Ярослава Магучих признана лучшей спортсменкой года в Украине, и неудивительно – она выдала невероятный сезон, несмотря на войну. За этот год она стала чемпионкой мира и победительницей Бриллиантовой лиги. Сейчас по прыжкам в высоту в мире ей почти нет равных.
kp.ua пообщались с Ярославой Магучих о триумфальном для нее сезоне и узнали в чем секрет ее успеха.
«Хватит собирать серебро, нужно золото»
- Ярослава, 2022 год завершился, и сложилось ощущение, что для вашей карьеры он особенный в плане достижений. Удалось ли в нем все, чего хотели?
– Безусловно, 2022 год был сложный, но он также подарил мне золотую медаль чемпионата Европы. И теперь у меня есть золотые медали во всех возрастных группах, а также он подарил мне личный рекорд – 2,05 м. Поэтому в спортивном плане я очень довольна годом.
– В марте вы взяли золото на чемпионате мира в помещении в сербском Белграде, прыгнув на 2,02 м. Сложно было настраиваться на эти соревнования, учитывая, что в Украине на тот момент началась полномасштабная война?
– Конечно, было очень сложно, и перед этим было очень сложно покинуть семью, чтобы поехать на этот чемпионат мира в помещении. Но меня все поддержали, и я все-таки решила ехать на этот турнир и очень хотела выиграть золотую медаль. Хотела выиграть этот чемпионат мира, потому что очень хотелось принести хорошие эмоции всему украинскому народу. Потому что тогда началась война, и новости были не очень. Хотелось, чтобы было что-то хорошее.
– Как и благодаря чему находили силы и мотивацию на тренировку? Что помогало сконцентрироваться на спортивных результатах?
– Силы и мотивацию - в наших воинов, которые защищают нашу землю, рискуя своими жизнями, поэтому я делала все, что от меня зависит, на моем спортивном фронте.
- Что чувствовали в тот момент, когда поняли, что вот оно, золото ЧМ, выиграно?
– Я была очень счастлива, что смогла выиграть золото для нашей страны, что наш Гимн звучал на весь манеж. Это было действительно очень круто. И я поняла, что у меня есть возможность сейчас пойти и говорить с журналистами, говорить, как это было, как я уезжала, как сейчас в Украине развиваются события.
- Позже, на чемпионате мира в США, вы снова прыгнули на 2,02 м, но все же уступили Элеанор Паттерсон. Не осталось после того выступления ощущения, что недожали до победы совсем немного?
– Я была довольна, что у меня есть серебряная медаль этого чемпионата мира. Это двойное серебро, потому что у меня уже есть серебро 2019 года. И папа мне сказал: «Хватит собирать серебро, нужно золото». Поэтому, конечно, это очень круто, когда есть такая конкуренция, когда интересно прыгать, и тебя это еще больше мотивирует.
– Вообще, что можете сказать о конкуренции с Паттерсон? В Белграде, когда вы стали первой, она была второй тогда. В Юджине уже Элеанор была первой. Вырисовывается определенная дуэль по этому сезону.
– Об Элеанор Паттерсон могу сказать, что она очень хорошая, и она поддерживала Украину: когда мы приехали на чемпионат мира в Белграде, у нее был маникюр цветов нашего флага.
Счастлива, потому что у меня личный рекорд
– На этапе Бриллиантовой лиги в Брюсселе вам подчинилась планка в 2,05 м. Это лучший результат сезона в мире. Довольны таким достижением?
- Конечно, я очень довольна, что, несмотря на такой сложный год психологически и физически, все же у меня есть мой личный рекорд 2,05 м. И очень довольна, что в 2022 году я попыталась прыгнуть на 2,10 м. Поэтому я очень счастлива, честно – у меня есть личный рекорд.
- Фактически на всех этапах Бриллиантовой лиги в этом году вы были первыми и только на соревнованиях в Стокгольме стали пятой. Что пошло не так во время выступления?
- По поводу Бриллиантовой лиги в Стокгольме могу сказать, что я тоже человек, у которого есть эмоции. И потому тогда не сложилось. Ничего страшного.
- Стать чемпионкой Бриллиантовой лиги – это была главная задача на год?
– Прямо такую цель я не ставила. У меня была одна цель – прыгать высоко и показывать результаты, чтобы наше знамя поднималось, чтобы я могла говорить с журналистами и объяснять, что на самом деле сейчас происходит в Украине, что сейчас идет война, что Россия атакует своими ракетами каждый день, что разрушена инфраструктура.
- Вы признаны лучшей спортсменкой года в Украине. Что значит для вас это достижение?
– Очень приятно быть лучшей легкоатлеткой Украины, по версии журналистов. Очень приятно, что они за меня голосовали – это действительно очень круто. Потому что на самом деле сейчас все спортсмены - послы Украины в своей сфере, как и все люди, и они все рассказывают, что происходит в Украине. И как оно на самом деле.
К концу сезона было очень сложно
– Как повлияла война на легкую атлетику, в частности на прыжки в высоту?
– Война, я думаю, повлияла не только на легкую атлетику, но и на все сферы деятельности. Но лично для меня было очень сложно психологически – ехать на соревнование. И уже к концу сезона было очень сложно. Я хотела домой, я уже хотела к папе, бабушке. Но я все же понимала, что нужно сейчас делать все, что от меня зависит – прыгать высоко и показывать хорошие результаты. Чтобы не забывали, что мы из Украины, что идет война.
- Пострадала легкоатлетическая инфраструктура в Украине во время войны?
– Конечно, пострадала инфраструктура – стадионы, манеж. Но ничего, мы прорвемся, все отстроим.
– Как ваши соперницы-коллеги из других стран относятся к войне в Украине?
- Когда мы приехали на чемпионат мира в Белграде, многие спортсмены подходили, спрашивали, многие поддерживали. Говорили, что не верят, что такое вообще возможно в нашем веке.
А Джанмарко Тамбери выступал на руке с фамилиями Бондаренко, Проценко – нашими ребятами. И когда была церемония открытия и всех представляли, он был в маске Ukraine. Это было очень круто. Все спортсмены поддерживают, и федерации тоже поддерживают и предоставляют все условия для тренировок.
Секрет успеха
– С Татьяной Владимировной Степановой вы тренируетесь с детства. Считаете, что это преимущество над другими соперницами?
- Да, с Татьяной Владимировной мы уже много лет вместе тренируемся, и это очень круто. Главное, я думаю, найти контакт с тренером и тренера со спортсменом, тогда все будет класс. И вы знаете, у многих спортсменов так, что они приходят в детстве в спорт, тренируются.
Недавно Ирина Геращенко публиковала, что она занимается легкой атлетикой уже 20 лет и и занимается все это время у своего тренера.
– Как вообще попали к ней на тренировку? Что стало залогом успеха вашего тандема?
– Татьяна Владимировна пришла тренировать в ДЮСШ олимпийского резерва №3 и тогда с моим первым тренером, Куценко Еленой Андреевной, они тренировали вместе. Но потом так сложилось, что разошлись. И уже потом я выбрала Татьяну Владимировну – так и начался наш путь. А взаимоуважение – самое главное. И, конечно, какое-то общение вне стадиона. Оно должно быть не только на стадионе и в манеже, но и вне них тоже нужно общаться.
– С чего началась легкая атлетика для вас? Кажется, для вас все начиналось не со скачков в высоту?
– Я пришла на легкую атлетику, когда еще была ребенком. Конечно, когда ты ребенок, ты пробуешь все. Поэтому я пробовала все – и прыжки в длину, и бег, но все же обратила внимание на высоту, и мне понравилось. Все удавалось, и вот так и принялась прыгать.
– Для вас важно, против кого приходится выступать? Или наоборот, вы относитесь к спортсменам, которые абстрагируются во время выступления и концентрируются только на прыжке? И спортсменки, которые сегодня соперницы, никак не влияют и не создают психологического давления?
– На самом деле, я никогда не смотрю на девушек и на то, как они прыгают. Не обращаю внимания. Я стараюсь максимально настроиться на свой прыжок и сделать все правильно, сделать все так, как я натренировала. Потому я не смотрю, и на меня это никак не влияет. И за это спасибо Татьяне Владимировне, потому что я концентрируюсь только на своем прыжке.
– Насколько большую роль играет адреналин во время прыжка? Помогает или мешает? Или вы делаете все максимально спокойно, как будто для вас это абсолютно привычное дело?
- Адреналин помогает, но его не должно быть слишком много. Потому что в дурном случае он мешает настроиться на попытку.
- Помогает вашему развитию как спортсмена конкуренция с другими двумя прекрасными украинками – Юлией Левченко и Ириной Геращенко?
- Конечно, это очень круто, когда в родной стране есть конкуренция. Это любопытно. Поэтому у нас каждый чемпионат Украины – это мини-чемпионат Европы.
Большая часть гардероба – спортивные вещи
- Вы активная пользовательница соцсетей. Ваши фото в Инстаграме набирают тысячи лайков, и у вас уже 130 тысяч подписчиков. Много времени уходит на то, чтобы работать с соцсетями?
- На самом деле, я не столь активный пользователь Инстаграма. Но иногда выставляю фотографии и видео, потому что на самом деле нет так много времени, чтобы что-то снимать и выставлять, что-то подписывать.
– Что они для вас означают? Это способ популяризации себя и спорта? Или, скорее, просто хобби?
- Мои подписчики – это мои фанаты, фоловеры, которые следят за моей жизнью и им это нравится. Поэтому, наверное, это такая большая социальная семья. И, конечно, это как метод популяризации спорта, чтобы люди больше узнавали о легкой атлетике, о спорте и спортсменах. Что мы выступаем, представляем нашу страну – поэтому это надо делать.
- Кстати, о фото… Кажется, вам нравится фотографироваться. Как часто делаете фотосессии?
– Да, я люблю фотографироваться, но у меня очень редко бывают профессиональные фотосессии, потому что нет времени на это.
- Какую одежду любите носить вне спорта, в повседневной жизни?
- На самом деле большая часть моего гардероба – это действительно спортивные вещи, потому что у них очень удобно – надел себе хороший спортивный костюм и пошел гулять. Но есть и юбки, и платья. Я люблю надевать юбки, и сейчас в родном городе (Днепр. – Ред.) я надеваю и ношу, еще и погода позволяет это делать сейчас.
– Часто приходится себе отказывать в чем-то в плане еды? Строгую диету соблюдаете?
- Что касается еды, да, иногда бывают ограничения, когда нужно. Но не так часто. Поэтому я просто стараюсь не есть жареное, майонез. А больше все такое диетическое, запеченное. Оно и вкусно, и полезнее.
«В спорте я не верю в приметы»
- Часто бывает так, что спортсмены верят в приметы. Есть ли у вас такие, которых добросовестно придерживаетесь и они уже стали ритуалом перед выступлением?
– Не знаю почему, но в спорте я не верю в приметы, честно говоря. Но у меня есть традиция – я всегда делаю себе прическу сама, заплетаю эти косы или хвосты и делаю мейкап. У меня есть только традиции.
– Знаю, что любите смотреть телевизионные шоу. А есть ли желание когда-нибудь самой принять участие?
– Да, иногда смотрю, когда есть время. Конечно, хотелось бы, но действительно, когда ты спортсмен и ты ездишь постоянно по тренировочным сборам, постоянно туда-сюда, постоянно за границей. Ты не попадаешь на эти съемки – у тебя нет времени и некуда вставить себе это в график.
- Читал, что в детстве вы имели талант к рисованию. Или рисуете и сейчас?
– Да, в детстве я занималась рисованием, рисовала на формате А-3. Сейчас очень редко рисую. Максимум – в скетчбуках немного ручкой или карандашом. Но не столь масштабно, как раньше.
– Что для вас - идеальный отдых?
– Отдых? Погулять, подышать свежим воздухом, полежать с котом, почитать книжечку, выпить чаю – вот идеальный отдых.
- Вы стали популярны довольно рано. Уже в 18 лет ваше имя у поклонников спорта было на слуху. Сложно быть всегда в центре внимания?
– Сначала было сложно быть всегда в центре внимания. Всегда что-то писали в интернете, выставляли посты. Но потом ты к этому привыкаешь и понимаешь, что это часть твоего труда. Часть тебя, и ты должен это делать.
- Вы в 18 и вы в 21 – насколько это разные люди?
- На самом деле ничуть не изменилась. Может, немного повзрослела.