Так что украли из Херсона? Памятники-подделки, прах Потемкина или неизвестно кого…

Разбирались, какие культурные ценности могли вывезти захватчики из оккупированного областного центра.

wikimedia.org

Из Херсона оккупанты вывезли несколько памятников и прах князя Потемкина-Таврического, основателя Херсона. Дескать, во избежание осквернения или разрушения снарядами во время боев. Тот факт, что останки князя никого не беспокоили и никто не собирался с ними ничего делать ни с момента захоронения, ни в 2014-м, ни в феврале 2022-го, оккупантов не смутил. Историческая ценность – и все тут. Но действительно ли это ценности?

Тот факт, что Россия не чурается «экспроприировать» чужое имущество и территории, попутно убивая население в бессмысленной войне, уже не подлежит сомнению. Уже украдены Крым и часть Донбасса,  районы Запорожской и Херсонской областей, причем в последнем регионе происходит еще и кража памятников культуры. Точнее, очередное ограбление, поскольку эти территории были захвачены силой.

Эвакуировать сначала памятники, а потом людей – это, конечно, очень «здорово придумано», но уж что есть, то есть. Сначала с левого на правый берег «переехали» памятники Федору Ушакову и Александру Суворову, потом – постамент Потемкина, а вслед за ним – и останки князя из Свято-Екатерининского собора.

Бюст Александра Суворова: не подлинник

Бронзовый бюст Суворова был создан русским скульптором Николаем Рукавишниковым в 1904 году по посмертной маске Суворова. То есть здесь полководец похож на себя как нигде. Но оригинальный бюст был установлен в одном из сел Пензенской области и в 1920 году разрушен революционными вихрями.

Точную копию этого бюста, отлитую в экспериментальной мастерской Академии искусств России, подарили Херсону сотрудники Ленинградского музея в марте 1950 года в связи со 150-летием со дня смерти великого полководца. Полвека бюст Суворова стоял на улице его имени, его не раз пытались украсть, часто красили в коричневый и черный цвет коммунальщики, а студенты-моряки иногда «одевали» Суворова в морскую форму.

О том, что это не оригинальный памятник, а копия, в Херсоне знают многие – эта информация размещена в различных путеводителях по городу и закрытой не является. Сейчас работающие под оккупантами сотрудники музеев скромно умалчивают этот факт, выдавая копию за подлинник. На это и повелись оккупанты.

Памятник Федору Ушакову: не тот и не в том

С этим памятником тоже не все просто. Из доступных источников узнаем, что скульптуру Федора Федоровича открыли в 1957 году возле корпуса Херсонской государственной морской академии на проспекте имени, конечно же, Ушакова. Сначала скульптура была выполнена из оргстекла, а через 20 лет ее отлили в бронзе.

Далее херсонские краеведы рассказывают, что есть путаница с датами рождения флотоводца на этом памятнике. В Херсоне - Ушаков 1745 года рождения, в Питере, на памятнике на Ушаковском мосту, - 1744-го, как и в Мордовии, где адмирал похоронен на территории Санаксарского монастыря, по его завещанию.

Искусствоведы не жалуют херсонский памятник Ушакову. Говорят, что автор поленился и не добился хотя бы какой-то схожести. Да и со скульпторами неразбериха была, кто именно изваял данного Ушакова (остановились на Петре Кравченко). Лицо, рост, мундир, знаки отличия, обувь, оружие – знатоки истории знатно прошлись по скульптуре, указав на нестыковки, оплошности и явные ошибки. Эполеты вместо военных погон, не адмиральский мундир, награды размещены как попало… В общем, с точки зрения истории, памятник Ушакову в Херсоне ценности не представляет. Как и для искусства в целом.

Памятник князю Потемкину: 19-летний «новодел»

Вот кто даже через 300 лет после своей смерти снова будоражит общество – и его памятник, и его останки. Итак, памятник Григорию Потемкину, основателю Херсона, появился в городе в 1836 году, автором скульптуры был итальянец Франц Боффо (также он изготовил пьедестал к памятнику Ришелье в Одессе). После 1917 года бронзового Потемкина закрыли брезентом на 10 лет, потом началась война, а когда в 1944 году Херсон освободили, памятника уже на месте не было. В 2003 году к празднованию 225-летия города херсонский скульптор Юрий Степанян восстановил памятник Потемкину, правда, с многочисленными изменениями. Неизменными остались римские латы, шлем в ногах, фельдмаршальский жезл в правой руке и меч, на который князь опирается левой рукой.

Херсонцы все эти памятники либо игнорировали, либо относились к ним как к данности. Например, как когда-то – к памятникам Ленину в разных позах в каждом городе и селе. Стоят себе и стоят. Декоммунизаторам они тоже, вроде бы, не мешали, ведь еще не все памятники Ильичу были повалены и вывезены на городские окраины или в запасники музеев.

Прах Потемкина… или нет

Когда в деле появляются чьи-то останки – жди какого-то детектива. Тем более если это незаурядный князь, который и город основывал, и в войнах участвовал, и императрицу ублажал. Прах Потемкина вызывает большие сомнения в его подлинности, и это не украинцы придумали, чтобы позлить россиян, а пошло еще с середины XIX века. Слухи, что в Свято-Екатерининском храме князь «ненастоящий», пошли гулять по свету: дескать, это Павел I, который не особо жаловал Потемкина, приказал выбросить его прах из склепа. И вроде бы церковные люди царя ослушались и просто насыпали на склеп с гробом земли, мол, вот, выкопали и унесли, как велено. Сто лет назад ходили байки, что племянник Потемкина-Таврического этот гроб забрал и похоронил дядю где-то в Белой Церкви.

Версия устроила всех, кроме знатоков от истории. Но в склепе по-прежнему оставался чей-то гроб и останки, и знатоки истории хотели бы знать, кто это? Может, все-таки сам князь, которого никто никуда не вывозил и не перезахоранивал? В 1970 году созданная специальная комиссия исследовала череп и части скелета и вынесла вердикт – не Потемкин!

Через 14 лет новая комиссия опять открыла дубовый гроб… Все кости были на месте, кроме черепа. Куда он делся – до сих пор неизвестно. Утерев испарину ужаса, комиссия передала кости в Херсонское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, где специалисты после изучения неуверенно сказали: возможно, это останки Потемкина, а может, и не Потемкина…

Памятник Василию Маргелову: стоял и стоит

Бюст генерала армии, легендарного главного десантника СССР "Дяди Васи", был открыт в 2010 году возле Дома культуры и отдыха «Молодежный». Стоит он там и сейчас, несмотря на то, что назначенный оккупантами гауляйтер Херсона Владимир Сальдо сообщил, что "Дядю Васю" также эвакуировали из-за возможного осквернения украинскими войсками. При этом, как говорят сами украинские воины-десантники, претензий к Маргелову у них никогда не было и нет. К сыновьям его – возможно, да (старший был замначальника Службы внешней разведки РФ, сейчас депутат Госдумы), а папа тут при чем?

Впрочем, из истории с памятником Маргелову хорошо ясно только одно: что Сальдо – не только предатель, но и врун. Чего "Дядя Вася" бы точно не одобрил.

Значит, будут грабить

Российские депутаты той же Госдумы уже мечтают, что в Москву и Петербург привезут ценные экспонаты, церковные реликвии, а также редкие экземпляры книг. Не стесняясь, роспропагандисты вещали в соцсетях, что «необходимо эвакуировать... ценные экспонаты Херсонского краеведческого музея, Херсонского областного академического музыкально-драматического театра, ценности кукольного театра, ценности филармонии, наиболее ценные книги херсонских библиотек…» Ну и памятники и кости то ли Потемкина, то ли не Потемкина.

Не хотелось бы подсказывать «экспроприаторам», но, действительно, в Херсонском краеведческом музее находится редкая археологическая коллекция, где есть предметы возрастом более 7 тыс. лет. В художественном музее имени Алексея Шовкуненко находится уникальный частично сохранившийся иконостас из Свято-Екатерининского собора Херсона. Реконструированный, но не менее ценный, чем оригинал. Впрочем, в мае оккупанты уже наведывались в музей с целью инвентаризации предметов экспозиции и подготовки к последующему вывозу в Россию или Крым. Ничего удивительного, точно так же они поступили и с мариупольскими музеями. А то, что боевики обустраивают огневые позиции на древних херсонских курганах, которые простояли 2500 лет и больше, но вряд ли выдержат эту войну, российских «знатоков искусства» не смущает.

Страшно подумать, что подразумевалось под словами «ценности кукольного театра», но можно быть уверенными – они и там найдут чем поживиться. А как оккупанты поступают с книгами из украинских библиотек – мы все прекрасно видели на примере того же Мариуполя. Их просто сжигают.

Что ж, вывод прост: россияне, расстреляв и ограбив население украинской Херсонщины подчистую, прихватили с собой на память не особо ценные фигурки, наделив их чуть ли не сакральным значением. Можно ожидать щемящих душу рассказов о том, как с риском для жизни бюсты адмиралов срывались с постаментов и вывозились тайно на другой берег Днепра. Но цена этих рассказов – как и тех самых «потемкинских деревень», которыми так прославился один светлейший князь…