В Польше развивается скандал, о котором публично не говорят в Украине. Речь идет о судьбе воспитанников детского дома семейного типа из Синельниково (Днепропетровская область). Их мама-воспитательница - 52-летняя Светлана П. с апреля этого года находится под арестом и ждет суда в городе Познань, куда приехала вместе с детьми, убегая от войны.
Подозрения, выдвинутые женщине, ужасают: продажа детей педофилам, втягивание их в проституцию, особо жестокие моральные и физические издевательства.
Польская «Gazeta Wyborcza» утверждает, что сейчас украинские чиновники хотят забрать детей в Украину, несмотря на войну, чтобы замять тяжелую историю. Мы попытались разобраться, что происходит на самом деле.
Шокирующие откровения
В Познань Светлана и ее десять детей возрастом от 4 до 16 лет приехали в марте этого года. Польское законодательство не признает создание детских домов семейного типа и приемных семей по решению органа опеки и попечительства, как это делается в Украине. Судьбу детей, лишенных кровных родителей, здесь решают специальные семейные суды. Поэтому с началом войны, когда в Польшу хлынули волны беженцев из числа сирот, им стали назначать по суду польских временных опекунов.
Так случилось и с детским домом из Синельниково. В помощь Светлане назначили супружескую пару из Познани. А в апреле 2022 года к маме-воспитательнице пришли представители полиции и прокуратуры.
Оказалось, что одна из воспитанниц Светланы рассказала польским опекунам, как жестоко издевается над детьми приемная мать. Позже, как пишет «Gazeta Wyborcza», это подтвердили и другие дети на допросах в прокуратуре в присутствии психолога.
В материалах следствия якобы есть показания о том, что в Украине и даже в Польше до 8 апреля подозреваемая продавала детей педофилам, предварительно накачивая препаратами, которые расслабляют мускулатуру, в том числе половых органов.
Одна из девочек рассказала, что была изнасилована, когда училась в первом классе. При этом мужчины держали ее за волосы, а приемная мать смотрела на часы - прошли ли отведенные на «покупку» 20 минут.
Также в обвинениях прокуратура якобы пишет, что Светлана избивала детей кулаками, ремнем, сковородкой, заставляла есть собачьи фекалии, малышам совала в рот подгузник, испачканный мочой, а также морила детей голодом.
По сообщениям польских СМИ, сейчас Светлана находится под стражей.
Письмо от консула
Отметим, что во многих случаях журналист «Gazeta Wyborcza» ссылается на своих информаторов, но есть и официальный комментарий.
Пресс-секретарь Познаньской прокуратуры Лукаш Вавжиняк подтвердил, что дети были допрошены в семейном суде в присутствии психологов, из показания задокументированы, и этого может быть достаточно, чтобы начать суд над приемной матерью.
- Дети остаются свидетелями и потерпевшими, но им не придется снова давать показания в ходе суда, - сказал Лукаш Вавжиняк.
Спикер также отметил, что у прокуратуры есть и другие весомые доказательства. В частности, заключение судебно-медицинского эксперта, который зафиксировал следы побоев и подтвердил, что дети недоедали.
Первая публикация об инциденте, связанном с украинским домом семейного типа, вышла в октябре этого года. Вернутся к теме издание заставило письмо, направленное в прокуратуру Познани генеральным консулом Украины во Вроцлаве
Юрием Токарем. «Консул шлет поклон в прокуратуру, а затем просит разрешения посетить арестованную и детей, о которых она заботилась. Но прежде всего в нем заключено решение о «возвращении в Украину детей-воспитанников», - пишет «Gazeta Wyborcza».
В том же письме идет речь о том, что горсовет Синельниково уже назначил для мальчиков и девочек нового опекуна – представительницу соцслужбы, которая в Украине курировала детский дом семейного типа и не замечала происходящих там вещей. Новая опекунша якобы собирается посетить Польшу, увидеться с сиротами и завершить формальности, связанные с их возвращением на родину.
Сейчас часть детей живет у временных польских опекунов, час помещена в другие семьи. «Gazeta Wyborcza» считает, что украинские чиновники хотят увезти детей из безопасности назад в войну только затем, чтобы замять скандал. Сами же дети не хотят уезжать. Будучи изолированными от Светланы П., они прошли в Польше психологическую и физическую реабилитацию, освоились в новой обстановке и чувствуют себя гораздо лучше. Один из мальчиков якобы даже попросил не разговаривать с ним на русском или украинском, потому что это вызывает негативные воспоминания. «Я хочу общаться только на польском языке», - передает газета слова ребенка.
«Мы также собрали документы»
Мы несколько раз написали «якобы», потому что публикация в «Gazeta Wyborcza» показывает одну сторону медали. По другую – украинскую – не верят, что все это могла происходить.
- У нас ничего подобного не было. Прекрасная семья, прекрасные дети, Светлана работает в качестве воспитателя боле 20 лет. Мы собрали характеристики из учебных учреждений, кружков, которые посещали дети. Полиция опросила соседей Светланы, дали свои заключения медики, которые наблюдали ребят. Никто ни слова плохого о Светлане не сказал, ни у кого не возникало подозрений, что она плохо обращается с детьми. Это все документально подтверждено, - сказала kp.ua начальник службы по делам детей городского совета Синельниково Наталья Ситало.
По ее словам, украинская сторона не настаивает на том, чтобы дети немедленно возвращались на нашу территорию.
- Мы же понимаем, какая в Украине сейчас ситуация, мы никак не хотим подвергать детей опасности. Для нас главное вернуть их под юрисдикцию украинской стороны, эту процедуру можно провести и в Польше. Поэтому Украина назначила временных опекунов. Мы не пытаемся что-то скрывать или что-то заминать, нам нечего прятать, - заключает Наталья Ситало.
«Это не первый случай, когда забирают детей»
В Киеве чиновники и даже правозащитники не хотят комментировать инцидент до решения суда в Познани по уголовному делу против Светланы. Неофициально высказывают версию, что польские опекуны могли подговорить детей дать показания против мамы-воспитательницы. Дескать, ничего исключать нельзя, пока не будет проведено судебное следствие и вынесен приговор.
- Это не первый случай, когда за границей понравившихся детей забирают из приемных семей и детских домов семейного типа, - сказала на условии анонимности одна из экспертов по правам ребенка. – Есть прецеденты, когда такие семьи сами покидали Польшу, выезжали пускай не домой, но в Ивано-Франковскую, Закарпатскую области. Потому что за границей не все так гладко, как кажется со стороны. Есть риск, что многих детей мы не сможем вернуть на родину, а для кого же тогда защищаем Украину?
По данным на 1 июля этого года в Польшу выехали 500 тысяч детей. Порядка 5 тысяч из них с опекунами.
Комментарий юриста
Польша может оставить детей у себя
- Дети в любом случае находятся по юрисдикцией Украины, потому что остаются гражданами Украины, - отмечает Вице-президент Всеукраинской фундации "Защита прав детей» Алексей Лазаренко. – Но ситуация действительно непростая. В Польше система ювенальною юстиции существенно отличается от украинской. Специальный семейный суд – это не один судья. Это целый комплекс специалистов, который включает в себя соцработников и психологов. Прежде чем назначается опека, все они работают с ребенком и сопровождают его судьбу после вынесения решения.
Юрист отмечает, что об усыновлении воспитанников Светланы П. в Польше нет и речи.
- Эта процедура может быть проведена только с согласия Украины на ее территории. Украинский опекун также вправе приехать с документами в Польшу и забрать детей. Но если они будут против, он не сможет сделать это силой или с помощью полиции. Мы же не уверены, что было на самом деле. Вдруг все ужасные обвинения действительно имеют подтверждение, в том числе, по заключению психологов?
Украинский опекун должен будет обратиться в польский семейный суд, а тот исходит прежде всего из интересов ребенка – так работает вся мировая практика.
- Семейный суд может отказать в передаче воспитанников от временных опекунов в Польше украинскому опекуну. До 16 лет дети будут оставаться гражданами Украины, а потом получат права выбирать гражданство. Я не знаю, как в Польше, но знаю, что в странах Скандинавии подобные случаи с маленькими беженцами из Украины, имеющими статус сирот, были.