Говорить об экологии в Украине, когда здесь каждый день рвутся снаряды и гибнут люди? Да, и не только говорить, но и делать. Иначе впереди нас ждет катастрофа похлеще этой войны.
Из-за недостатка информации трудно сейчас сказать, насколько война влияет на жителей Украины и природу нашей страны. Понятно, что очень сильно, но насколько? И этично ли озвучивать еще одни печальные цифры вдобавок к ужасной статистике смертей и разрушений? Единственное, что кажется верным, так это попытаться спрогнозировать последствия российской агрессии для украинцев и начать подбирать наиболее оптимальные пути их решения. Поэтому KP.UA обратилась к экологу – главе общественной организации «Зеленая генерация», провизору Александру Ковалю.
Тяжелый дым в наших легких
Что сразу приходит на ум, когда мы слышим слова «война», «человек», «экология»? Кто-то видит в воображении воронки от разрывов снарядов на полях, где еще недавно росла пшеница. Для кого-то страшнее неразорвавшиеся снаряды и мины в лесах и на тех же полях. А есть еще загрязненные и пересохшие из-за взрывных сдвигов грунта речушки и озера, сгоревшие леса, почва, ставшая бесплодной из-за химических веществ, вырвавшихся из нутра ракет…
- О самом страшном – радиационной опасности – мы, слава богу, пока не говорим – нет повода. У нас пока не было серьезных проблем или сигналов с Запорожской АЭС. Если там что-то случится, то это будет катастрофой не только для Украины, но и для всего мира, причем сравнимой с Чернобылем или Фукусимой. Поэтому международное сообщество и пытается как-то контролировать ситуацию на ЗАЭС, - говорит Александр Коваль. – Давайте не забывать, что вообще вся тема экологии – это одна из главнейших мировых тем. Поэтому к ней особое внимание.
Но основная опасность у нас сейчас под носом – в прямом и переносном смысле. Генераторы, дающие нам свет и тепло, отнимают у нас свежий воздух. Увы, война поставила нас перед таким выбором – либо электричество, либо дым от отработанного топлива в генераторах.
- Большое количество генераторов, костры – все это влияет на загрязненность воздуха, которым мы дышим. Естественно, увеличивается и число легочных заболеваний. Да, мы привыкли считать, что именно грязный воздух влияет на наши легкие, но он еще и влияет на сердечно-сосудистую систему человека, - объясняет Коваль.
Угрозу несут невидимые глазу частички, которые называются РМ2,5-5. Цифры – это их размер в нанометрах и микронах. Эта взвесь в воздухе – настоящий бич мегаполисов, поскольку крохотные частички легко проникают сквозь биологические барьеры, в том числе и тело человека, постепенно разрушая его кровеносную систему.
- Есть исследования, которые доказывают, что часть инсультов напрямую связаны с загрязнением воздуха этими частичками, - отмечает эксперт. – Эта мелкая пыль забивает сосуды, что приводит к кровоизлияниям и инсультам. Также нам приходится признать, что и сердечно-сосудистые заболевания все чаще имеют своей причиной загрязненный воздух. Если не инсульты и инфаркты, то существенное сокращение жизни – вот итог такого «прикосновения» человека к войне.
Стоит ли говорить, что отработанное топливо генераторов, дым от костров, пожаров и взрывов снарядов выбрасывают в воздух мириады таких частичек, которые могут превратить нашу жизнь в окончательный ад? Экологи советуют: просто держитесь подальше от источников выбросов, надевайте маски хотя бы… Сейчас речь идет о выживании в экоциде, и это не тот коронавирус, который мы сейчас вспоминаем с какой-то грустной ностальгией, а война.
Гептил, сера и не только
Почти каждый день в нас летят снаряды, которые не только взрываются, но и разлетаются на мелкие и крупные осколки, засоряющие наши земли. Отработанное топливо льется туда же.
- Ракеты, которые россияне запускают по Украине, заправляются топливом, содержащим гептил (C2H8N2). Это отравляющее вещество. К слову, когда ракеты вылетели, но сразу упали в Каспийское море, то из-за появления в воде гептила там погибли сотни тюленей, - рассказал Александр Коваль.
Что же касается воздействия на человека, то гептил обладает сильным токсическим и мутагенным действием. Он раздражает слизистые оболочки глаз, дыхательных путей и легких, вызывает сильное возбуждение центральной нервной системы и расстройство желудочно-кишечного тракта. Большая концентрация гептила приводит к потере сознания.
А теперь представим, что это высокотоксичное вещество попало в украинскую почву. Как быстро оно появится в нашей воде? Да оно уже есть! Не хочется никого пугать, но экологи говорят: гептил известен еще со времен СССР. В ракетных шахтах гептил изрядно подтекал и просачивался в грунт, так что выводы можно делать самостоятельно. А выход один: места попадания и взрывов ракет надо сразу же обеззараживать, остатки ракет и топлива утилизировать. Иначе получим полную экологическую катастрофу уже в ближайшее время.
И это мы еще не рассказали о том «коктейле» из токсических компонентов, который выбрасывается в воздух после детонации снарядов. Вот список части ингредиентов, которые образуются после обстрелов: СО - угарный газ, СО2 – углекислый газ, NO – оксид азота, N2O – закись азота, NO2 – двуокись азота, CH2O – формальдегид, HCN – синильная кислота, N2 – динитроген, SO2 – сернистый газ плюс огромное количество токсичной органики. А это прямая причина окисления грунта, древесины, строительных конструкций и, увы, тяжелое поражение человеческого организма. Оксиды серы и азота из атмосферы возвращаются в грунт через кислотные дожди, изменяют уровень рН и вызывают ожоги растений.
Изменить эту ситуацию мы не в силах, пока что вся надежда на наших спасателей из ВСУ…
Без воды жизнь короче
Волнение экологов вызывают и обломки снарядов, которые разбрасываются в местах попадания и лежат долгое время, насыщая почву совсем не полезными веществами. Уже подсчитано, что обломки разорвавшегося боеприпаса загрязняют землю в радиусе 300 метров, а реагенты – до 35 метров. Обычно оболочки боеприпасов изготовлены из чугунного сплава, куда, кроме железа и углерода, добавлены сера и медь. Артиллерийские снаряды калибра 120 и 152 мм, как подсчитали экологи из Украинской природоохранной группы, дают от 1600 до 3500 обломков массой от 1 грамма. И все это лежит и окисляется в нашей земле (а медь вообще производит сверхтоксичные соединения), попадает в круговорот веществ и рано или поздно оказывается либо у нас в руках, либо в желудке или на поверхности кожи. И семейный врач бьет тревогу, требуя немедленно обследоваться и начинать лечение либо профилактику…
Даже если кому-то повезло жить в регионе, куда не долетали смертоносные снаряды, то радоваться нужно очень осторожно. Сейчас Украина имеет большую проблему как с водоснабжением вообще, так и с обеспечением питьевой водой в частности.
- Взять тот же восток Украины. Там практически нет доступа к нормальной питьевой воде из-за затопленных шахт. Грунтовые воды загрязнены шахтными – и об этой проблеме мы знали еще до войны, - утверждает Александр Коваль. – Значительная часть шахт брошена, затоплена, из них не откачивается вода. Если так будет продолжаться – эта территория станет непригодной для жизни из-за техногенной катастрофы. А бурением скважин проблему с водой не решить. В мировой практике уже называются цифры, сколько ежегодно людей погибает из-за отсутствия доступа к чистой воде. Либо же продолжительность жизни существенно сокращается. Загрязнение речек приводит к распространению бактериальных инфекций и увеличению количества онкологических заболеваний у населения.
Понадобится много психологов
«Что делать-то?» – хочется спросить у всех медиков после всего вышесказанного. Скорее всего, украинские эскулапы пожмут плечами: к таким вызовам войны наша медицина не особо готова.
- Понятно только, что надо менять систему, убирать перекосы, когда при нехватке терапевтов наблюдается избыток гинекологов. Актуальным будет перепрофилирование медиков. Например, нам понадобится для начала огромное количество психологов, которых не хватает для всех украинцев, получивших психологические травмы войны. Готовы помочь нам иностранные специалисты, которые смогут научить наших врачей различать проблемы со здоровьем и с чем они связаны в контексте войны. Например, причины инфекционных, психологических, психосоматических заболеваний…- рассуждает глава «Зеленой генерации». - В Украине есть центры общественного здоровья, которые отвечают за сохранение и укрепление здоровья населения, проводят профилактику заболеваний, например, сердечно-сосудистых, гепатитов, гриппа и т.п. Можно добавить в их специфику экологический, психологический компоненты. Потому что экологические факторы можно и нужно учитывать! Особенно под давлением войны.
Пока же самым простым профилактическим средством поберечь свое здоровье от воздействия неблагоприятных экологических факторов является… отдых.
- Мы сейчас получаем дополнительный стресс. И надо постараться найти тихий уголок без звуков сирен и взрывов (например, в условном селе на западе Украины), где провести какое-то время в тишине и спокойствии, в более-менее благоприятном экологическом окружении. Успокоиться, перестать нервничать и переживать хотя бы на время. Предупредить болезнь легче, чем лечить, и дешевле, - говорит Александр Коваль.
Асбест запретили – и это здорово
Немного позитива в конце нам не помешает. Военные действия и усилия экологов сдвинули с места рассмотрение закона о запрете асбеста, который лежал в Верховной Раде с 2017 года. Так, 6 сентября 2022-го наконец этот закон - «О системе общественного здоровья» - был принят. Среди всего прочего он запрещает использование асбеста в строительстве. Если кто-то недоуменно поднял брови, то объясняем: а) закон принят в соответствии с соглашением об ассоциации с ЕС, то есть еще один шаг в сторону европеизации Украины, и б) асбест считается довольно опасным для здоровья веществом. Для всех. Шиферная кровля на наших крышах – это он и есть.
- Множество людей сейчас задействованы на разборе завалов после взрывов, и естественно, они взаимодействуют с асбестом. Он давно признан канцерогеном, его кристаллики попадают в легкие человека, полностью оттуда не выводятся – и так появляется онкологическое заболевание. Теперь же рисков, связанных с асбестом, будет меньше, - считает Коваль.
Поскольку асбест вынесли в отдельную статью опасных веществ, все работающие на разборе завалов проходят строгий инструктаж по технике безопасности. Например, никто не имеет права прийти домой в той же одежде, в которой он работал на разрушениях, – асбест вреден и для носителя, и для окружающих. Что ж, одной проблемой и причиной для онкологии в будущем у украинцев станет меньше.
Также о том, какие животные и растения исчезнут из-за войны в Украине рассказывает эколог Алексей Василюк.