Обложка-ребус The Economist-2023: что ждет мир в наступающем году

Весь 2023 год внимание мира будет приковано к войне в Украине.

economist.com​

Несмотря на то что прогнозы британского издания The Economist часто по информативности стоят на одной линии с выводами британских ученых, ежегодная обложка-ребус традиционно привлекает внимание экспертов и обывателей по всему миру. Редакция The Economist сделала ежегодные глобальные предсказания своей фишкой, и последний номер не стал исключением.

"КП в Украине» вместе с экспертами разбиралась в новой картинке-загадке.

Что нарисовали

На обложке журнала изображены снимки шести мировых лидеров. Если расположить их имена в порядке уменьшения размеров фото, то ряд будет выглядеть так: руководитель Китая Си Цзиньпин, президент РФ Владимир Путин, президент США Джо Байден, президент Украины Владимир Зеленский, новый премьер Италии Джорджа Мелони, президент Тайваня Цай Инвэнь.

Как и в прошлом году, обложка журнала выполнена в черно-красно-белой гамме. Возможно, этим издатели хотели предположить, что веселья в этом году будет мало. Скорее черный использован как традиционный цвет войны. Множество красных элементов означают опасность – как для мира вообще, так и для экономики в частности.

Украинский президент расположен на фоне молекулы метана, что, возможно, является намеком на актуальность в 2023 году газового вопроса. Но, судя по картинке между Зеленским и Байденом, изображающей танкер для перевозки СПГ, нехватки энергоресурсов не будет.

Справа от Зеленского, фактически между Зеленским и Мелони, помещено изображение зенитно-ракетной установки, что прямо указывает: военная помощь из Европы продолжится в полном объеме. Как известно, в сегодняшней войне Мелони полностью поддерживает Украину, и ее изображение может говорить о том, что она выражает общее мнение Европы.

Космические спутники между американскими и китайскими лидерами прогнозируют продолжающееся противостояние Китая и США в космосе. А изображение космического телескопа НАСА «Джеймс Уэбб» дополнительно подчеркивает, что битва за космос в 2023-м продолжится.

И, наконец, появление на обложке Цай Инвэнь в непосредственной близости от Си Цзиньпина говорит о том, что в 2023 году тайваньская проблема не потеряет своей актуальности.

«Китай – последняя надежда Путина»

Фотография Владимира Путина хоть не самая большая, но центральная. Здесь мнения экспертов разделились.

Одни говорят о том, что российский лидер стоит в центре мировой «повестки дня», причем, судя по изображениям, которые его окружают, центральное место ему обеспечила исключительно война с Украиной.  

Вторые трактуют центральное место как то, что Путин оказался в окружении – в ловушке, из которой ему уже не выбраться.

Третьи считают, что Путин весь 2023 год будет действительно приковывать внимание всего мира, но не как лидер, а как главный лузер, который поставил на кон все и проиграл.

Как уже говорилось выше, фото китайского лидера по размеру больше фото президента РФ, что может говорить об определяющей роли Си Цзиньпина, который с присущей китайцам скромностью стоит немного в стороне.

- На сегодня у Путина по большому счету нет ни одного партнера, Иран и Северная Корея – не в счет, - отметил в комментарии «КП в Украине» исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. - В условиях нулевых перспектив, когда российская экономика выдыхается с точки зрения возможностей ведения войны, Китай является последней надеждой Путина, который помог бы ему тянуть этот «чемодан без ручки».

Аналитик компании Esperio Александр Болтян считает, что обложка журнала The Economist дает нам понять: весь 2023 год будет сконцентрирован вокруг переговоров между политиками. Именно они станут центральными составляющими жизни всего мира, а трудности различного характера, важные для всей планеты, будут исходить от представленных стран. Присутствие в этом списке Италии говорит о назревающем критическом коллапсе.

- Что касается РФ, то год назад она имела путь восходящей силы на Ближнем Востоке, - напоминает Болтян. - Вместе с Египтом были проведены совместные военно-морские учения в Средиземном море в декабре 2019 года, планировалось расширить сотрудничество. Mubadala, главный суверенный фонд в Абу-Даби, сделал крупнейшую инвестицию в Россию, купив 1,9% акций "Сибура", нефтехимического гиганта. Сейчас все иначе. Вторжение в Украину уменьшило роль России на Ближнем Востоке, и в 2023 году она продолжит снижаться.

Ветряки и микроскопы

Среди предметов, которые разместили на обложке журнала The Economist, Александр Болтян обращает внимание на спутники со стороны Китая, ветряки и природную энергию со стороны США, морские грузоперевозки, молекулу и военную технику со стороны Украины, дроны со стороны России, микробы под микроскопом возле Италии.

- Это ориентиры, по которым можно судить, чем будут заняты те или иные страны, - считает эксперт. - Также можно обратить внимание, что расположение лиц и событий, которые будут важными в конкретный период года, можно угадать по часам. Если представить, что картинка – это циферблат, то, например, фокус на Тайвань будет в январе-феврале, на Италию – в марте, на Украину – с апреля по июнь. Далее США станут триггером на протяжении лета, а с осени внимание переместится на Китай.

Эксперт Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ обращает внимание на руку робота рядом с президентом Тайваня, что говорит о возрастающей роли страны в инновационной экономике. Да и само появление на обложке тайваньского лидера говорит не обязательно о войне, как многие считают, а в целом о геополитическом процессе, связанном с этой страной.

- Ветряки, на фоне которых поместили фото американского президента, прогнозируют, что ветроэнергетика в США останется наиболее быстро развивающейся отраслью возобновляемой энергетики в стране и будет в центре мировой повестки альтернативной энергетики, - продолжает Кущ. – Интересно появление на обложке Мелони, которое напоминает о новом политическом тренде в ЕС. К власти на смену левоцентристским приходят правые и правоцентристские партии, усиливаются национализм и угроза единству ЕС.

И, наконец, что касается молекулы, то, считает Кущ, это необязательно может быть молекула метана. Не исключено, что это изображение «геополитической молекулы», где отображено взаимодействие Украины с четырьмя участниками – ЕС, США, Китаем и Россией.

«Все будет определять война в Украине»

Невозможно не обратить внимание на то, что в то время, как у обложки The Economist есть «завсегдатаи», украинский президент появился на ней впервые. По мнению Алексея Куща, появление на обложке Зеленского говорит о международном признании Украины как важного политического игрока.

- Мировое закулисье считает, что Украина сегодня серьезно влияет на международные процессы, - говорит Кущ.

Несмотря на то что изображения Украины на обложке нет, именно наша страна определяет появление всех изображенных мировых лидеров. По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, абсолютно все люди на обложке The Economist появились в связи с войной в Украине.

Зеленский и Путин – как главы воюющих стран, Байден и Мелони – как олицетворение поддержки США и Европы. Что касается Си Цзиньпина и Цай Инвэнь, то эксперты не первый месяц говорят о том, что ход событий в войне может существенно повлиять на дальнейшие отношения между Китаем и Тайванем. Сегодня КНР внимательно наблюдает за обстановкой, оценивает эффективность силовых методов Путина и реакции Запада. Победа Украины над Россией станет сигналом для Китая не трогать Тайвань.

- Из обложки видно, что война в Украине будет многое определять в мире в 2023 году, - говорит аналитик Даниил Монин. - Сегодня Зеленский стал лидером мирового масштаба, которого цитируют все издания, так что он просто не имел шансов не попасть на обложку. Степень его влияния такова, что он может спокойно пригласить Илона Маска посетить Украину, он вообще главный позитивный герой 2022 года, который окажет влияние на мир и в наступающем году.​