Чтобы оккупанты грабили музеи – такого в Херсоне не было со времен Второй мировой войны, когда немецко-фашистские войска разносили музеи и библиотеки. Через 70 лет представители российского государства «с лучшим в мире образованием и самыми начитанными людьми», не боясь сравнения с фашистами, выкрали ценные экспонаты и увезли их в Крым. Что это – варварство, жадность, зависть – разбиралась «КП в Украине».
Херсонский краеведческий музей
До оккупации в фондах краеведческого музея насчитывалось более 173 тысяч музейных предметов, среди которых одно из лучших в Украине археологических собраний с находками, которым более 7000 лет: коллекция монет античных городов Северного Причерноморья, комплект образцов холодного и огнестрельного оружия XVI – XX веков, скифские золотые украшения, древнегреческие мраморные скульптуры… А также экспозиция, посвященная основанию Херсона, коллекция флоры и фауны, созданная известным ученым-биологом Иосифом Пачоским, и даже 30-метровый скелет кита – всего не перечислить, но можно понять, что оккупанты забрали с собой уникальнейшие предметы. Но в первую очередь их интересовало… оружие. Да-да, старинное и давно ставшее музейным экспонатом.
- Они забирали антиквариат и оружие. Например, у нас было охотничье ружье Иосифа Пачоского, изготовленное в конце XIX века. Забрали! - рассказал «КП в Украине» бывший сотрудник краеведческого музея Михаил Пидгайный, который сейчас помогает коллегам в восстановлении. – Также обчистили полностью выставку, посвященную греко-римской культуре, вынесли почти весь лапидарий (хранилище каменных артефактов), оставив только крупные изваяния, которые тяжело было тащить. Наверное, по этой причине они не забрали довольно ценный каменный экспонат.
По мнению специалиста, грабителями руководили люди, знающие толк в археологии и в музейном деле. Возможно, это сотрудники крымских музеев, которые буквально пальцем показывали, что брать, а что интереса для них не представляет. Проигнорировали оккупанты и отдел природы музея, который находится в отдельном здании на улице Театральной.
- Но они взламывали двери везде, где только можно было, хотя найти ключи и нормально открыть не составило бы труда. У нас в музее была «золотая комната», которую незадолго до войны начали ремонтировать. Сотрудники аккуратно переместили оттуда все экспонаты. Так что оккупанты без толку ломали двери, пытаясь попасть в место, по их мнению, набитое золотыми артефактами. Зря, только новую дверь повредили, - сокрушается Михаил Пидгайный.
Возможно, все дело не только в варварстве, но и в банальной зависти крымских музеев к херсонским коллегам, обладающим богатейшими экспозициями? Михаил Пидгайный уверяет: у настоящих профессионалов музейного дела зависти к коллегам не бывает.
- Все понимают, что музейные коллекции – это единый организм, который нельзя разрывать. И утерянные предметы всегда с радостью возвращают. Например, наш Херсонский краеведческий пострадал в 1943 году, он был разграблен немцами и вывезен в Германию. И спустя несколько десятков лет кто-то из археологов увидел в берлинском музее предметы из Херсона. Их немедленно вернули, - рассказывает специалист. – Все музейщики нацелены на то, чтобы коллекции не разрывались и оставались в тех музеях, где их собирали. Кража коллекции, в которой участвовали крымчане, – это не только уголовное, но и профессиональное преступление!
При этом оккупанты сообщали, что вывозят коллекции херсонских музеев ради спасения – дескать, эвакуация. Возможно, экспонаты хранятся где-то в Геническе, куда переместились сбежавшие из Херсона коллаборанты. Но не факт, что мы вообще увидим когда-нибудь эти коллекции - крымские «сотрудники музеев» могут положить глаз, скажем, на вещи эпохи древнего Пантикапея (сейчас это город Керчь).
Херсонский художественный музей им. Алексея Шовкуненко
Этот музей также оплакивает потерю своей коллекции, разграбленной и вывезенной в неизвестном направлении. Как говорит его директор Алина Доценко, коллекции Херсонского художественного, может, и не самые большие, но самые отборные.
- Для меня всегда было главным не «сколько», а «что», не количество, а качество, - говорит руководитель музея, которая возглавляет его уже 35 лет. – То, что было у нас, не было ни в одном музее в областных центрах Украины, да и не во всех киевских музеях. Майолика Врубеля, голубая и цветная, лучшие произведения Николая Пимоненко («Пасхальная заутреня», «Колядки»)… У нас были произведения лучших художников XVII – XXI века. Некоторые произведения у нас просили британцы, итальянцы, немцы, французы… Какая у нас была Италия XVII – XIX веков, какие иконы XVII века! У нас было 19 работ Михаила Шибанова, резной позолоченный иконостас его работы…
Алина Доценко также уверяет: грабили музей не только «орки», но и бывшие сотрудники учреждения, показавшие, что где лежит. В краеведческий музей оккупанты ворвались 1 марта, в художественный – 17 июля. До этого времени с начала оккупации Доценко убеждала захватчиков, что музей находится на ремонте и никаких музейных ценностей здесь нет (музей действительно закрыт на ремонт с ноября 2021 года).
- К сожалению, перед ремонтом нам никто не помог вывезти коллекцию, которую мы упаковали и подготовили к перемещению, - сетует директор музея.
Сотрудники-коллаборанты двух музеев – художественного и краеведческого – спелись на почве любви к «Россия тут навсегда» и заявили в комендатуре, что директор худмузея водит «освободителей» за нос. Дескать, коллекция на месте и ждет, когда ее вывезут.
- Коллаборантка Кольцова вместе с новым «директором» краеведческого музея (певицей из кабачка) в сопровождении вооруженных людей и фээсбэшников взяли ключи от фондов и вскрыли хранилище музея. 60 человек бурятов пять дней грузили бесценные экспонаты в огромные фуры, которые стояли у музея. В Симферополе выгружали и бросали, словно мусор, - рассказывает Алина Доценко.
Оккупанты вывезли из художественного музея более 15 тысяч экспонатов, не забыв прихватить сантехнику и мелкую бытовую технику. Если с последним все понятно, то где и как увидят свет украденные музейные коллекции – неизвестно. Вернуть их, по мнению сотрудников музеев, невозможно. Осядут ли они в частных коллекциях, владельцы которых не брезгуют краденым – вполне возможно, ибо ни на какие профессиональные выставки или авторитетные художественные аукционы они не попадут.