От 10 до 16 стран поддерживают создание Специального международного трибунала для России за ее агрессию, сказал генеральный прокурор Андрей Костин в интервью агентству " Интерфакс-Украина ". Но пока речь идет о неофициальной позиции, хотя президент Владимир Зеленский поднимает этот вопрос на самых высоких уровнях и на всех международных форумах.
Между тем, в Украине уже начали свою работу следователи Международного уголовного суда (МУС). Чем отличаются эти институции и почему вопрос создания трибунала откладывается во времени, мы говорим со старшим экспертом Украинского института будущего, бывшим народным депутатом Игорем Поповым.
По образцу Нюрнбергского процесса
- Игорь, почему Владимир Зеленский делает упор именно на Специальном трибунале?
- Президент говорил о трех направлениях по привлечению России к ответственности за совершенные в Украине преступления.
Первый – это материальная ответственность: арест активов и передача их посредством репараций.
Второй – Международный уголовный суд и третий – это создание Специального международного трибунала.
МУС может судить глав государств, когда Совбез ООН признает, что это агрессивная война. А пока там Россия, такое решение не будет принято
Дело в том, что в Международном уголовном суде действует иммунитет в отношении трех руководителей государства: президента, премьера и министра иностранных дел. МУС может их судить только тогда, когда Совбез ООН признает, что это агрессивная война. А пока в Совбезе ООН представлена Россия, такое решение не будет принято.
Поэтому в МУС пойдут дела по военным преступлениям – преступления против человечности и геноцид. Международный трибунал создается против высшего политического руководства за преступления агрессии.
Офис президента вместе с международными юристами уже подготовились, и месяц назад Владимир Зеленский передал в Киеве послам 30 западных стран наработанный пакет документов по созданию трибунала.
– Что было взято за образец?
– Трибунал в Нюрнберге, когда судили преступников фашистской Германии. В нашем случае должны быть обвинены 19 человек - члены Совета безопасности Российской Федерации, принявшие решение об агрессии против Украины.
Возможна заочная процедура
– Как может быть создан международный трибунал?
– Есть несколько путей. Суд можно создать решением ООН, решением Евросоюза или решением группы стран.
Решение этого трибунала будут выполнять прежде всего страны, которые его учредили
Организаторами трибунала по фашистской Германии были четыре страны – СССР, США, Великобритания и Франция. Токийский трибунал – суд над японскими военными преступниками – был создан и от 11 стран.
Инициаторы трибунала совместно определяют круг обвиняемых, разрабатывают специальную юридическую процедуру и организуют процесс. Сейчас Украина ведет двусторонние переговоры, чтобы собрать как можно больше государств-организаторов.
– Количество имеет значение?
– Безусловно. Это, прежде всего, общественная легитимность – чем больше стран, тем больше подтверждений факта агрессии. Это также юридические последствия. Решения этого трибунала будут выполнять прежде всего страны, которые его учредили.
Если подсудимые к тому времени не будут доставлены на трибунал, судопроизводство пройдет по заочной процедуре.
Под каждый частный случай
- Международный уголовный суд не признает заочную процедуру, а международный трибунал, значит, признает?
Союзники Украины рассматривают трибунал как определенную санкцию, которую введут, когда Россия пересечет очередные "красные линии"
- МУС – это постоянный институт, он действует по Римскому статуту. А правила Специального международного трибунала создают его учредители. Они прописываются под конкретный случай. Международные трибуналы по бывшей Югославии, по Руанде создавались под эгидой ООН. А Нюрнбергский и Токийский – группы стран-победителей.
– Инициативу трибунала поддержали Парламентская ассамблея Совета Европы, Европейский парламент, Парламентская ассамблея ОБСЕ, страны Прибалтики и даже Гвинея-Бисау в Африке. Но все это на уровне слов и эмоций. Почему не доходит до дела?
- Во-первых, должны быть созданы учредительные документы, а на это нужно время. Во-вторых... Скорее всего, здесь вопрос дипломатии.
Союзники Украины рассматривают трибунал как определенную санкцию, которую введут, когда Россия пересечет очередные красные линии. К примеру, применит оружие массового поражения.
Еще один шаг к изоляции
- Выходит, того, что Россия сейчас делает на территории Украины, с точки зрения наших друзей, мало для трибунала? Нужна еще атомная бомба?
- Выходит, что для ряда стран уже достаточно. А остальные, скорее всего, придерживаются позиции, что угроза трибунала психологически сдерживает Россию от применения оружия массового поражения.
- Мы видим, что все налагаемые на Россию санкции не очень охлаждают агрессию. Чем пугает трибунал?
– Это еще один шаг к полной изоляции. Россия и сейчас в изоляции, но ее руководителей публично уголовными преступниками не объявляют. От России исходят сигналы, что они хотят переговоров с Западом.
Если будет создан международный трибунал, то понятно, что никаких переговоров быть не может.
Это дипломатическая игра. Так же, как и вокруг предоставления России статуса государства – спонсора терроризма.
Почему спонсор, а не террорист
- Обычному человеку важно осознать, почему страну, забрасывающую другую страну бомбами, не называют террористом, а дискутируют вокруг какого-то спонсора? Кого Россия спонсирует? Сама себя?
В случае признания России террористом нужно придумывать последствия самим, а не все, кто сочувствуют Украине, к этому готовы
- Эта формулировка, которая уже была проработана, было применение определенных пакетов экономических санкций к так называемым спонсорам. Хотя действительно более справедливо говорить о государстве-террористе, потому что Россия воюет с гражданским населением.
– А какие могут быть последствия, если признают террористом?
– В том-то и дело, что никому не понятно, какие последствия. Прецедентов не было. В случае признания террористом нужно придумывать последствия самим, а не все сочувствующие Украине к этому готовы.
Статус страны – спонсора терроризма уже применялся в разные годы в отношении Ирана, Ирака, Сирии, Судана. Главное последствие – санкции вводятся не только в отношении этой страны, но и в тех, кто с этой страной торгует.
Ордер на задержание
– Каков результат может быть от Специального международного трибунала?
- Приговор о виновности и международный ордер на розыск и задержание преступников.
- А если они будут сидеть у себя по бункерам, кто их оттуда будет вытаскивать?
- Если будет международный ордер на 19 человек – руководителей страны и этот приговор признает большое количество государств, то будет однозначный сигнал о необходимости смены режима. Эти лица ответственны за преступление агрессии, потому с ними работать больше нельзя.
– То есть последствия могут произойти внутри самой России?
- Если брать политический аспект, то да. Это будет еще один толчок к изменению режима и политики.
– Что Украина может получить от приговора трибунала?
– Если приговор приведет к смене режима, то это будет шаг к окончанию войны. Материальные компенсации – это отдельная история.