Одним из зловещих символов войны в Украине является использование Россией частной военной компании. Низкая моральная мотивация российских кадровых частей принуждает привлекать людей, для которых морально-этические вопросы не имеют никакого значения, лишь бы платили. Россия далеко не первая, кто начал использовать в военных конфликтах наемников. KP.UA разбиралась в истории этого вопроса.
В мире наемников называют «дикими гусями», по аналогии с птицами, которые не имеют своей родины, но готовы «приземлится» в любом месте, где им за это заплатят. Как правило, это бывшие бойцы спецподразделений и другие военные, которые не могут жить «в мире». Это «псы войны», и боевые действия являются для них нормой поведения. Наемники всегда востребованы. Зачастую правительства многих стран не могут официально использовать свои армии для достижения тех или иных целей. И тут на арену выходят наемники.
Родоначальником «диких гусей» считается Боб Денар (1929-2007 гг.) - французский военный и наемник, участник ряда вооруженных конфликтов в странах Африки и Азии, который получил прозвище «король наемников». Французским морским пехотинцем воевал в Индокитае и Северной Африке, карьеру наемника начал в 1961-м. Принял участие примерно в 20 переворотах и военных конфликтах преимущественно в Африке, в том числе в Нигерии, Родезии, Бенине, Анголе, Конго, Габоне, на Коморских островах, а также в Иране и Йемене. И сейчас его "дело" в мире процветает. Во многих ведущих странах мира есть свои частные армии, которые зарабатывают своими услугами баснословные прибыли. И правительства часто используют ЧВК для своих целей.
Например, в середине 1990-х годов в ходе гражданской войны в Югославии американская военная компания MPRI занималась подготовкой хорватской армии и 5-го корпуса армии Боснии и Герцеговины.
Наемничество – это сотни миллионов долларов
Сейчас одной из наиболее известных частных военных компаний является американская охранная фирма Blackwater ("Черная вода"), которая была основана в 1997 году бывшим спецназовцем Эриком Принсом вместе с тренером по стрельбе Элом Кларком.
В 2003 году бойцы корпорации обозначили свое присутствие в Ираке. Официально бойцы Blackwater занимались обучением подразделений местной полиции и армии, на самом же деле сотрудники Blackwater принимали непосредственное участие в военных операциях.
Первым контрактом Blackwater в Ираке была безопасность тогдашнего главы американской администрации Пола Бремера в 2003 году. За это фирма получила 21 млн долларов. Спустя год Blackwater охраняла американские дипмиссии в Ираке, Афганистане, Боснии, Израиле, получив за два года около 480 млн долларов. В 2005-м они работали в зоне бедствия урагана Катрина. Первые потери Blackwater понесла в 2004 году: иракские повстанцы устроили засаду в Фаллудже, убив четырех человек. Их сожгли, а обугленные тела повесили над мостом через Евфрат.
Кстати, эта же компания засветилась и в Украине. Ее специалисты активно действовали, чтобы сорвать сделку о покупке китайцами украинского предприятия «Мотор-Сич», которое выпускает авиационные и ракетные двигатели. В этот раз они действовали в интересах правительства США, которое выступало против усиления армии Китая украинской продукцией.
ЧВК готовили и террористов
Британская частная военная компания KMS Ltd., которую основал в 1977 году отставной майор британских воздушно-десантных войск Дэвид Уокер, в 1980-е годы принимала участие в поддержке никарагуанских «контрас», за что от ЦРУ США получила 110 тысяч долларов. В 1987 году деятельность компании была прекращена - после того как было установлено, что компания направила по меньшей мере троих инструкторов в Пакистан для военной подготовки боевиков афганских антиправительственных формирований.
Частная охранная компания G4S - это многонациональная фирма, которая оказывает услуги в сфере безопасности, штаб-квартира ее находится в Великобритании. Представительства компании расположены в 125 странах мира.
Основная деятельность организации сосредоточена на предоставлении охранных услуг, охране денег (перевозка ценностей и денежных средств), комплектации служб безопасности. Кроме того, сотрудники компании обеспечивают содержание правонарушителей под стражей от имени полиции, предоставляют охранные услуги в аэропортах. Компания работает над введением систем безопасности, предоставляет логистические услуги банкам и обеспечивает управление денежными средствами, принимает участие в процессах консалтинга, риск-менеджмента и поддержки безопасности в районах с ограниченной инфраструктурой безопасности. Кроме того, сотрудники G4S занимаются наземным разминированием боеприпасов, обучают персонал, а также предоставляют услугу защиты доходов британских железнодорожных компаний.
От подготовки разведчиков до освобождения заложников
Американская ЧВК DYNCORP предлагает услуги по подготовке военных разведчиков (сбору информации) и сотрудников правоохранительных органов; обучению солдат переговорным техникам; военной логистике; обслуживанию военных баз (приготовление еды, ремонт, строительство, транспортировка, техническое обслуживание); а также тушению лесных пожаров. DynCorp работала в Боливии, Боснии, Сомали, Анголе, Косово, Кувейте и ряде других стран.
В период после 2001 года личный состав частных военных компаний принимает активное участие в войне в Афганистане. На начало декабря 2009 года в Афганистане действовало 104 тысячи сотрудников частных военных и охранных компаний. В дальнейшем, по настоянию правительства Афганистана, их количество было уменьшено. По состоянию на середину 2012 года в Афганистане осталось до 40 тысяч сотрудников иностранных частных военных компаний.
Весной 2003 года в Нигерии сотрудники британской военной компании Northbridge Services Group Ltd. выполнили операцию по освобождению нефтяников из США и Великобритании, захваченных в заложники на нефтяной платформе компании Transocean.
В период после 2003 года личный состав частных военных компаний принимает активное участие в войне в Ираке. В 2003 году численность «контрактников» США составляла 10 % от общей численности военнослужащих США.
Наемники действуют во всех горячих точках
Еще одна американская военная частная компания - так называемая "Группа R" (фирма Fort Defence Group Corporation, FDG Corp.) - была основана в 1996 году морским пехотинцем А. Родригесом. Через несколько лет его компаньоном стал российский офицер Д. Смирнов. Штаб-квартира компании находится в Джексонвилле. FDG Corp. сосредоточила свою основную деятельность практически во всех горячих точках мира - Сомали, Аденском заливе, Ираке, Гвинее-Бисау, Израиле, Палестине, секторе Газа и Афганистане. Компания занимается предоставлением таких услуг, как охрана судов и грузов, военная логистика, морские и сухопутные перевозки, обучение специальных подразделений и групп охраны для действий в районах высокого риска, военное консультирование. Особая роль в организации отведена подразделению FDG SEAL, куда входят пловцы-охранники, которые могут противостоять терроризму на высоком профессиональном уровне как на воде, так и под водой.
Компания работала в Аденском заливе, оказывая помощь правительству Сомали, в Гвинее-Бисау ее сотрудники оказывали помощь в разминировании и утилизации военных отходов и организации службы береговой охраны.
«Частники» имеют контракты с правительствами
Компания Aegis Defence Services была основана в 2002 году бывшим офицером британской армии Т. Спайсером. Они имеют свои офисы в Кении, Ираке, Непале, Бахрейне, Афганистане и США, а ее штаб-квартира расположена в Базеле.
Главным заказчиком является американское правительство. Сотрудники данной компании занимаются охранной деятельностью в аэрокосмическом, дипломатическом и правительственном секторах, а также в горнорудной и нефтегазовой индустриях. В настоящее время фирма имеет контракт с американским правительством, предусматривающий обеспечение безопасности в Ираке и охрану правительства США в Кабуле.
Несмотря на то что официально компания - охранная, она также предоставляет услуги вооруженного персонала для американского правительства и миссий ООН. В географическом плане ее деятельность распространяется на Ирак, Китай, Грецию, Конго, Косово, Нигерию, Судан, Россию, Швецию и Швейцарию, Тунис, Великобританию, США, Голландию, Афганистан, Непал, Кению и Бахрейн, где проводится работа по оценке рисков и защите нефтяных компаний.