На оккупированных территориях Украины – в отдельных районах Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей – живут точно такие же граждане страны, как и в Полтавской, Киевской и Закарпатской... Оказавшись в статусе заложников у российских войск, украинцы, тем не менее, обладают всеми гражданскими правами своей страны, в том числе правом на собственность. И если человек покинул оккупированную территорию, его жилище остается неприкосновенным, как указано в Конституции.
Другой вопрос, что оккупантам Конституция не писана, «отжим» жилья уехавших стал популярной процедурой. Как не потерять драгоценные «квадраты», которые для многих остаются единственной ценностью, разбиралась KP.UA.
За коммуналку лучше платить
Итак, человек покинул, допустим, Донецк или Мелитополь, вывез семью из-под обстрелов, оставив закрытую квартиру и попросив соседей присматривать за ней. Соседи могут исправно включать электричество по вечерам, создавая видимость того, что в квартире кто-то живет, однако отсутствие платежей за коммунальные услуги наведет сотрудников ЖЭКов и управляющих компаний на соответствующие мысли – квартира пустая. Таких прецедентов в оккупации уже десятки, если не сотни: в пустующих квартирах выламываются двери, ставятся новые замки, и вот уже в ванной изумленно разглядывают чудо техники (унитаз) члены семьи какого-нибудь российского вояки.
Поэтому, если есть желание сохранить за собой право на жилье, пусть даже в оккупации, придется передавать деньги доверенным лицам, которые будут платить ежемесячно небольшие платежи хотя бы за газ и отопление. Это не преступление в глазах украинского законодательства, а вынужденная мера, чтобы пресечь незаконный отъем жилья.
- В Донецке часто пугают, что неплательщики за коммуналку останутся без квартир, и два таких случая я знаю – в центральных Калининском и Ворошиловском районах квартиры ушли к новым «владельцам» в камуфляже. Управляющие компании следят, у кого долги переваливают за пятизначные суммы, и докладывают об этом куда надо. Документы на квартиру оформить для новых «жильцов», конечно, не проблема, - рассказывает житель Донецка Николай Крючков.
Чтобы наследство не исчезло
Если речь идет о жилье в оккупации, которое осталось в наследство от собственника, то оформить его на подконтрольной Украине территории будет, мягко говоря, сложно. Смерть собственника должна быть подтверждена легальными украинскими документами, а чтобы легализовать справки, выданные в больницах на оккупированных территориях, нужно с ними идти в украинский суд. То есть в любом случае придется ехать в города или поселки под обстрелы, минуя границы и проходя допросы ФСБ, потратив к тому же очень много денег как на поездку, так и на всю процедуру оформления наследства.
В Законе Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (статья 9) говорится, что любые органы и должностные лица на временно оккупированной территории, как и их деятельность, считаются незаконными. И любой акт, решение, документ, изданные такими органами и/или лицами, недействительны и никаких правовых последствий не несут. Кроме документов, подтверждающих факт рождения, смерти, регистрации (расторжения) брака на временно оккупированной территории.
Поэтому даже если наследник подает заявление нотариусу на подконтрольной территории Украины (то есть место открытия наследства не привязывается к месту жительства наследодателя, в нашем случае – на оккупированной территории), то он должен подтвердить факт смерти наследодателя. А документы, выданные на неподконтрольных территориях, как мы уже указали, в Украине недействительны, кроме некоторых. И придется собрать документы (там, в оккупации) и через суд Украины установить факт смерти, а потом в РАГСе получить на этом основании соответствующее свидетельство и уже с ним идти к нотариусу.
- Я не знаю того, кто бы делал так. В основном, приезжают сюда (на оккупированную территорию. – Авт.), тут оформляют «дээнэровские» документы на жилье и вступают в наследство по этим законам. О том, что будет потом, когда Украина освободит эти территории, никто не думает. Наверняка все сделки будут признаны недействительными, но пока люди хотя бы так пытаются зафиксировать право на свое жилье, - говорить житель неподконтрольной части Донецкой области Артем Никольский.
Продать, а потом вернуться и забрать
Те, кто выехал из оккупированных районов, готовы даже продать недвижимость по новым «законам», только бы ее не заняли «освободители» и чтобы получить какие-то деньги для жизни на новом месте. При этом владельцы жилья прекрасно понимают, что сделка по продаже их «квадратов» в оккупации не пройдет по украинским реестрам, и они все равно будут оставаться владельцами проданных домов и квартир. Интересно, что это понимают и покупатели, однако они настолько уверовали в победу «второй армии мира», что, не смущаясь, выкладывают тысячи долларов – дескать, все законно.
При этом очень много людей, которые смогли продать свои квартиры в оккупированных городах, заявляют, что после победы Украины и восстановления законности будут оспаривать эти «сделки».
- Мою квартиру купила семья российского солдата. Они оформили все документы, сделка прошла легально по законам «луганской народной республики». Но когда вернется Украина (а я не сомневаюсь в этом!), я приду в свою квартиру и выкину оттуда эту заразу! – эмоционально обещает бывшая жительница Луганска, переселенка Юлия Золотарева (имя изменено). – Пусть плачут, ругаются – мне все равно. Эти люди украли у меня годы жизни, забрали жизни моих друзей и близких, растоптали мечты, заставили меня бегать с одним чемоданом по всей стране! У меня нет к ним ни малейшего сочувствия, и я верну свою квартиру, которую продала им в три раза дешевле, чем купила.
Те, кто уехал в безопасное место и решил, что пришла пора избавляться от недвижимого имущества на оккупированной территории, имеют два варианта действий.
- Первый: преодолеть страх, приехать на бывшее место жительства, переоформить документы на недвижимость (украинские документы – на оккупационные), выставить квартиру на продажу, дождаться покупателей, получить деньги и уехать с ними под риском ограбления.
- Второй вариант: в консульстве РФ за границей оформить доверенность на близкого друга или родственника на продажу жилья. Доверенное лицо и займется всеми процедурами оформления сделки – от общения с риелторами до пересчета полученных денег. Естественно, этот человек должен иметь высочайший процент доверия.
- Насчет доверенностей, правда, надо уточнять, потому что в оккупации сегодня – так, а завтра – уже по-другому. Россия считает отдельные районы украинских областей уже своими территориями, поэтому российские доверенности должны тут котироваться свободно. Выехать в Россию украинцы пока еще могут, границы не закрыты. Также открыты консульства РФ в разных странах. Надо туда звонить и уточнять ситуацию на текущий день, потом передавать доверенность с перевозчиками своему доверенному лицу. Все это хлопотно и затратно, но есть шанс выручить деньги, а потом, после возвращения украинской власти, оспорить эту сделку по желанию, - говорит бывший житель Донецка, юрист Константин Ляшенко.
Переоформление документов на недвижимость по законодательству оккупантов тоже влетает в копеечку – в среднем, это эквивалент 200-300 долларов, если документы в порядке (оплата пошлин, регистрации, выписки проживающих, осмотр жилья контролерами из коммунальных служб и т.д.). Если же с недвижимостью есть проблемы (особенно часто это касается домов частного сектора), то стоимость увеличивается – проблемы надо вовремя решать, иногда даже через суд. Значительно усложняется процесс продажи жилья, если на «квадратах» прописаны несовершеннолетние дети или старики, тут могут подключиться службы опеки и полиция – не выкидывают ли детей и стариков на улицу… Эти нюансы надо учитывать и, возможно, придется подождать.