Как пожаловаться американцам на коррупцию в Украине

Американцы взялись за аудит финансовой и военной помощи Украине. Специалисты говорят, что могут отслеживаться все транзакции и внедряться инсайдеры.

visitukraine.today

Обыски, увольнения, вручения подозрений… Этот, по словам Владимира Зеленского, «плодотворный день» удивительным образом совпал с завершением визита американских аудиторов, которые приехали в Украину с целью проверки использования военной и финансовой помощи.

Проверяющих уже прозвали «Могучей тройкой» (в нее входят офисы генеральных инспекторов Минобороны, Госдепартаменте США и USAID), и взбодренные пользователи соцсетей благодарят иностранных визитеров за «волшебный пинок», который они придали нашей лояльной к коррупции системе. Но могут ли быть связаны между собой эти два события и что ожидает нас в будущем, выясняла KP.UA.

Возможно, рекомендации были даны

Об американской инспекции украинские СМИ писали крайне скупо. Максимум - цитировали сообщения по факту аудита посла Соединенных Штатов Америки в Украине Бриджит Бринк и замгоссекретаря по политическим вопросам Виктории Нуланд. Итоги проверки тоже ярко не освещались. Даже для американцев Агентство по международному развитию США (USAID) ограничилось нейтральным пресс-релизом, где акцент делался на том, что «… американский народ будет уверен в целостности долларов налогоплательщиков, отправленных на поддержку Украины».

- Я не думаю, что между инспекцией и событиями в Украине есть большая связь. «Чистки» происходят на таможне, в налоговой, в министерствах, которые не имеют отношения к американской помощи, - считает старший эксперт Института будущего Игорь Попов. - Скандал с закупками продуктов в Минобороны тоже с ней не связан, поскольку армия снабжается за деньги из украинского бюджета.

В то ж время эксперты отмечают, что американская помощь заходит в украинский бюджет. А это значит, что все касающееся государственных затрат и растрат может интересовать иностранных аудиторов.

- Я не могу исключить, что партнеры собрали больше информации, чем гласила основная тема. Возможно, были и некие рекомендации по увольнениям и назначениям, - отмечает политолог.

Нескучной по кадровым решениям была и прошла неделя, когда работал аудит. После скандала с закупками продуктов для военных НАБУ открыло уголовное дело, якобы добровольно подал в отставку замминистра Минобороны Вячеслав Шаповал (сейчас ему и еще двум чиновникам вручены подозрения), были уволены еще четыре замминистра и пять руководителей военных администраций. Обещание «активных весенних посадок», данное главой фракции «Слуга народа», тоже укладывается в эту концепцию.

- Психологическая зависимость от иностранных доноров у нас, безусловно, есть. Поэтому понятно желание показать во время инспекции прозрачность в управленческом аппарате и борьбу с коррупцией, - считает политолог Алексей Якубин. – Но с этим, я думаю, связаны и внутренние подстегивающие факторы. В ближайшее время должен завершиться конкурс на главу НАБУ – нынешний руководитель хочет показать свою эффективность. Плюс общество застоялось в ожидании каких-то действий власти, и ему дали возможность выпустить пар.

42 миллиона долларов…

С чем уехали из Украины американские аудиторы, нам не говорят. Но примечательно, что итоги аналогичной летней проверки получили реальное воплощение. 18 января на сайте офиса генерального инспектора Агентства по международному развитию США (USAID) появился «Стратегический план надзора за помощью Украине». Этот документ также не был сильно афиширован в Украине, хотя заслуживает внимания отнюдь не меньше, чем обыски у Коломойского или Авакова.

Речь идет о том, что 113 миллиардов долларов, выделенных в поддержку Украины через 11 государственных органов и учреждений Штатов, требуют усиленного контроля.

Для защиты от мошенничество и коррупции (в «плане» так прямо и говорится) при использовании средств создана так называемая «Могучая тройка» - офисы генеральных инспекторов Минобороны, Госдепартаменте США и USAID. В рабочую группу по надзору входят также представители Агентства аудита оборонных контрактов, Министерства сельского хозяйства, Министерства торговли, Министерства здравоохранения и социальных служб, Министерства внутренней безопасности, Министерства юстиции, Министерства финансов, Экспортно-импортного банка США, Международной финансовой корпорации развития, Управления отчетности правительства, Агентства аудита, Армейского ревизионного агентства, Морской аудиторской службы.

На деятельность «Могучей тройки» по украинскому вопросу Штаты Америки дополнительно выделили из бюджета 42 миллиона долларов, пишет «Зеркало недели».

В документе на английском и украинском языках названы риски, сопряженные с использованием гуманитарной помощи, и приведены «горячие линии» генеральных инспекторов, по которым можно анонимно сообщать о разного рода злоупотреблениях.

…и 17 разведывательных центров

- Усиленный контроль за использованием средств – это типично для США, - считает Игорь Попов. – Американцы много обжигались на помощи разным странам, поэтому предпочитают принимать превентивные меры. Кроме этого, в прошлом году от некоторых политиков пророссийского толка звучали заявления, что помощь Украине недостаточно контролируется, это была также часть внутренней американской игры перед выборами в Конгресс. А раз это попало в повестку дня, то здоровая реакция состоит в том, чтобы создать комплекс мероприятий, которые предотвратят коррупцию. Даже если это будет стоить Америке дополнительных затрат, - говорит политолог Игорь Попов.

Логично задаться вопросом, удастся ли «Могучей тройке», на которую, особо отметим, будут работать 17 разведывательных центров, исключить воровство наших чиновников. USAID тактично называет риски потенциальными, но, если ознакомиться с их списком, мы увидим знакомые явления. Это и фиктивные волонтерские организации, и торговля гуманитаркой, сомнительные банковские операции и прочее.

- Я уверен, что удастся, - говорит первый заместитель главы комитета ВР по вопросам антикоррупционной политики Ярослав Юрчишин. – Потому что иначе Америка просто перестанет нам помогать. Ни один налогоплательщик, ни один политик в США не смирится с ситуацией, когда деньги, идущие в Украину, будут потрачены не по назначению. Сейчас стоит вопрос налаживания коммуникаций между Штатами и Украиной в вопросах усиленного контроля за использованием средств. Этому и был посвящен визит аудиторов.

Будет отслеживаться все

Но в «Стратегическом плане надзора за помощью Украине» речь идет не только о контроле. Прямо сказано, что Агентство по международному развитию «разоблачает и расследует коррупцию и мошенничество в действиях исполнителей программы иностранной помощи, которая финансируется США».

По мнению Ярослава Юрчишина, имеется в виду анализ происходящего в Украине, но наш источник в силовых структурах говорит, что все гораздо серьезнее.

- Телефоны «горячих линий» – это мода, дань демократии. Анонимные звонки, даже если они будут поступать из Украины, не сыграют роли. Информация будет поступать из других каналов. Будет настоящая разведывательная работа, на которую и выделены дополнительные средства. По сравнению с миллиардами, которые Америка тратит на Украину, 42 миллиона долларов - это ничтожная сумма, но она должна себя оправдать

По словам нашего собеседника, американцы будут отслеживать транзакции всех лиц, имеющих отношение к использованию выделенных средств, государственные закупки, прямые и непрямые договора, будут задействованы инсайдеры.

- И очень ошибаются те, кто рассчитывает перегонять деньги в криптовалюту. Есть механизмы, позволяющие и это отследить.

Реализовать полученную информацию в Украине сами американцы, конечно, не смогут. Будут действовать через Национальное антикоррупционное бюро Украины или Госбюро расследований, говорит наш собеседник.

- И очень большие сомнения, что они позволят ограничиваться обысками и спускать дела на тормозах, как это у нас заведено.

В тему

Телефоны и адреса "горячих линий" в Америке

Министерства обороны США

dodig.mil/hotline

+1-703-604-8799 або +1-800-424-9098

Государственного департамента США

stateoig.gov/hotline

+1 202-647-3320 або +1 800-409-9926

Агентства США по международному развитию

oig.usaid.gov

+1-202-712-1023 або +1-800-230-6539".