Яна Ясунас – запорожская художница-самоучка, но ее картины наполнены сказочным символизмом, и все они о любви к Украине. Яна рисует не только на холстах, но и на перьях, гильзах и черепах. А в свободное от творчества время девушка садится за руль - и развозит гуманитарную помощь переселенцам из Мелитополя. kp.ua уже общалась с Яной несколько лет назад. И мы решили снова встретиться, чтобы узнать, как изменилось ее творчество с началом войны.
«Нужно рисовать бабочек и цветочки, но оно не идет»
- Видела у вас в Инстаграм очень милые новогодние шарики. К остальным необычным «холстам» вы решили добавить и елочные игрушки?
- Новогодние шарики я сначала делала на подарки и для себя, чтобы украсить елку. А потом люди начали спрашивать: можешь ли ты сделать и нам такие же? Заказывали разную тематику - колядников, козу. С удовольствием их делаю! А если тебе еще за это и платят, в 10 раз приятнее.
- То есть, вы пишете картины не только для души, но и на продажу?
- Я рисую, в первую очередь, для души. Но если у человека появляется желание что-то купить, могу и продать картину. Особенно близкие мне работы, на создание которых ушло много душевных сил, я стараюсь не продавать: мне очень хотелось сделать после войны выставку. А чтобы мое желание осуществилось, нужно, чтобы было больше картин. Если я начну их распродавать, мне просто будет нечего показывать.
Некоторые картины меня все-таки уговаривают продать. Если говорят: «Ну, продайте, пожалуйста!» - уже иду на уступку, нужно не выпендриваться. А если человек, проходя мимо моих картин, спрашивает: «А сколько стоит?». Отвечаю: «Не продается! До свидания».
- А что изменилось в вашем творчестве после начала войны?
- Тематика у меня и до войны была проукраинская. Но если до 24 февраля я рисовала более сказочные сюжеты, после мои работы стали «на надрыве». Мои военные картины могут вызывать грусть или слезы. Понимаю, что нужно рисовать бабочек и цветочки, что-то приятное, но оно не идет.
Сейчас, когда нас уже обстреливают меньше, работы стали получаться более позитивными. Например, у меня были "Херсонские арбузы". Кстати, их я нарисовала еще в августе, до освобождения Херсона - работа получилось пророческой.
Потом нарисовала вола. Картина называлась «За крымской солью»: раньше чумаки ездили в Крым за солью. Эта работа уехала в Винницу: пришлось ее продать.
Я выставила эту картину в группе - мне написала одна женщина, спросила, сколько она стоит. Я не ответила на сообщение. Потом она написала мне в мессенджер - снова промолчала. Но когда она нашла меня в Инстаграме, решила, что нужно уже написать человеку. Она сказала: «Я долго смотрела на вашего вола, он мне очень понравился!» Пришлось продать.
- А сколько вы его рисовали?
- Вообще я рисую быстро, если есть вдохновение. Когда нет, могу сидеть неделю или месяц у холста, заставляя себя рисовать, но ничего не выходит. Бывало, пыталась начать картину, в итоге три раза зарисовывала холст. А если рождается образ, могу его нарисовать за два вечера.
Когда закончила работу, не спешу покрывать ее лаком: нужно подождать, вдруг еще какая-то важная деталь придет в голову. Я оставляю картину, ложусь с ней рядом спать, просыпаюсь - и вновь на нее смотрю. Если приходит чувство, что работа закончена, покрываю ее лаком.
К слову, картины на холстах стала рисовать лишь в августе.
«Картину Jedna krew посвятила братьям-полякам»
- Наверное, так было легче донести идею до зрителя? Какие еще картины за этот период вы создали?
- Идей у меня полно, но пазлы пока не складываются. Вижу кусочки образов, а когда они у меня соединятся воедино, тогда можно будет что-то делать.
Моя последняя работа - «Довіра» - тоже связана с волом: казак Мамай едет верхом на воле, а на голове у него гнездышко дрозда. На картине изображено два героя, но на самом деле их три. Третий – невидимый, это дрозд. Зрителю нужно мысленно его дорисовать. Дрозд улетел по своим делам и оставил волу и казаку свое потомство. Он им настолько доверяет, что оставил гнездо на голове вола и позволяет Мамаю петь свои песни под ним. Такое мое видение.
До этого у меня была картина «Черешни мелитопольские» - череп с раскрытым ртом, набитый черешнями. Череп символизирует орка, который подавился мелитопольской черешней.
- А что символизируют две девушки в венках с птицами?
- Это картина с польским названием Jedna krew. Сначала я назвала ее «Сестры», но на меня накинулись в комментариях, мол, «снова братья и сестры, давайте не будем…», и я решила не «дразнить гусей» и переименовала. На картине изображена Польша. Символ Польши, конечно, белый орел, но я решила сделать его красным, а на его крыле нарисовала герб в виде белого орла. Также красный мак – символ Польши. Поляки сразу поняли задумку!
А справа – девушка, символизирующая Украину. Она сидит в бронежилете: на нее напали. Сзади пылают поля. А аист – это наш украинский символ. Он защищает Украину, прикрывает ее крыльями и держит одну из артерий, чтобы кровь из девушки не вытекала. Другую артерию держит Польша.
Эта идея родилась у меня, когда Анджей Дуда выступил в Верховной Раде. Если россияне, которые нас называли братским народом, постоянно от нас чего-то хотели и грабили, поляки нам действительно помогали, их действительно можно назвать братьями.
- Вы где-то выставляете свои работы?
- Если в Запорожье организуют выставки, я с удовольствием в них участвую. Когда было тепло, мы на улице выставлялись около «Аристократа». В феврале пройдет выставка в клубе фотохудожников, я тоже хочу принять в ней участие: будут выставлены картины запорожских художников, написанные за время войны.
«Мои картины имеют связь с работами Фриды Кало»
- Как давно вы рисуете?
- У меня с детства была тяга к изобразительному искусству, но тогда я рисовала только зверей. Сейчас нахожу свои рисунки и вспоминаю: шла со школы, покупала марки с животными - приходила домой и перерисовывала. Потом был большой перерыв после школы. С 37 лет я снова начала рисовать. Рисую уже 7 лет - расписывала черепа коровы, кабана, коня, наносила изображения на перья птиц. А вот картины на полотне рисую только год, начала в августе.
- А как пришла идея рисовать на черепах?
- Я ездила в Мексику и так вдохновилась! У них же есть День мертвых - там повсюду черепа и скелеты. У мексиканцев на День мертвых и печенье делают, и статуэтки. Все очень яркое, а я люблю яркие краски. Пастельные тона – не для меня.
Еще там жила Фрида Кало, я ее очень люблю. Если вы знакомы с ее творчеством, в моих работах увидите его отголосок: наши картины имеют связь. Мне очень понравилась Фрида. Когда я вернулась домой, мы с мужем гуляли в поле, и я нашла череп коровы. Принесла его домой, помыла и нанесла свой первый рисунок – картину мужа Фриды Диего Риверы. Теперь она висит у меня в коридоре.
- Мне вообще форма черепа нравится. Любого, кроме слона. А вообще форма черепа кабана очень красивая, коровы, человека, но человека у меня еще нет. Коровий череп самый красивый, особенно с рогами. Мне показалось, что, если его украсить картиной, получится интересно.
Нашим людям это, конечно, чуждо. Кому-то нравилось, кто-то пугался. Мне говорили: хватит уже свои кости рисовать, поэтому сейчас я не развиваю это направление.
- Слышала, вы еще и на гильзах от снарядов рисуете?
- Такая история была. Я волонтер, вожу машину в «Поддержке Мелитополя», также мы сортируем и передаем гумпомощь. Однажды у нас возникла проблема – на двух машинах нужно было поменять колеса: зима на дворе. Потом потребовалось масло, а денег нет. Мы попытались собрать нужную сумму. Но когда оставляешь сообщения типа «помогите фонду», люди не особо реагируют. А мне от товарища, который сейчас воюет, досталось две гильзы от снарядов. Они стояли в гараже, а когда понадобились деньги, появилась идея расписать и отдать их тому, кто отправит в «Поддержку Мелитополя» самую большую сумму - так и случилось. На одной гильзе я нарисовала казака Мамая, на другой – Кобзаря с калиной и отправила их победителю.
- Вы где-то учились рисованию?
- Я нигде не училась и, к сожалению, не могу рисовать так легко, как обычные художники. Не хватает техники, особенно, если это люди и лица. Если б у меня была техника, я б нарисовала в два раза больше картин. А так, когда рисую, трачу много энергии, потом отхожу несколько дней. Это не то, что наш знаменитый запорожский художник - Вадим Митков – раз-два – и пейзаж готов.
- Главное, не навык, а фантазия. Кстати, вы смотрите уроки рисования на ютубе?
- Конечно! Подсматриваю уроки и хожу на мастер-классы Вадима Миткова. Мне очень нравится рисовать портреты, а на пейзажах я засыпаю. Мне скучно, зеваю. Хочется нарисовать что-то необычное, а люди говорят: давайте розочку нарисуем. Ну какая розочка? Розочку ты и дома нарисуешь, давайте что-то серьезное. Предлагала то портрет Залужного, то еще что-то.
- А по образованию вы кто?
- У меня два образования – биология и английский язык. Но сейчас, в свободное время, я помогаю в качестве водителя: у меня 2 фургона. Раньше я ездила на "автомате", но пришлось переучиться на механику. Поначалу было страшно, но уже все супер. Развожу по городу переселенцам из Мелитополя и района гуманитарку либо везу продуктовые наборы в университет, иногда нужно забрать бумаги. Так курсирую по всему Запорожью.
- Чем планируете заняться после Победы?
- Когда война закончится, хочу сделать выставку в своем городе. Но если меня пригласят в Днепр или Киев, с удовольствием поеду: картины перевозить легче, чем черепа. Раньше я их возила на выставки, но это очень накладно: торчат во все стороны. Другое дело картины - сложил в книжечку и поехал. Очень удобно.