпущено 6565 экземпляров. Да и сегодня остается грозным, пусть и устаревшим оружием.