Небольшая выставка «Мой дорогой Харьков» в одном из залов Черкасского художественного музея выглядит очень уютно и по-домашнему. И не подумаешь, глядя на расписные тарелки или забавные столовые приборы, что за ними тянется эхо войны, а сами керамические предметы – уникальны.
Когда начались обстрелы Харькова, Андрей Голуб, владелец коллекции керамики, выпущенной на Будянском фаянсовом заводе в последние годы его существования, переехал в Черкассы. Чтобы спасти уникальные предметы, Андрей Иванович подарил Черкасскому художественному музею 75 экспонатов.
О том, как коллекцию керамики вывозили из обстреливаемого рашистами города и о ее уникальности, KP.UA рассказала сотрудница Черкасского художественного музея Александра Рак.
Коллекцию надо было упаковать и вывозить по разбитым артиллерией дорогам
- Александра, расскажите, пожалуйста, подробнее, что это за коллекция и как она попала к вам в музей?
- Эту коллекцию будянского фаянса из Харькова удалось спасти совместными усилиями и коллекционеров, и музейщиков, и волонтеров, и донаторов.
А началась история с того, что харьковчанин Андрей Голуб вывез свою семью в Черкассы. Как и все переселенцы, Андрей Иванович нуждался в общении и какой-то отдушине. И, когда обвыкся, пришел в наш музей, пообщался с сотрудниками, а после вернулся уже с предложением: мол, готов подарить свою коллекцию музею. Единственное, о чем попросил, чтобы ее забрали из Харькова. Мы, конечно же, согласились.
Но как ее отправить, было непонятно: на посуде не было ни упаковки, ничего. Тогда наша директор Ольга Дмитриевна Гладун и главный хранитель фонда Ирина Владимировна Шамрай занялись этим вопросом, приобрели упаковку, нашли спонсоров, волонтеров, готовых отправиться в Харьков, упаковать экспонаты и привезти к нам. Слава Богу, с коллекцией ничего не случилось, хотя она находилась на Салтовке (район Харькова, больше всего пострадавший от обстрелов. – Ред.).
Мы вывезли всю посуду в Черкасский музей, и в ноябре фонды музея пополнились 75 новыми экспонатами. Андрей Иванович приходил к нам, все описывал, и мы по горячим следам сделали выставку в одном интерьере. Она пока не разобрана.
- Как же удалось вывезти коллекцию? Ведь она находились на Салтовке, которая постоянно подвергалась обстрелам. Это же очень опасно.
- Опасно. Мы думали, во что упаковать хрупкие изделия, когда вокруг рвутся снаряды? Нам удалось найти донаторов, предоставивших упаковочные материалы, и волонтеров, сумевших доставить коллекцию из Харькова в Черкассы. Путь был опасным, поэтому нужны были добровольцы.
Особенно это было рискованно весной: обстрелы были особенно интенсивными. И ведь нужно не только перевезти предметы. Надо было приехать, запаковать экспонаты, чтоб ничего не разбить, а после по страшным дорогам, разбитым артиллерией, вывезти все. Так что это был довольно рискованный процесс.
- А как появилось название выставки «Мой дорогой Харьков»?
- Название выставки родилось во время монтирования экспозиции: мы увидели, сколько настенных тарелок посвящено Харькову, его памятным местам и фрагментам из жизни города. Чувствовалось, с какой любовью коллекционер собирал каждую тарелку, поднос, кружку, вазу.
К тому же название согласуется с общей концепцией выставки: многие предметы экспозиции посвящены Харькову. Большинство из них – это поздний фаянс.
«История будянского фаянса длится более 100 лет»
- А в чем уникальность этой коллекции?
- История будянского фаянса длится более 100 лет. В Буде, неподалеку от Харькова, в 1868 году открылся завод Кузнецова, а обанкротился он уже в 2006 году. В 2020 году даже подорвали строения завода. Но для нас, музейщиков, все, что было на нем изготовлено, имеет художественную, культурную и музейную ценность.
Предметы, которые к нам попали, - это посуда, изготовленная с конца 90-х и до 2006 года. К сожалению, более ранних предметов у нас нет, но и те, что оказались в нашем музее, довольно интересны.
Чувствуется, что художники вкладывали в свои изделия талант и фантазию. Это делало вазы, тарелки и столовые сервизы завода самобытными и оригинальными. Так выставка знакомит жителей и гостей Черкасс с Харьковом и открывает красоту фаянса.
- Какие предметы есть в вашей новой коллекции?
- Есть тематический набор, посвященный Харькову, набор пивных кружек, тарель со знаменитым поющим петушком. Поющий петушок, кстати, - символ и клеймо будянской мануфактуры.
Есть очень красивые подарочные наборы – разработки художников. Например, «Ночь перед Рождеством» Гоголя - кувшин и кружки, на которых изображены герои повести.
Здесь есть и авторские работы: на заводе работали заслуженные художники Украины. Много тарелей с росписью и интересных фигурок.
Интересно смотрятся чайные и столовые наборы, предметы, декорированные растительным орнаментом.
Вся продукция - сувенирная.
- А для кого делал завод свою посуду, когда существовал?
- Будянский фаянсовый завод был рассчитан на простого потребителя. И Матвей Кузнецов, когда открывал свой завод, ориентировался даже не на средний класс, а на бедного потребителя и хотел насытить рынок и дома людей дешевой продукцией. Будянский завод продолжил эту традицию. При этом посуда имеет красивый вид и удобна в быту.
Художники специально для посуды разрабатывали эскизы и рисунки. Кроме повседневной посуды, завод разрабатывал подарочные вещи, которые отправляли за границу для дипломатичных делегаций и международных выставок. Такие вещи остаются в Буде, где находится самая большая коллекция, и в Харькове.
В нашем музее ранее практически не было будянского фаянса. А 75 подаренных экспонатов интересны, в первую очередь, для дальнейшего исследования. Огромная благодарность коллекционеру: не все готовы при своей жизни подарить всю свою коллекцию. А тут еще и коллекцию с такой историей.
- У дарителя эти предметы стояли дома как украшение или он этой посудой пользовался?
- Нет, это коллекционные вещи, ими не пользуются. Не знаю, как они были размещены в доме: для коллекции нужна довольно большая экспозиционная площадь. Но посудой, которая приехала к нам, точно не пользовались: фаянс в быту плохо переносит высокие температуры, растрескивается, если его поливать горячим. При использовании посуда утратила бы свой вид, а здесь все предметы находятся в идеальном состоянии.
Будянский фаянсовый завод, созданный в 1867 году промышленником Матвеем Кузнецовым, просуществовал 140 лет до банкротства и закрытия в 2006 году. В 2020 году корпуса завода взорвали и уничтожили.
Для Матвея Кузнецова фаянсовый завод в Будах в Харьковской области был уже четвертым. К тому времени «кузнецовская» посуда была известна и за пределами Российской империи. В конце XIX века на заводе производили 6,5 млн изделий в год.
Рынок сбыта учитывал интересы сельских жителей и мещан, а поэтому посуда была в народном стиле, разрисованная цветами и букетами, подобными тем, которыми селяне украшали стены и сундуки.
В разное время на предприятии работало 18 художников – членов Союза художников Украины. Незадолго до закрытия на предприятии применялись технологии глубокой печати, шелкографии, ангоби, деколи, живописи. На изделия Будянского фаянсового завода наносились клейма с указанием наименования предприятия или его эмблемы.
С начала 60-х годов XX века фирменной заводской маркой стал поющий петушок, придуманный мастером Борисом Пянидой. В период СССР изделия, шедшие на экспорт, несли слегка измененную эмблему. К петушку добавилась надпись на английском языке Made in USSR, а с 1991 года ее заменили на Made in Ukraine.
1970–1980 годы – этап наивысшего расцвета производства: в это время завод выпускал до 80 млн фаянсовых изделий ежегодно.
После независимости Украины завод стал крупнейшим производителем фаянсовых изделий в стране. В 2000 году Кабмин включил коллекцию заводского музея в государственную собственность Украины.