Утром 18 января на райцентр Бровары в Киевской области рухнул вертолет ГСЧС ЕС-225, перевозивший высшее руководство МВД. Среди погибших министр Денис Монастырский, его первый заместитель Евгений Енин и госсекретарь Юрий Лубкович.
Служба безопасности Украины уже начала расследование авиакатастрофы. Официально рассматриваются три версии: нарушение правил полета, техническая неисправность и умышленные действия по уничтожению транспортного средства.
KP.UA собрала официальную и неофициальную информацию о авиакатастрофе.
Три круга над городом
Предположительно, вертолет вылетел из Киева и направился в Черниговском направлении.
- По дороге на работу я услышал характерный гул, - рассказал нам один из жителей столицы. – Мне показалось, что это прямо на головой. Еще удивился, что в такой туман вертолет летит так низко, это же очень опасно.
Позже в сети появится видео полета вертолета, похожего на ЕС-225. Видно, что он движется над деревьями и приближается к городским строениям. Позже найдутся очевидцы, которые скажут, что над Броварами вертолет сделал три круга, направился в центр города и там упал.
- В том районе возле 10-й школы есть пустая площадка. Возможно, пилот хотел там приземлить аппарат, но не дотянул, - рассказал один из жителей Броваров.
Согласно официальной информации ГСЧС, катастрофа произошла в 8.20 утра. Падение пришлось на детский садик, где воспитатели принимали детей и готовились к завтраку. Потерявшая управление машина зацепила крышу дошкольного учреждения, по двору из полных баков разлилось и запылало горючее. Всего площадь пожара составила 500 квадратных метров.
После удара о крышу детсада вертолет отбросило в сторону на жилой 14-этажный дом. По состоянию на половину первого дня 18 января ГСЧС сообщила о 16 погибших в результате катастрофы, в том числе 3 детях, и 30 травмированных, среди которых 12 детей.
В кабине вертолета находились 9 человек. Вместе с Денисом Монастырским, Евгением Ениным и Юрием Лубковичем погибли трое сопровождающих и три члена экипажа вертолета.
Не по правилу кортежа
По отзывам подчиненных, Денис Монастырский редко пользовался вертолетом. Почему в этот день он выбрал именно этот вид транспорта, неизвестно. Гололеда на дорогах нет – стоит влажна плюсовая температура. А вот туман представляет угрозу.
- Полеты в густой туман запрещены. Но вертолет мог быть снабжен носовым радаром, тогда вылет оправдан, - говорит бывший летчик Артем Исаев. – Кроме того, надо учесть, что экипаж вертолета - пилоты ГСЧС, а они должны осуществлять эвакуацию людей в условиях любой погоды, работать на лесных пожарах. То есть у них должна быть подготовка для ориентации.
Поездка Дениса Монастырского носила непубличный характер. Наши источники в МВД не смогли назвать ее цель, но отмечают, что одновременный вояж в точку N сразу трех первых лиц министерства - это экстраординарный случай.
- О штатной инспекции речь вряд ли идет, для этого бы хватило начальника департамента или одного замминистра, - поделился один из сотрудников министерства. – Но однозначно могу сказать, что это не частный полет, как придумывают некоторые злопыхатели. Если министр или его замы выезжают по работе из министерства хоть на полдня, это официально оформляется, выписываются командировочные документы.
Что касается правил безопасности, гласящих, что в одном транспорте не могут находится сразу несколько важных лиц, то наш собеседник соглашается: они были нарушены.
- Потому и формируются кортежи, что глава ведомства и его заместитель не должны ехать в одном автомобиле, даже жен первых лиц государства возят отдельно от мужей. Такая практика введена в мире со времен Второй мировой. Но инструктивными документами в Украине она не закреплена, фактических нарушений нет. Но есть трагический пример, когда министерство в одночасье потеряло всю верхушку.
Вскоре после крушения, заместитель председателя ОП Кирилл Тимошенко написал в Телеграм, что вертолет с Денисом Монастырским направлялся в одну из «горячих точек» вблизи границы. Затем начальник Нацполиции в Харьковской области Владимир Тимошко сообщил, что готовился принимать министра у себя.
Почему вертолет вылетел в северном направлении, а не сразу взял на восток, также остается загадкой.
О версиях
Диверсия. Об этом в соцсетях заговорили сразу, как только стало известно о трагедии. В стране - война. Высшие руководители ведомства, которому подчинены не только полиция, но также Нацгвардия, спасательные службы и пограничники, наверняка желанная мишень для врага.
Есть люди, утверждавшие, будто слышали в воздухе хлопок, а военкор Андрей Цаплиенко выложил в свой Телеграм-канал видео с рассказом женщины, которая утверждает, что самолет горел, уже когда кружил над Броварами.
Тем временем наши консультанты говорят, что диверсия маловероятна.
- Вы же понимаете, как проверяют на предмет опасных вещей технику, на которой вылетают сразу три таких лица, - говорит сотрудник МВД. – И я не думаю, что кто-то из членов экипажа или сопровождавших министра смог пронести взрывчатку на борт, согласившись стать камикадзе.
Вероятно, из тех же соображений СБУ поставила диверсию на третье место.
Нарушение правил полета. Это первая версия, которую рассматривает следствие. Изначально обсуждалось, что вертолет шел на слишком низкой высоте, пилот из-за тумана поздно увидел перед собой многоэтажку, стал маневрировать и потерял управление. Наш консультант Артем Исаев комментирует это так:
- Вертолет не летает «дворами», как может ехать автомобиль. Есть карта полета, есть коридор. Полеты геликоптеров над жилыми квартами в принципе запрещены, но это если речь не идет об экстренных случаях.
Что касается высоты полета, то летчик уверяет, что она не может быть такой низкой, чтобы многоэтажка стала препятствием.
- На высоте ниже 30 метров летают только в зоне боевых действий, чтобы наносить более точные удары по врагу. Если речь идет о полете над городом, то высота зданий обязательно принимается в расчет. А сейчас есть и 25-этажные дома, и выше.
В то же время эксперт отмечает, что человеческий фактор никогда нельзя списывать со счетов. Пример Скниловской трагедии показывает, что даже самые опытные пилоты совершают роковые ошибки.
Техническая неисправность. Вертолет ЕС-225 с бортовым номером 54, о котором идет речь в официальном сообщении ГСЧС, из серии аппаратов французской компании Airbus Helicopters Н-225 Super Pumа. Об их поставке в Украину в 2018 году договорился тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков. Речь шла о 55 бортах для нужд полиции, Нацгвардии и спасателей, но позже выяснилось, что 21 вертолет имеет 50% изношенности.
Именно такие б/у машины первыми и прибыли в Украину. Правда, французы скинули в цене и снабдили свой товар СТО и запасными частями.
Сделка оказалась столь успешной потому, что от вертолетов компании Airbus отказалась Норвегия. Это произошло после катастрофы, в которой погибли 13 человек. Причиной крушения стала техническая авария на борту вертолета.
Эту историю сейчас многие вспоминают. Но пока нельзя сказать, если ли связь между трагедией в Норвегии в 2016 году и катастрофой в Украине в 2023-м.
- Любая техника, как и любой человек, может дать сбой, - подытоживает Артем Исаев.
В тему
Технические характеристики ЕС-225 (Super Pumа)
Экипаж — два пилота (либо два пилота + борт-проводник)
Пассажировместимость: до 24 человек.
Длина: 19,5 м.
Высота: 4,97 м.
Вес пустого вертолета: 5256 кг.
Максимальная взлетная масса: 11 200 кг
Силовая установка: 2 × турбовальный Turbomeca Makila 2A1 ( 1776 кВт).
Крейсерская скорость: 260,5 км/ч.
Боевой радиус: 857 км.
Перегонная дальность: 985 км.
Быстрота подъема: 8,7 м/с.