Одесса в ЮНЕСКО. Но без оперного театра и Французского бульвара

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО попали несколько улиц, но далеко не все исторические объекты города.

odessaguide.net

Исторический центр Одессы отныне находится под защитой специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры, более известного как ЮНЕСКО. Решение об этом было принято на внеочередной сессии Комитета Всемирного наследия 25 января, и теперь кусочек приморского города внесен в список культурного наследия, находящегося под угрозой.

Немало усилий приложила Украина, чтобы обратить внимание всего мира на преступления России, и в частности в Одессе. Но, как узнала KP.UA, угроза историческому наследию города идет не только извне, но и изнутри.

Татары, казаки и светлейший князь

Исторический центр Одессы – предмет вожделения как историков, так и застройщиков. Первые - с восторгом и постоянно находят тут какие-то новые факты о появлении и развитии города (правда, насчет происхождения названия «Одесса» до сих пор идут вялые споры).

Вторые - хотят застроить центр высотками и при этом, убив уникальный 200-летний архитектурный ансамбль, все равно называть их «новостройками в историческом центре города».

О застройщиках чуть позже, сейчас немного истории.

Если немножко копнуть анналы, то любой одессит важно расскажет, что Одесса не на пустом месте строилась. До указов российской императрицы (к счастью, наконец-то свергнутой со своего каменного пьедестала в центре Южной Пальмиры) тут тихо-мирно сосуществовали турецко-татарская крепость-поселение Хаджибей и рядом с ним – казацкое село Куяльник. Казаки пришли сюда после разрушения Запорожской Сечи, новые соседи миролюбиво приняли их, и жили все в любви и согласии… Куяльник потом стал частью Одессы, а казацкое кладбище – Сотниковская сечь – одно из самых больших и старых в Украине.

Казаки возводили порт под руководством градоначальника - Хосе де Рибаса, выходца из Италии, которого называли просто Иосифом (Осипом) Михайловичем Дерибасом. Потом город возглавил Дюк де Ришелье - родственник того самого кардинала Ришелье (дюк – это не имя, а герцог на французском языке). По паспорту он был Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье, а в Одессе - Эммануил Осипович де Ришелье. Именно он превратил небольшое припортовое поселение в крупный торговый город.

Затем Одесса перешла в руки светлейшего князя Михаила Воронцова, и тот настолько активно начал строить город у самого синего моря, что скоро все ахнули. Воронцов был страстным поклонником классического стиля в архитектуре, и застройка Одессы шла по этим строгим и красивым канонам. Немножко строгость линий и шаблонов разбавляли приехавшие в Одессу со своим видением архитектуры и быта евреи, которым князь Воронцов благоволил настолько, что иудеи стекались в город со всей Европы, особенно из Австро-Венгрии. Торговля кипела, дома строились, порт шумел, на одесских улицах звучали все языки мира, давая этим улицам названия – то Греческая, то Молдаванка, то Большая и Малая Арнаутская (арнаутами в те времена называли албанцев). А сердцем Одессы стал и остается порт вместе с Приморским бульваром и 192-ступенчатой Потемкинской лестницей.

Аутентичность + уникальность

Конечно, сейчас сказать с точностью до метра, что именно входит в понятие «исторический центр» Одессы, затруднительно – юридически утвержденного термина найти не удалось. Одесситы говорят, что это квадрат, ограниченный улицами Приморской, Преображенской, Бунина и Польским спуском. Некоторые добавляют к историческому центру еще несколько сот метров – до улиц Старопортофранковской, Малой Арнаутской и Маразлиевской. На площади, едва ли больше 5 кв. километров, насчитывается более 300 памятников архитектуры и истории разного статуса. И для того, чтобы ЮНЕСКО взяло Одессу под свое крыло, нужно, чтобы исторический центр соответствовал следующим требованиям (а он и соответствует):

  1. Здесь сохранен аутентичный прибрежный природный ландшафт, гармонирующий с большим количеством хорошо сохранившихся исторических сооружений, возведенных известными архитекторами и инженерами.
  2. Исторический центр Одессы подчеркивает уникальный синтез европейских архитектурных стилей макроурбанизации (улицы и площади) с традиционными формами застройки и организации быта на микроурбанистическом уровне. Проще говоря: традиционные одесские внутренние дворики не спутаешь ни с какими другими, тут тебе и европейский классицизм, и сохнущие простыни на перилах этажных веранд.
  3. Тут должен демонстрироваться редкостный полиэтнический синтез, поскольку значительное количество национальностей создали единую социокультурную среду, отобразив свое существование в местных топонимах. На одном только Привозе демонстрируется такой полиэтнический синтез, что оттуда через час можно выйти не только с баклажанами, но и полиглотом.
  4. Одесса - пример культурного ландшафта, в основе которого лежит прекрасный классицистический ансамбль монументальных строений, представляющих собою социокультурный феномен. То есть десятки обособленных этнических колоний незаметно исчезли, став единым городским ансамблем.
  5. Этнокультурные особенности исторического центра отображены в архитектурных чертах жилых кварталов. В соединении с главными фасадами, которые входят в ряд лучших европейских классицистических и модернистских традиций, они представляют очень интересное явление. Смотри пункт 2 про внутренние одесские дворики, добавить больше нечего.

Вообще, критериев семь, но соответствовать им всем не может ни одно наследие ЮНЕСКО. Обобщенно можно сказать так: Одесса подходит под наследие по критериям мультикультурности и уникального градостроительного решения.

А театр ваш не уникален

По всем этим критериям под охрану ЮНЕСКО попала лишь часть центра города, в том числе порт. Номинированная зона ограничена Приморской, Торговой, Садовой улицами, Соборной площадью, Преображенской, Жуковского, Польским и Карантинным спусками, переулком Нахимова и Суворовской аллеей парка Шевченко. В этих границах находится 42 объекта - памятники культурного наследия национального и местного значения. Плюс буферная зона – Французский бульвар, Пантелеймоновская, Старопортофранковская улицы.

Эта выборка вызывает недоумение у одесситов. Например, какому из вышеприведенных критериев отвечает Одесский порт? Здесь сохранен аутентичный ландшафт или демонстрируется полиэтнический синтез? И почему в охраняемую зону не вошел Французский бульвар? Да, его отнесли к буферной зоне, охраняемой, но не столь пристально, как центральная. И к слову, Одесский театр оперы и балета, несмотря на всю его красоту и великолепие, в список охраняемых объектов не попал. Грубо говоря, в нем нет уникальности, он как раз построен по многократно использовавшимся в мире лекалам классицизма. Что не умаляет его роскошности, безусловно…

Как гласит номинационное досье «Исторический центр города-порта Одессы», предоставленное в ЮНЕСКО, границы будущего наследия были определены по линиям оригинального плана основания города. «Больше всего зданий и объектов, построенных в первой половине XIX века из аутентичного материала (ракушечника), сосредоточены в этих границах», - говорится в досье.

Над историей нависнут многоэтажки?

Одесситы и рады, и не рады. За Одессу-маму, часть которой теперь будет под защитой авторитетной международной организацией, – таки очень рады. Но за не вошедшие в зону охраняемости ЮНЕСКО объекты – печалятся.

- Вот этот исторический центр, который в плане для ЮНЕСКО, – это едва ли одна пятая часть всей исторической застройки. То есть все, что не в плане ЮНЕСКО, можно будет застраивать, потому что оно не попадет под охрану, что ли? – недоумевает житель Одессы, преподаватель Евгений Кречман. – Эпопея с внесением Одессы в охранные списки ЮНЕСКО началась еще лет десять назад, если не больше. И мы, жители города, как могли следили за этим, участвовали в обсуждениях. Но получилось, что часть по-настоящему важных для города улиц – Маразлиевской, Ришельевской – в план не попали. Французский бульвар – это вообще отдельная тема, почему его не приняли под охрану? И самое неприятно, что в этих районах начнется еще более активная застройка, то есть над «старой Одессой» будут нависать 25-этажки одна другой «краше». Во что превратится наш город?

Конечно, в период активных боевых действий застройщики вряд ли пойдут на конфронтацию с властями и поумерят свой пыл по застройке любого клочка земли. Тем более что у Одессы появится много новых обязанностей после включения в наследие ЮНЕСКО. Например, запрещается появление дисгармоничных объектов в центре города, а территория должна поддерживаться в надлежащем состоянии, причем за средства местного или государственного бюджетов.

Также необходимо сохранить внешний вид улиц максимально приближенным к событиям революции 1917 года. Вот тут у города есть шанс отбиться от хаотичной застройки: не должен внешний вид улиц, максимально приближенный к 1917 году, нарушаться силуэтами многоэтажек на горизонте! Правда, что такое «дисгармоничные объекты» - еще предстоит разобраться и внести в законодательство…

Самые примечательные памятники центра Одессы жители приморского города назовут вам без запинки и будут удивляться, почему одни объекты вошли под охрану ЮНЕСКО, а другие – нет. Дом Руссова на Садовой, дом-стена в Воронцовском переулке, дворец Потоцких, Пассаж на Преображенской, филармония, Шахский дворец… Потемкинская лестница, к которой у ЮНЕСКО нет вопросов, а вот к оперному театру есть. Дело только в географии или организация «не потянет» защиту чуть большей территории, нежели выделенная под наследие?

Кто нарушит – в суд пойдет

А что вообще ЮНЕСКО? Как говорят в Одессе, какая нам радость от них?

Во-первых, включение исторического центра Одессы в список Всемирного наследия означает признание исключительной ценности объекта. И обязанностью всего человечества становится его защита. По Конвенции, ратифицированной как Украиной, так и Россией, все 194 страны, подписавшие ее, обязуются оказывать содействие в охране объектов, включенных в список. И обязаны воздерживаться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб всемирному наследию.

- Включение в список Всемирного наследия открывает доступ к механизмам чрезвычайной международной помощи, как технической, так и финансовой, для усиления защиты объекта и содействия его восстановлению, - говорится в пресс-релизе ЮНЕСКО, посвященном именно украинской Одессе. - На сегодняшний день ни один из украинских культурных объектов, находящихся под защитой ЮНЕСКО и включенных в список Всемирного наследия, не подвергся бомбардировке.

В Одессе ЮНЕСКО уже профинансировало восстановление ущерба, нанесенного с начала войны Одесскому художественному музею и Одесскому музею современного искусства. Также с помощью организации оцифровано около 1000 произведений искусства и документальная коллекция Одесского госархива. Ну и плюс защитные панели, мешки с песком, огнетушители, огнеупорные ткани и противогазы для городского Управления культуры, религии и охраны архитектурного наследия. Они позволят продолжить восстановление памятников и скульптур в общественных местах.

«А если все-таки стрельнут по объекту культурного наследия всего человечества?» - задаются вопросом одесситы. В ЮНЕСКО «успокаивают»: тогда можно будет обратиться в суд, который взыщет с обвиняемой стороны компенсацию за причиненный ущерб, и за эти деньги реликвию восстановят… Тут у одесситов на лице появляется скептическая улыбка, но если не НАТО успокоит разбушевавшегося соседа, то, может быть, ЮНЕСКО заставит его зачехлить пушки?

В тему

В списке Всемирного наследия ЮНЕСКО в Украине значатся еще несколько наименований, в основном, включенных в список по культурным критериям. Один объект ("Дуга Струве") признан шедевром человеческого гения и еще один объект («Буковые леса») включен по природным критериям.

Софийский собор и связанные с ним монастырские строения

Храм был построен в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году.

В XVII—XVIII веках был внешне перестроен в стиле украинского барокко. 

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины. К ансамблю Софийского собора относятся включенные вместе с ним в список монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башни, трапезная, хлебная, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси. Одна из важнейших православных святынь. Печерский монастырь был основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием. С монастырем связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет») и художника Алипия. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся мощи православных святых, в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Столыпина).

В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Спаса на Берестове 

Православный храм в Киеве, примыкающий с севера к Киево-Печерской лавре. Несмотря на то что церковь находится вне стен Лавры, она считается частью всего исторического комплекса, относящегося ко Всемирному наследию. В 2019 году во время реконструкции церкви археологи обнаружили остатки поселения IX века до нашей эры.

Ансамбль исторического центра Львова, или Старый город

Территория в центральной части Львова, внесенная во Всемирное наследие ЮНЕСКО в 1998 году по следующим критериям: по своей городской застройке и архитектуре Львов является выдающимся примером синтеза архитектурных и художественных традиций Восточной Европы с такими же традициями Италии и Германии.

Кроме того, одним из критериев стало то, что политическая и торговая роль Львова всегда притягивала определенное количество этнических групп с различными культурными и религиозными традициями, которые составляли разнообразные и все же взаимосвязанные сообщества города, доказательством чего всегда был и является городской архитектурный ландшафт.

Территория ансамбля исторического центра состоит из 120 га древнерусской и средневековой части города Львова, а также территории собора Святого Юра на Святоюрской горе.