Война в Украине заставляет нас - хочешь не хочешь - изучать карту страны и находить на ней города и села из сводок Генштаба и новостей. Вряд ли все украинцы знали о городке Соледар в Донецкой области, зато теперь о нем говорят все. Крохотный населенный пункт, прижавшийся к Бахмуту, стал костью в горле захватчиков, а точнее, куском соли, изрядно подпортившим меню одиозного российского «повара».
Имя коммуниста и пристанище артистов
До войны Соледар был тихим городком на 14 тысяч человек населения с двумя крупными предприятиями – по добыче и производству каменной соли («Артемсоль») и филиал немецкого концерна «Кнауф», занимавшийся изготовлением стройматериалов (здесь, говорят, были едва ли не самые большие зарплаты не только в регионе, но и чуть ли не во всей Украине). Часть жителей Соледара тут и работала, часть, как это бывает в моногородах, слонялась по улицам, а кто-то был трудоустроен в соседнем более богатом Бахмуте/Артемовске.
Еще в Соледаре был единственный в Украине питомник по выращиванию голубых и серебристых елей, но о нем было известно меньше, чем о соляных шахтах и спелеосанаториях прямо тут, в донбасских степях, а точнее – под ними.
В 1991 году город перестал называться Карло-Либкнехтовск, и можно было уже не ломать язык, произнося имя немецкого коммуниста, неизвестно каким боком причастного к соледобыче. Государственное предприятие «Артемсоль», крупнейший производитель соли в независимой Украине (да и один из самых узнаваемый в Европе), завязало новые контакты за границей – чистую соль полюбили в десятках стран.
А затем жители Соледара осознали, что соль может приносить деньги не только напрямую, но и косвенно. Вот же они, соляные шахты, которые уже больше двухсот лет разрабатываются вширь и вглубь! Судите сами: общая площадь подземных коридоров составляет 300 километров. И лишь 1,5 из них были отданы на откуп туристам, здесь проводились экскурсии. На остальных площадках или продолжалась добыча соли, или они были законсервированы и заколочены фанерными щитами с надписью «Проход закрыт. Опасно!». Работники шахт говорили, это правда, там можно не просто заблудиться, но и пропасть навсегда.
Немного навели красоты – и вот уже соледарские соляные пещеры стали приманкой для туристов. Многие хотели спуститься на 350 метров под землю и побродить по соляным пещерам, полюбоваться действующей подземной церковью, соляными скульптурами и кристаллами соли величиной с рост человека или даже полечить легкие и бронхи в подземном соляном санатории. Кого там только ни было, даже Алла Пугачева приезжала в 2009-м. Петь не пела, но осталась довольной.
В 2004 году на глубине 200 метров в соляной пещере несколько произведений сыграл даже Донбасский симфонический оркестр, и о соледарском сокровище узнали во всем мире.
Тогда в отработанной соляной камере «41-бис», где высота потолков достигала 27 метров, выступили сразу около полусотни музыкантов. Специалисты говорят, что звук здесь передается уникально чисто. Выступлением симфонического оркестра дело не ограничилось. Спустя некоторое время в этом же импровизированном зале взлетали воздушные шары, что и было зафиксировано в национальной Книге рекордов.
Туристы хлынули пусть не бурным, но уже стабильным потоком, экскурсии по соляным пещерам были расписаны на несколько месяцев вперед, а соляные лампы из Соледара стали желанным подарком и детям, и взрослым. Во-первых, они красивые, во-вторых – полезные: нагретая соль выделяет в воздух уйму полезных веществ, которые благоприятно действуют на астматиков, аллергиков и вообще укрепляют организм будь здоров!
Нельзя сказать, что город ожил и зашумел – нет, здесь по-прежнему завывали степные ветра и растительность не баловала изобилием, дни тянулись долго и ничего не предвещало перемен. В Соледаре царила тихая стабильность, и в целом всех все устраивало.
- Это была сонная провинция, в которой ничего выдающегося не происходило. Многие узнали о Соледаре, когда младший сын тогдашнего президента Виктора Януковича взял отсюда себе жену. Типа сказка о «золушке» из бедного городка, которая вышла замуж за принца. Оно, конечно, все немного не так было (девушка училась в донецком вузе, и встретиться яркой блондинке с Януковичем-младшим ничего не мешало), но журналистов тут у нас было много, и о Соледаре даже писали в иностранной прессе, - вспоминает бывшая жительница Соледара Анастасия Кайзман.
Арсенал под землей
Соляные шахты Соледара были широко известны как туристический объект и чуть менее известный как военный. Вернее – местные о нем знали, а вот по официальным документам он числился как режимный объект и охранялся с особым усердием. К слову, об уровне секретности говорит то, что даже силовики областного уровня не имели к нему доступа. Руководством и организацией ведали исключительно в столице. Здесь еще со времен Советского Союза были обустроены склады для хранения стрелкового оружия, оставшегося после завершения Второй мировой войны. До 2014 года в идеальных условиях по температуре и влажности хранились «мосинки» и «дегтяревы», «максимы» и «томсоны» образца начала ХХ века…
В 2014 году эти склады стали целью сепаратистов, которые вознамерились было забрать арсенал из соляных шахт. Тогда местные воспротивились такому желанию и даже организовали сопротивление. Впрочем, и вывезти оружие украинским военнослужащим жители тогда тоже не дали. После долгих дискуссий часть была отдана представителям ВСУ и отправлена в неизвестном направлении, часть осталась лежать под землей в ожидании своего часа. Впрочем, вся эта информация до сих пор остается неофициальной, собрана исключительно со слов очевидцев тех событий.
Ждет ли Соледар судьба Мариуполя или Бахмута, практически стертых с лица земли? Скорее всего, да. Захватчиков не интересуют уникальные соляные шахты, санатории и церкви, не волнует судьба оставшихся жителей (а сейчас здесь, по данным властей, осталось около 500 человек - пенсионеров, эвакуировать которых попросту невозможно), никто не будет поддерживать жизнь в городе, который и на карте-то не сразу найдешь. Россиян интересуют лишь многокилометровые подземные коммуникации, по которым можно передвигаться на значительные расстояния. Интересуют остатки оружейных запасов и сам факт взятия Соледара – как идея фикс.