Украинцы заплатили 2 млрд евро налогов в Польше. Сколько потеряла Украина?

Действительно ли Европа осталась от украинских беженцев в выигрыше?

shoppingpl.com

С начала полномасштабного вторжения украинские беженцы в Польше уплатили налогов на 2 миллиарда евро, что втрое превышает расходы страны на помощь нашим переселенцам. Эта информация уже вторую неделю активно разгоняется в соцсетях, и на то есть свои причины.

Во-первых, приятно осознавать, что наши беженцы для Польши, оказывается, не обуза, а главные кормильцы.

Во-вторых, самое время в очередной раз посетовать на несознательность наших соотечественников: мол, в Украине налоги никто особо платить не торопится, а в Европе этих же людей долго уговаривать не пришлось.

Но что означают эти 2 млрд на самом деле, действительно ли Европа осталась от украинских беженцев в выигрыше и сколько на уплате налогов украинцами в других странах теряет Украина? Эти вопросы «КП в Украине» обсудила вместе с экспертами.

Деньги уплывают?

О том, что украинцы в Польше не сидят сложа руки и уже только одних налогов уплатили на 2 млрд евро, сообщило издание ukrayina.pl со ссылкой на данные профессора Мацея Дущика из Центра исследований миграции Варшавского университета. Профессор считает, что Польша не имеет права жаловаться на то, что помощь украинцам обходится очень дорого.

По словам Дущика, в случае с украинскими беженцами Польша явно не только много тратит, но и много получает.

- Мы потратили 3,5 млрд злотых (около 750 млн евро) на помощь украинцам, но подсчеты вице-президента Польского фонда развития Бартоша Марчука показывают, что мы получили 10 млрд злотых (2 млрд евро) от уплаченных ими налогов, - отметил ученый.

Интересный «феномен» не прошел мимо общественного внимания. Многие саркастически отмечают, что как только украинцы выезжают за границу, то становятся настоящими европейцами, в том числе и в отношении уплаты налогов, но дома все возвращается на круги своя. Кроме того, соцсети возмутил и тот факт, что деньги миллиардами евро «уплывают» из Украины.

- Ничего никуда не уплыло, - успокаивает экономист Владислав Банков. – Эти люди в украинских реалиях вряд ли заработали бы столько денег, чтобы заплатить 2 млрд евро налогов. У нас в данный момент без работы треть трудоспособного населения, что им может предложить власть? Тяжелый физический труд за минималку? Частный сектор практически уничтожен, а платить налоги, ничего не зарабатывая, можно только в мечтах «третьяковых-гетьманцевых».

Аналитик компании «Центр биржевых технологий» Маским Орыщак добавляет: для Украины сумма в 2 млрд евро не является критичной. Так, например, весной Украина просила США предоставлять не менее 2 млрд долларов в месяц в качестве экономической помощи для покрытия ежемесячных расходов. 

Поддержка польской экономики или хайп?

Но давайте все же разберемся с главным вопросом: действительно ли украинские беженцы держат на своих измученных плечах если не всю польскую экономику, то хотя бы ее часть?

- Безусловно, мы отличаемся от тех беженцев с Востока, которых Европа видела раньше, - говорит Владислав Банков. – Первое, что делает каждый украинец на новом месте, - ищет работу. Цифры по другим странам могут отличаться, но тенденция будет такой же.

С коллегой соглашается Максим Орыщак.

- Если налоги, уплаченные украинцами, превышают финансовую поддержку со стороны Польши, получается, что более богатые украинцы оплатили содержание своих сограждан на социалке, - рассуждает Орыщак. – А разница ушла в пользу польского государства. Если говорить о других странах, то там будет менее впечатляющая статистика, так как большинство украинских беженцев сосредоточились именно в Польше. Так, если в Польше остались около 1,169 млн человек, то, например, в Молдове – 86 тысяч, Словакии – 78,3, Венгрии – 24,4 тысячи.

В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что информация про 2 млрд евро недостоверна и взята с потолка.

- Конечно, украинцы платят налоги в Польше, но не так много, - говорит эксперт. – Что касается озвученных цифр, то они очень условны. Просто прикинули, сколько в среднем украинец мог бы купить товаров в Польше, умножили на число беженцев и посчитали, сколько они при таких покупках уплатили НДС. Если так считать, так у нас украинцы платят еще больше налогов. В общем, просто хайп, основанный на выдумке, что украинцы кормят Польшу.

Более того: эксперт говорит, что не удивится, если цифры перекрутили еще больше, и 2 млрд евро – это не НДС, а общая стоимость всего, что украинцы купили в Польше.

Аналогичного мнения придерживается экономист Александр Гаврутенко.

- Названная сумма – это не данные из налоговой инспекции, где якобы украинцы прямо оплатили такой размер налогов. Это примерный расчет по числу украинских беженцев, проживающих в Польше, с которых через обычное потребление формируются доходы бюджета в виде косвенных налогов, таких, к примеру, как НДС, - отметил Гаврутенко в комментарии «КП в Украине». - Оплачивают они покупки для своего жизнеобеспечения из сбережений или с заработной платы, кто работает, или через гуманитарную помощь, финансовую или в натуральном виде, – это все идет в расчет этой суммы. И исходя из таких расчетов вряд ли можно сказать однозначно, какой в итоге складывается баланс затрат и выгод для стран Европы. Думаю, что пока что наши граждане вынуждены бежать от войны, в большей мере они все же находятся на обеспечении принимающих стран. Но с каждым днем уровень интегрирования их в европейскую экономику будет становиться все выше, и, конечно же, в более долгосрочной перспективе это обеспечит дополнительный положительный вклад в темпы ее роста.

Кто-то теряет, а кто-то находит…

Несмотря на все вышесказанное, закон сохранения материи по-прежнему в силе. То есть, если куда-то миллиарды пришли, то откуда-то они все же ушли, как бы эксперты этому ни сопротивлялись. И для общего понимания было бы неплохо узнать ответ на вопрос: какой потерянной суммой для Украины обернулись эти 2 млрд, уплаченные в Польше?

Владислав Банков считает, что это несоотносимые величины, которые существуют в разных измерениях. Хотя бы потому, что Польша является одним из локомотивов европейской экономики, а Украина - разрушена войной.

Александр Гаврутенко убежден, что для Украины это прямые потери и в налогах, и в рабочей силе. А особенно в объеме потребления, уменьшение которого оказывает такой же отрицательный мультипликационный эффект для деловой активности и, как следствие, для всей экономики страны.

- В современном мире любая помощь - это дорога с двусторонним движением, - резюмировал аналитик Алексей Кущ. - ЕС в 2022 году выделил Украине пакет помощи на сумму в 18 млрд евро. При этом каждый месяц пять миллионов украинцев тратят в ЕС примерно 3 млрд евро, перечисленных из Украины, то есть 36 млрд евро в год. Кроме того, Украина передала ЕС «демографический подарок» в виде нескольких миллионов детей, которые быстро социализируются, и женщин фертильного возраста, которые будут рожать детей, работать и создавать ВВП. Не забывайте, что сейчас основным двигателем ВВП является потребление. Самое низкое потребление у пенсионеров - они остались в Украине. А самое высокое - у женщин в возрасте 25-45 лет, и как раз они сейчас в значительной мере находятся в Европе. Кроме того, Европа пользуется несколькими сотнями миллиардов долларов заблокированных российских активов. И констатация этих фактов – не обесценивание помощи Европы, которую трудно переоценить, а иллюстрация процессов «встречного движения» в глобальном мире.​