Украинская формула мира предусматривает не только окончание боевых действий и возвращение под украинский флаг всех населенных пунктов в границах 1991 года, но и компенсацию россией всех убытков, нанесенных на территории Украины с 2014 года, а особенно с 24 февраля 2022 года. Следует ли нам надеяться на выплату репараций? За какие средства может происходить компенсация ущерба? Кто вместе с российским президентом Владимиром Путиным может оказаться на скамье подсудимых Международного трибунала? Как Украина будет конфисковывать и распоряжаться имуществом и активами попавших в украинский санкционный список?
На эти и другие важные вопросы в интервью kp.ua отвечает заместитель министра юстиции Украины Ирина Мудра. Сегодня мы публикуем вторую часть интервью. С первой частью – о санкциях олигархам и исках против россии в ЕСПЧ - можно ознакомиться здесь.
Предлагаем три источника компенсации нанесенного Россией ущерба
– 14 ноября Генассамблея ООН приняла резолюцию о создании механизма компенсации Россией ущерба. Я так понимаю, это было такое рамочное решение, под которое будут выписываться конкретные механизмы?
– Чтобы состоялось это решение Генассамблеи ООН, мы прошли достаточно долгий путь.
На сегодняшний день не существует ни одного судебного или юридического института, который мог бы вынести решение и обязать россию компенсировать все нанесенные ею убытки вследствие военной агрессии на территории нашей страны.
Украина поняла, что нужно предложить международному сообществу, международному праву какое-нибудь новое решение. Для этого в мае указом президента была создана рабочая группа по разработке и внедрению международного механизма получения компенсаций за ущерб, причиненный российской агрессией. Мы разработали концепт такого компенсационного механизма.
Далее начались индивидуальные переговоры со странами по его обсуждению, внедрению. И мы поняли, что можем его внедрить, если будет политическая и юридическая легитимизация концепта. И такую политическую легитимизацию нашему механизму мог бы дать какой-нибудь мощный международный институт. ООН!
Поскольку речь идет о возмещении ущерба, нанесенного агрессией одним из государств, которое является членом ООН, соответственно, решение об обязанности РФ уплатить ущерб должно быть решением Совбеза ООН. Как это было сделано в случае незаконного вторжения Ирака в Кувейт. Решение Совбеза обязательно к исполнению!
В нашем случае надеяться на Совбез ООН было бесполезным делом, поскольку россия как постоянный член имеет право вето и ветирует все инициативы, которые, по их мнению, не в интересах путинского режима. Поэтому мы приняли решение обратиться в Генассамблею ООН. И получили политическую поддержку – Резолюцию, над которой мы работали 4 месяца, одобрили. За документ проголосовали 94 страны, которые тоже являются мощным политическим сигналом, что компенсационный механизм должен быть создан!
А теперь собственно о Резолюции. Она содержит три посыла.
- Первый – обязательство россии осуществить репарации за весь ущерб, причиненный Украине на территории Украины.
- Второй – необходимость создания и внедрения компенсационного механизма.
- Третий – рекомендация государствам-членам ООН создать Международный реестр убытков. Проект концепта такого реестра мы уже наработали.
– Как он будет выглядеть? Кто его будет администрировать?
– Это будет цифровой реестр, созданный на основании международного договора: любое физическое и юридическое лицо сможет заявить о своих убытках вследствие российской агрессии, добавить доказательную базу. Поэтому мы призываем граждан и бизнес тщательно фиксировать, собирать доказательства. Это все нужно будет отправлять в реестр.
Информация, которая сейчас генерируется в "Дії" по фиксации убытков, будет автоматически перенесена в Международный реестр.
Администрирование его будет не в Украине, а в европейской юрисдикции. Будет выбрана одна из стран, имеющая опыт организации или размещения международных организаций. Форма этого реестра – международная организация, которая будет иметь соответствующие иммунитеты, защиту, в том числе дипломатическую.
– Уже известна страна, в которой разместят реестр?
– Известна. Но я бы не хотела называть, потому что мы ожидаем предложение от этой страны. Надеюсь, что в течение полугода удастся запустить этот реестр.
– Какие-то фильтры для заявителей будут?
– Реестр будет состоять из секретариата и комиссии, которая будет определять допустимость заявки для включения в реестр.
- Кто будет оценивать суммы ущерба – заявитель?
– Нет. Будет работать Компенсационная комиссия, которая будет состоять из юристов, судебных экспертов, оценщиков, технического персонала. Здесь мы видим сотрудничество с международными организациями. Возможно, Всемирный банк, который сможет давать такую оценочную экспертизу.
– А почему решили идти в международную юрисдикцию, а не пользоваться тем же реестром в «Дії»?
- Во-первых, мы хотим сразу вовлечь в этот процесс страны, в которых находится наибольшее количество российских активов – страны "большой семерки". Во-вторых, чтобы к решениям комиссии такого реестра ни у кого не возникало вопросов. Украина - все же заинтересованная сторона.
Как и когда будут компенсироваться убытки
- Хорошо, информацию собрали, оценили, а как, собственно, компенсировать заявленные убытки?
- Нарабатываем концепт Компенсационного фонда, из которого будет происходить покрытие нанесенного ущерба. Мы настаиваем на том, чтобы этот фонд наполнялся, в первую очередь, активами и деньгами россии, хранящимися в юрисдикциях других стран, в частности, стран "большой семерки". Но пока нет готовности партнеров по G-7 конфисковать российские золотовалютные резервы и передавать в этот фонд. Дискутируем относительно возможного юридического решения, которое устраивало бы наших партнеров
Второй источник – добровольные взносы государств, которые подпишут международный договор о Международном реестре ущерба и создании компенсационной комиссии.
Третий источник – процент от продаж россией нефти, газа другим странам. Но на это нужно согласие россии.
- Но по состоянию на данный момент вы такое согласие точно не получите.
- Вы справедливо заметили, что это по состоянию на данный момент. Что будет через полгода-год, и захочет ли россия вернуться в цивилизованный мир и снова стать участницей рынка капитала, долговых обязательств, получения внешних заимствований – политика россии может измениться. Потому мы хотим эту опцию оставить для россии.
Обсуждается еще четвертый источник наполнения такого фонда – конфискация частных активов частных лиц – россиян. Это то, что начала делать с активами Абрамовича Канада. Пятый вариант получения средств – донейты разных международных финансовых организаций.
- Ирина, а почему вы употребляете термин "компенсационный механизм", а не просто – выплата репараций?
- В классическом понимании выплата репараций – это форма материальной ответственности субъекта международного права за вред, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, по мирному договору (договору о нейтралитете) или другим международным актам, ущерба, причиненного государству, потерпевшему нападение. То есть, так или иначе, для выплаты репараций должно быть согласие государства. В нашем случае это может иметь место или нет. А предложенный компенсационный механизм будет работать при любом сценарии завершения войны.
- Закладываются какие-то временные рамки выплаты компенсации?
– Мы нарабатывали наш компенсационный механизм по прототипу Ирако-Кувейтского. Он был сформирован в 1991 году. Рассмотрение претензий завершилось в 2015 году. Последняя выплата по завершенным претензиям произошла в феврале 2022 года. То есть 30 лет продолжался процесс.
Мы стараемся сконструировать все так, чтобы все происходило гораздо быстрее. Например, в проекте создания Международного реестра есть норма, которая определяет, что претензии относительно нанесенного ущерба можно будет подавать еще в течение полугода-год после завершения войны.
Формы ущерба могут быть разными
- Заявлять можно будет только о физическим, материальном вреде или и психологическом?
– Мы обсуждаем с партнерами такие категории претензий.
- Первая – требования с фиксированной суммой для тех, кому пришлось покинуть Украину, кто был депортирован. Если на вашей территории шли активные боевые действия и была угроза вашей жизни, и вы из-за этого были вынуждены уехать за границу, то это основание для компенсации. Конечно, для тех, кто убегал от войны с Закарпатья, такой возможности для компенсации не будет.
- Вторая – заявления о серьезных телесных повреждениях или смерти ближайшего члена семьи – как военных, так и гражданских. Жертвы насилия, в том числе сексуального, тоже будут подпадать под эту категорию.
- Третья – индивидуальные заявления на какую-то определенную сумму, условно 150 тысяч долларов убытков – потеря личного имущества, движимого/недвижимого, ценных бумаг. Имущественные убытки.
- Четвертая – заявления о потере имущества стоимостью свыше какой-либо определенной суммы, например, выше 150 тысяч долларов.
- Пятая – заявления юридических лиц, предприятий государственного сектора экономики, частных предприятий о потере имущества.
- Шестая - заявления, поданные правительством Украины и правительствами других стран. Речь идет об ущербе, нанесенном инфраструктуре, окружающей среде, водоемам, земельным ресурсам, промышленным и жилым объектам.
– И компенсации по какой из этих категорий будут в приоритете?
- В приоритете будет компенсация наиболее уязвимым слоям населения, вынужденно покинувшим свои дома, подвергшимся пыткам, родственников которых убили.
- На сегодня о какой сумме ущерба идет речь?
- На конференции в Лугано премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем была озвучена цифра в 750 млрд долларов. А это значит, что даже резервов Центробанка России - около 300-350 млрд долларов, которые есть в странах "большой семерки" - не хватит, чтобы все компенсировать.
ГА ООН может принять Резолюцию о создании трибунала над Путиным
– Часто можно услышать о Специальном трибунале по преступлениям агрессии России против Украины. Объясните на простом языке, как на практике это будет выглядеть? Как скоро может заработать? Кто судьи? Будут ли судебные процессы исключительно против военно-политического руководства РФ или, возможно, и российских пропагандистов, которые с телевизионных экранов разжигали вооруженную агрессию против Украины?
– Созданием такого Специального трибунала занимается МИД вместе с Офисом президента. Сейчас есть поддержка многих парламентских ассамблей, ПАСЕ, НАТО, Европарламента, Комитета Совета Европы по созданию Специального трибунала для рассмотрения преступления агрессии россии против Украины.
Часто слышу вопрос: почему именно трибунал и почему недостаточно имеющихся уголовных инструментов, чтобы привлечь Путина к ответственности? У украинских правоохранительных органов и судов нет компетенции относительно осуждения высшего руководства другой страны, поскольку оно имеет иммунитет. Международный уголовный суд тоже не имеет соответствующих полномочий.
Во-первых, он рассматривает исключительно военные преступления, преступления против человечности, преступление геноцида, а не привлечение к ответственности высших должностных руководителей за преступление агрессии. Во-вторых, ни Украина, ни россия не ратифицировали Римский устав МКС и Кампальские поправки к нему по поводу преступления агрессии. Поэтому единственный вариант – создание Трибунала типа Нюрнбергского процесса или трибунала по Милошевичу.
Юрисдикция и функции такого трибунала будут определены в уставе, который будет приложен к многостороннему договору с международной организацией или отдельными странами о создании такого Специального трибунала. И опять-таки нам важно получить политическую и юридическую легитимизацию создания такого трибунала. Для этого наши коллеги обращаются в Генассамблею ООН с просьбой поддержать соответствующую резолюцию.
Создание трибунала будет происходить по тем принципам и нормам, которые применяются в МКС и изложены в Римском уставе. Судопроизводство в нем будет совершаться исключительно над высшими должностными лицами военного и политического руководства рф: президентом, министром обороны и т.п.
Родилась в 1975 году во Львовской области.
Закончила Дрогобычский государственный педагогический университет, ЛНУ им. Ивана Франко получила степень магистра по деловому администрированию КШЭ и прошла курс английского языка для юристов в Университете Кембриджа.
Карьера: занимала руководящие должности в ряде украинских банков. В 2015-2022 работала в Ощадбанке. С мая 2022 года – заместитель министра юстиции Украины.