В прошлом году Украина в ускоренном режиме получила статус кандидата в члены ЕС. Это дало надежду на то, что наша страна в скором времени может стать полноправным членом Евросоюза. В действительности ситуация складывается не так оптимистично. 3 февраля в Киеве начинает свою работу саммит «Украина – ЕС», и украинские власти хотели бы получить от европейских столиц конкретные обещания по поводу вступления. Но европейцы, в силу разных причин, не спешат обнадеживать официальный Киев. Что это за причины и какие перспективы реального вступления в Евросоюз, KP.UA рассказал известный украинский политолог Владимир Фесенко.
Пока не закончится война, никаких конкретных обещаний давать не будут
- Чего нам ждать, собственно, от саммита «Украина - ЕС», если принимать нас в ближайшие годы никто так и не собирается?
- Главное, что будет так или иначе обсуждаться - так это дальнейший алгоритм движения на пути евроинтеграции и вступления в ЕС. Будет обсуждаться оценка выполнения «домашнего задания», которое Киев получил вместе со статусом кандидата в члены ЕС. И тут даже наши эксперты из числа гражданского общества оценивают выполнение этого задания более критично, чем сами европейцы, которые настроены более оптимистично. Это парадокс, но это так.
И, возможно, что на этом саммите пройдет какая-то корректировка дальнейших действий Украины на пути в ЕС - что и как нам для этого нужно будет сделать. Очень непростым предстоит обсуждение, когда начинать переговоры о вступлении в Евросоюз. И это будет самое сложное. Киев хочет значительно ускорить это процесс, а ряд стран ЕС к этому пока не готовы. Это главная проблема. Возможно, будут искать какой-то компромисс.
- Киев ждет приглашения на вступление, а европейцы упорно не хотят ускорить это процесс. Почему?
- Ну нам и так пошли навстречу, когда в ускоренном режиме дали статус кандидата в члены ЕС. И этим они пошли гораздо дальше, чем были готовы. Европейцы не хотят торопиться в этом процессе по нескольким причинам. Главная – это война. Пока она не закончится, никаких конкретных обещаний Украине никто давать не будет. Второе – это неопределенность. Уже сейчас очевидно, что будет много проблем с восстановлением Украины после войны. Ведь основную финансовую нагрузку будут нести как раз европейцы. А в Евросоюзе сейчас далеко не все готовы к этому.
Кроме этого, никто сейчас не может сказать, какими станут отношения между Украиной и Россией после войны. Если сохранится риск вооруженного столкновения между странами, то это и дальше будет сдерживать наших европейских партнеров от поддержки вступления Украины в ЕС.
Ну и наконец, существует опасение у целого ряда европейских государств по поводу дальнейшего расширения ЕС. Причем это касается не только Украины, но и Западных Балкан и Грузии.
В Европе некоторые страны боятся расширения ЕС
- А чего они боятся?
- Они опасаются, что в случае расширения Евросоюз потеряет свою ценность и монолитность. Вступление новых членов принесет много новых проблем - от засилия переселенцев до безработицы и финансовых проблем. Поэтому эти страны хотят закрыть Европейский Союз от новых членов и больше не расширяться.
Кроме этого, тут еще сказываются тактические расхождения внутри Евросоюза. Например, ряд стран Южной и Центральной Европы склоняются к тому, чтобы ускорить вступление в ЕС стран Западных Балкан, а Украину – отложить.
- И кто нам в ЕС друг, а кто - не очень, кто нас продвигает, а кто тормозит? Это правда, что Польша и страны Балтии «за», Франция и Германия – «против»?
- Французы опекают весь романский мир. Они в свое время были лоббистами включения в Евросоюз Румынии. И сейчас Франция и Италия склоняются к тому, что больше внимания следует уделить Балканам, а не Украине.
Немцы – это просто консервативная осторожность. В целом они не против вступления Украины в ЕС, но имеют какие-то опасения на этот счет. У Германии всегда были колебания по поводу расширения ЕС, так как эта страна является лидером и финансовым локомотивом всего Евросоюза. А кроме нее, у тех же Нидерландов, Испании, Франции сложилось стойкое убеждение, что Евросоюз уже вышел на пределы своего расширения. Дальше – уже не нужно. Поэтому лучше законсервировать ситуацию как она есть.
Авансом Украине членство в Евросоюзе давать не будут
- А чего тут все-таки больше - нежелания европейцев или нашей неготовности к вступлению в ЕС?
- Сейчас обе стороны - ЕС и Киев - не готовы к расширению. Нам нужно еще много сделать. Поэтому не нужно говорить о вступлении за два года - это вызывает негативную реакцию европейцев. Авансом членство в Евросоюзе нам давать не будут. И если мы будем без реальной готовности (реформы, борьба с коррупцией) требовать этого, то нам откажут. То есть сейчас мы сами реально не соответствуем критериям вступления в ЕС.
- Означает ли нежелание нас принимать, что Евросоюз отворачивается от Украины, что он устал от нашей страны?
- Это далеко не так. Есть усталость от войны, но не от Украины. Потому что в Европе есть стойкое понимание того, что прекращение помощи нашей стране – это не решение проблемы войны, это только ее усугубление. Почему, например, нам дали танки? Потому что это дает надежду на завершение войны. Потому что если все оставлять как есть, то война затянется до бесконечности. А это для Европы гораздо хуже. Рациональная позиция европейцев заключатся в том, что как бы они ни устали от войны, у них другого выхода – просто нет. Там многие понимают, что если не помогать Украине, то русские просто перейдут в Европу.
Эффект победы может ускорить вступление в Евросоюз
- Можем мы как-то ускорить процесс вступления, от нас что-то зависит?
- От нас многое зависит. Например, от нашей победы в войне. Это главное, что может повлиять на дельнейший ход евроинтеграции Украины. Эффект победы может оказать эмоциональное воздействие на европейцев и помочь ускорению вступления в Евросоюз. И второе – это успешные внутренние преобразования и реформы, борьба с коррупцией и прочее. И демонстрация успехов.
- Что могут сделать европейцы для ускорения этого процесса?
- Они и так сделали важный шаг, предоставив нам статус кандидата в члены ЕС. И сейчас сторонников вступления Украины в Евросоюз стало больше, чем было раньше. Например, та же Чехия, которая в прошлые годы такого интереса к нашей стране не проявляла. И целый ряд других стран теперь готовы поддержать наше вступление в ЕС.
- Когда мы можем рассчитывать на вступление в ЕС, о каких реальных сроках идет речь?
- Это как минимум 7-10 лет. Оптимальный вариант – это то, что было у поляков и стран Балтии, которые шли в ЕС 10 лет. Обычно переговоры о вступлении начинаются через несколько лет после получения статуса кандидата. Сами переговоры идут несколько лет. И тут также нужно быть готовыми к проблемам, например, в лице той же Венгрии. Если пророссийский премьер Орбан останется там при власти, то он будет всячески ставить палки в колеса Украине на пути вступления в ЕС. Ну и пока будет идти война, никто нам никаких конкретных обещаний давать не будет.