Работа «наощупь»: как отключения света влияют на зрение

Насколько опасно для наших глаз работа в полумраке и как организовать правильное освещение даже в отсутствие электричества.

Ed Ram/Getty Images​

«Не читай в темноте – ослепнешь!» - кому незнакома эта «страшилка» из детства? Теперь в потемках нам приходится и читать, и писать, и печатать, и делать уроки из-за ежедневного отключения света по всей стране. Но так ли это опасно нам, «закаленным» компьютерами, смартфонами и всякими гаджетами?

Приглушить яркость экрана и почаще моргать

На самом деле, главным фактором для развития близорукости является наследственность, а чтобы «заработать» дальнозоркость или катаракту, нужно еще дожить. При этом негативное влияние вредных привычек и образа, а в нынешних условиях - обстоятельств жизни тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Итак, примерно четыре часа в день мы сидим за компьютером при свече или просто свете монитора, и что же будет со зрением к весне? На первый взгляд, не все так страшно: наши глаза умеют приспосабливаться к разной степени освещения, в полутьме зрачки расширяются, позволяя большему количеству света попадать через хрусталик на сетчатку.

Естественно, глаза напрягаются сильнее обычного, но чревато это не резким падением зрения, а зудом, помутнением зрения, сухостью глаза, у кого-то – головной болью или сонливостью, рассеиванием внимания. Не самые подходящие для работы симптомы, но они довольно быстро рассеиваются после отдыха.

Другое дело, если ситуация с отключениями света затянется, и придется каждый день в течение нескольких месяцев вглядываться в экран монитора при свете свечи или фонарика. А это уже предпосылки к развитию миопии.

Что можно сделать, чтобы уменьшить нагрузку на глаза

Делать уроки, пока не стемнело

Времена чтения бумажных книг под одеялом с фонариком, чтобы не заметили взрослые, давно прошли. Теперь дети «портят глаза» более удобным способом – с помощью гаджетов. Причем делают это и лежа, и в темноте, и под одеялом.

И почему-то до веерных отключений многих родителей не заботило крайне негативное влияние электронных устройств на детскую зрительную систему. Хотя это и зрительное напряжение, и быстрая утомляемость, и сухость глаза, и разрушение рецепторов сетчатки, и появление сперва ложной, а затем истинной близорукости.

Теперь же взрослых волнует, как ребенку делать уроки, когда бесконечно отключают свет, а день такой короткий, что приходится выполнять домашние задания в потемках. Ведь все знают: читать при плохом освещении нельзя, напрягать глаза, всматриваясь в экран в темноте, вредно.

Однако, по мнению офтальмологов, от этого страдает не зрение, а здоровье глаз в целом. При условии регулярности такой повышенной нагрузки на них может развиться синдром сухого глаза, жжение, покраснение, ощущение песка в глазах или сухости при моргании, сильное слезотечение, нарушение фокусировки. И задача взрослых – организовать и процесс, и рабочее пространство школьника так, чтобы максимально снизить эту нагрузку.

- Мы с родителями моих четвероклассников говорили об этом на последней перед каникулами встрече и пришли к выводу, что в идеале нужно, конечно, стараться делать уроки, пока светло на улице, - рассказала «КП в Украине» учитель младших классов Нина Степаненко. – Понятно, что это совет не для старшеклассников, у которых занятия заканчиваются в три часа дня, но для малышей – вполне реально. Передохнули после уроков, пообедали, и через 30 минут после еды садимся за уроки. Да, не все родители днем дома, но для десятилеток это прекрасный повод приучаться к самостоятельности.

Фонарик на люстре – заменитель общего света

Если же выполнение домашнего задания все-таки переносится на вечер, рабочее место ребенка должно быть обустроено с учетом требований для сохранения здоровья глаз. Главные правила: свет не должен бить в глаза, источник его располагается слева, а для левшей – справа, обязателен хотя бы слабый общий свет, чтобы не было резкого перепада освещения.

- Папа одного из моих учеников поделился, как он это все устроил: слева поставил на стол светодиодную лампочку, работающую на аккумуляторах, в качестве настольной лампы, - говорит Нина Владимировна. – А к люстре присоединил крючок, на который подвешивает фонарик – это как бы общий свет. Так что все можно устроить, лишь бы не пускать процесс на самотек, когда ребенок правой рукой пишет, а левой подсвечивает себе фонариком. Или, чего доброго, читает при свечах, которыми дети вообще не должны пользоваться в отсутствие взрослых.

Кстати, при выборе фонарика или любого источника света «для учебы» предпочтение нужно отдавать мягкому желтому свету, а не резкому белому. Кроме того, для поддержки зрения ребенка в это сложное время помним, что: