В канун рождественско-новогодних праздников всегда хочется чего-то сказочного, доброго, душевного. Поэтому вместе с режиссером, сценаристом и продюсером Любомиром Левицким мы попытались ответить на вечный вопрос – что же посмотреть в праздничные дни. Режиссер рекомендует свою подборку фильмов, которые дадут ощущение праздника и напомнят о том, что жизнь прекрасна.
«Счастливого Рождества»
- Сюжет развивается вокруг Кейт, у которой в последнее время жизнь складывается так себе: временная работа эльфом в рождественском магазине превратилась в постоянную, карьера певицы не идет вверх, жить ей тоже негде. Можно вернуться в родительский дом, но там мать, беженка из Югославии, своей гиперопекой совсем не дает свободы. Остается только напиваться в барах и злоупотреблять фастфудом, что особенно плохо влияет на здоровье, ведь Кейт недавно перенесла операцию на сердце.
Кажется, хуже быть уже не может, но тут Кейт натыкается на очаровательного парня Тома. Он помогает девушке взглянуть на свою жизнь по-новому и наладить отношения с окружающим миром.
Картина «Счастливого Рождества» – это, прежде всего, история о любви к себе и самопринятии через помощь другим людям. И главный романтический интерес Кейт – это приз, который она получает, пройдя свою сюжетную арку: он тот, кто поможет ей наладить отношения со своим окружением. Бесконфликтный и, на первый взгляд, идеальный Том не просто контрастирует с главной героиней – разочарованной в своей жизни, инфантильной, эгоистичной девушкой, которая не проявляет внимания не только к родным и окружающим, но и к самой себе. Он задает Кейт ту модель поведения, которая в результате помогает ей выбраться из бездны тоски и саморазрушения.
Вот почему «Счастливого Рождества» – очень рождественский фильм: и благодаря сеттингу (среда, в которой происходит действие ленты. – Авт.), и благодаря жанровым особенностям, и благодаря финальной морали – не то чтобы нетривиальной и необычной, но требует ее повторения.
«Крепкий орешек»
– «Крепкий орешек» – это небанальный фильм о ценности семьи и дружбы. В рождественских фильмах часто очень неуклюже представляется идея хороших отношений с близкими – это раздражает и кажется иногда ужасно наигранным. В «Крепком орешке» все органично.
Для Джона Макклейна семья – это постоянная мотивация двигаться дальше (даже после того, как тебя подстрелили уже много раз), но это не подается через высокопарные монологи. Возможно, небольшое исключение – это трогательный разговор Макклейна с сержантом Элом Пауэллом (Реджинальд Вел Джонсон), в котором он просит его в случае чего передать жене, что любит ее.
Елки, гирлянды, рождественские песни – это, конечно, хорошо, но все это очень быстро надоедает. Праздничные ссылки в «Крепком орешке» появляются в неожиданных местах. Так получилось, что рождественские фильмы должны заканчиваться положительно: добро побеждает зло, а плохие парни отправляются в тюрьму (если им повезет). В «Крепком орешке» свой счастливый конец получают не только Макклейн и его жена, но и Эл, которые добавляет в завершение фильма еще одну кульминацию.
Вероятно, у вас возникает очевидный вопрос: чем «Крепкий орешек» принципиально отличается от другого нестандартного рождественского кино? Плюс истории Макклейна в том, что, несмотря на весь трэш, присущий боевику, - это хорошее кино о любви и дружбе. Его весело смотреть и с друзьями, и с младшими братьями и сестрами.
Клаус"
– Мультфильм «Клаус» является необычным мультфильмом, его элементом является классическая анимация. Чтобы его оценить, необходимо привыкнуть к стилю изображения героев и обратить внимание на детали фона. Мультфильм предлагает свою версию легенды о том, как появился Санта Клаус, и показывает, почему он вообще взялся за трудоемкую доставку подарков. История очень интересна еще по одной причине: вопреки ожиданиям, основная сюжетная линия лишена фантастических элементов. Поэтому летающая оленья упряжка – это, скорее, нелепая случайность, чем волшебный трюк.
Автор мультфильма – испанский аниматор Серджо Паблос. Немногие знают, что именно Серджо придумал идею франшизы «Гадкий я» (Despicable Me), которая принесла Universal Pictures хорошую прибыль. До этого он работал над анимацией Walt Disney Pictures, воспроизводя истории о Тарзане и Геркулесе.
Как и должно быть в каждом рождественском произведении, у «Клауса» есть своя мораль и призыв к добрым делам. От этой отсылки не становится скучно, во многом из-за того, что мультфильм показывает приземленную версию появления Санты. Главные герои анимации привлекают к себе, а шутки веселят. Также плюс в том, что смотреть это произведение можно всей семьей.
«Один дома»
– «Один дома» – беспроигрышный вариант для просмотра в новогодние праздники. Те, чье детство пришлось на начало 90-х, хорошо помнят эту историю. С годами стали все отчетливее проявляться всевозможные недостатки ленты, но многие по-прежнему с особой теплотой и ностальгией просматривают эту легкую семейную комедию о том, что бывает, когда ребенок остается единственным хозяином роскошного особняка в преддверии светлого семейного праздника.
Этот проект – большая кинематографическая месть за все тех, кого оскорбляли старшие братья и сестры, а также родители. За несправедливые упреки, за запреты, за нежелание слушать, за неумение понять. Для кого-то это детская мечта – остаться дома совсем самому, заниматься всем тем, на что обычно суровый папа или не менее строгая мать накладывает табу. Прыгать на кровати (желательно родительской), есть все вредное и в больших количествах и, наконец, смотреть запрещенные фильмы. Кайф. А потом, как специальный бонус, – как следует издеваться над парочкой непутевых грабителей. Возможно, кто-то назовет этот юмор садистским и даже станет на сторону злодеев-неудачников – слишком жестока была расправа, совершенная Кевином. Но с другой стороны – так им и нужно! Эта лента проста и понятна каждому, потому что все простое – гениально.
«Эта замечательная жизнь»
– Этот фильм каждый год смотрит вся Америка. Секрет такого успеха невероятно прост – ведь Фрэнк Капра, настоящий голливудский классик и мастер духоподъемных историй, умел снимать действительно доброе и искреннее кино о настоящем благородстве («Это случилось однажды ночью», «Мистер Смит едет в Вашингтон»), за что за ним даже закрепилось прозвище «Великий утешитель». И так, наверное, сейчас мало снимают.
Герой этого культового фильма Джордж Бейли с самого детства мечтал стать архитектором, покинуть родной маленький городок и путешествовать по миру. Но мечтам его было не дано сбыться, и всему виной – обостренное чувство справедливости и огромная жертвенность со стороны Джорджа. Родного брата он спасает от смерти во время катания на коньках, местного аптекаря – от тюрьмы из-за перепутанного рецепта, бизнес своего отца – от закрытия, а десяток местных жителей – от нищеты и жизни на улице. При этом себе герой оставляет мало – по крайней мере он сам так считает. Ради помощи другим он отказывается от учебы в университете, переезда в большой город, свадебного путешествия, хорошего заработка, богатого дома. И все же получает Джордж Бейли в результате гораздо больше – и именно это показывает ему добродушный и удивительный ангел по имени Клеренс в исполнении неповторимого Генри Трэверса.
Конечно, «Эта замечательная жизнь» выглядит как настоящая сказка – ею фильм по большому счету и есть. А на оставшийся процент - библейской притчей, снятой в лучших традициях голливудского черно-белого кино. Здесь вам и богатые павильоны, и статическая камера, и песни в кадре, и большие планы, и визуальные гэги (комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. – Авт.), и нежные фильтры, которые рассеивают лицо любимой Джорджа… Такого кино, к сожалению, уже не снимают. Сценарии стали более утонченными, а камеры лучше, но именно «Эта замечательная жизнь» как ни один другой фильм способен оставить в душе след – след рождественского, новогоднего настроения, которое зарождается во время просмотра.