Законы раздора: какие последние решения Верховной Рады люди требуют немедленно отменить

Чем общественности не понравился законопроект о градостроительной реформе, новый подход к отбору судей Конституционного суда Украины и усилению ответственности военнослужащих.

facebook.com/верховна.рада.украина​

На период действия военного положения пленарные заседания безопасности парламентариев проходят в закрытом режиме: журналисты в Верховную Раду не допускаются (кроме представителей телеканала «Рада»), трансляция заседания не ведется. Что проголосовали народные избранники и с какими баталиями проходило голосование, украинцы узнают постфактум из отдельных месседжей парламентариев и/или из стенограммы Верховной Рады.

Периодически можно услышать, что исподтишка депутаты принимают непонятно что, не переживая за  осуждение общественности. Не стали исключением решения, принятые на пленарных заседаниях парламента 13-14 декабря.

«КП в Украине» выделила 3 законопроекта, к которым, мягко говоря, у общественности возникли вопросы.

Градостроительная реформа или подарок строительной мафии

На пленарном заседании 14 декабря народные депутаты 228 голосами проголосовали за закон №5655.

«5655 о реформе градостроительства проголосован! Прогрессивная Украина – это нулевая толерантность к коррупции и стремление к полной автоматизации всех разрешительных процессов. Это минимум влияния чиновников на принятие решений. Это взаимодействие с иностранными партнерами… на уровне применения лучших мировых практик и имплементация их в Украине в соответствии с  законодательными изменениями, - так прокомментировала принятие законопроекта один из его идеологов, авторов народный депутат Елена Шуляк.

В то же время на сайте президента активисты зарегистрировали петицию с требованием к президенту воспользоваться правом вето – не подписывать этот закон.

Автор петиции Владислав Проценко уверен, что этот закон ускорит «процесс хаотической застройки наших городов и унижения исторических памятников».

За три дня петицию подписали более 38 тысяч граждан (для рассмотрения президентом нужно было заручиться 25 тысячами голосов. Однако от количества голосов решение президента не зависит).

Почему же критикуют законопроект? Вот несколько основных недостатков.

– Документ выписан так, что застройщиков фактически никто не сможет контролировать, кроме них самих. Для этого достаточно будет создать «независимую» фирму, которая и будет делать вывод, соответствуют ли действия застройщика закону (есть ли у него все разрешительные документы на строительство, не нарушает ли он свои обязательства перед инвесторами и т. д.). Прокуратура и органы местного самоуправления не смогут дать по рукам недобросовестным застройщикам.

- Более того – если в судебном порядке застройщика признают виновным в фабриковании документов на начало строительства, то незаконное строительство не останавливается! Процедура по остановке в законопроекте не выписана. Общественным активистам нельзя будет пикетировать и добиваться прекращения незаконного строительства.

Шаг к узурпации Конституционного суда

Парламентарии в целом приняли законопроект №7662 по отбору кандидатур на должность судьи Конституционного суда Украины на конкурсной основе. «За» – 245 народных избранников. Документ предусматривает создание нового специального органа – Совещательной группы экспертов, она будет оказывать содействие субъектам, назначающим судей КСУ (президенту, Верховной Раде, съезду судей), в оценке моральных качеств и уровня компетентности в сфере права кандидатов на должность судьи Конституционного суда. Группа состоит из шести человек: трех международных экспертов и по одному представителю от президента, парламента и съезда судей.

На первый взгляд кажется все чинно и благородно. Но эксперты указывают на подобные риски.

- Решающий голос у комиссии, отбирающей судей КСУ, должен быть у НЕЗАВИСИМЫХ экспертов, а не у политиков. Вместо этого проголосовали редакцию, в которой ТРОЕ из шести членов комиссии – назначенцы политиков и судебной мафии (съезда судей), а решение принимается простым большинством. Это означает, что судьями КСУ смогут стать ТОЛЬКО те, кто политиков и судебную мафию устраивает, – объясняет председатель правления Фонда DEJURE Михаил Жернаков.

По его словам, сейчас ситуация складывается так, что уже через пару месяцев власти будут контролировать 10 из 18 судей КСУ, то есть будут иметь контроль над любым решением КСУ. Вскоре придется избрать по новым правилам (в случае подписания президентом законопроекта) трех судей по квоте Верховной Рады и еще двоих по квоте съезда судей.

Усиление уголовной ответственности военнослужащих

Без лишнего шума и крика народные депутаты приняли законопроект №8271 об усилении уголовной ответственности военнослужащих. Документ возмутил правозащитное и военное сообщество. На сайте президента уже зарегистрирована петиция по ветированию законопроекта.

– Когда законопроект №8271 станет законом, командование получает беспрецедентные рычаги шантажа и наказания военных тюрьмой практически за любую критику их решений, даже если решения некомпетентны и опираются на неудачный боевой менеджмент (а такое случается нередко). За неповиновение – от 3 до 10 лет, неисполнение приказа – от 3 до 7 лет, угроза или насилие в отношении начальника – от 5 до 10 лет, самовольное оставление части или места службы – от 5 до 10 лет, дезертирство – от 5 до 12 лет тюрьмы, самовольное оставление поля боя или отказ действовать оружием – от 5 до 10 лет тюрьмы. При этом обратите внимание: уходит возможность условного срока и досрочного увольнения. То есть у военных нет возможности быть уволенными по смягчающим обстоятельствам, - рассказывает об негативных аспектах законопроекта автор петиции Татьяна Костогризенко.

По словам военнослужащей Ярины Черногуз, подобные законопроекты чрезвычайно деморализуют защитников страны. Особенно на фоне того факта, что «виновных в высшем руководстве государства за провал подготовки Вооруженных сил к полномасштабному вторжению и провал обороны на первых этапах, особенно юга, так и не посадили, а уже скоро год».

Ярина возмущена тем, что рядовой состав могут посадить за то, что военные часто требуют лучшего менеджмента операций, чтобы у них был шанс, выполнив их, - выжить.

- Я понимаю, что, возможно, большое количество уставших и дезертиров толкает на шаги по увеличению наказания. Почему не оставили одну-единственную статью – дезертирство – как уголовную? Почему не дать возможность справедливого суда и смягчающих обстоятельств каждому бойцу после его службы на защите Родины? Неужели мы этого не заслужили? Неужели непонятно, что посадят просто кучу неугодных командованию, опытных и обстрелянных бойцов и командиров низшего звена, которые будут отказываться вести своих людей на убой во время некомпетентно спланированной операции? – задается вопросом Черногуз.