О том, что сейчас происходит в Бахмуте, удается узнать лишь отрывками: какую-то информацию обнародуют украинские солдаты, изредка в эфир прорываются местные жители. Из-за постоянных обстрелов и повреждений инфраструктуры мобильная связь и интернет в городе практически отсутствуют. Если удается поймать сигнал мобильного оператора, то это считается чудом.
А ведь еще недавно Бахмут (ударение на У) жил более-менее спокойной жизнью – настолько спокойной, какая она может быть у городков на линии фронта. До полномасштабного вторжения России в Бахмуте привечали переселенцев из Донецка и Горловки, отсюда отправлялись поезда и автобусы в разных направлениях, здесь пели украинские песни и учили детей в школах доброму и вечному.
С 2014 года оккупанты мечтали захватить Бахмут целиком и полностью – город хоть и невелик (около 70 тысяч населения до войны), зато располагает отменными мощностями: тут и завод игристых вин (вкус «Артемовского шампанского» до сих пор вызывает ностальгическую слезу у многих жителей Украины и зарубежья), и цементный завод, и соляные шахты, и многое другое. И как стратегическая точка региона Бахмут очень важен для врага – недаром оккупанты пытаются вгрызться в город всеми способами, но неизменно получают по зубам от ВСУ. Рядом – Святогорск, Краматорск, Константиновка, железная дорога и автомагистрали.
- Бахмут враги кроют, не жалея, ракетами, авиацией. В своих сводках они уже раза три «освободили Артемовск» (так город назывался до «декоммунизации») и столько же раз «закрепились на окраинах». Говорят, что «российская авиация и артиллерия уничтожила часть критической инфраструктуры, которая использовалась для снабжения солдат ВСУ, что это было необходимо для продвижения «оркестра» - так россияне называют отряды «вагнеровцев», - рассказывает житель Краматорска Андрей Кулик, у которого в Бахмуте живет сестра с мужем и с которыми он пытается поддерживать связь, насколько это возможно. – Естественно, город разбит в щепки почти весь - и жилые дома, и больницы, и магазины, и предприятия. Все это, видимо, была инфраструктура для солдат ВСУ…
Естественно, в такой ужасающей ситуации в городе начало процветать мародерство. Как сказали бахмутчане: с мобильной связью плохо, поэтому полицию даже не пытаются вызывать. Злодеев задерживают сами жители, и судьба мародеров незавидна…
VIP-жилье: если есть печное отопление
Действительно, о захвате Бахмута боевики до недавнего времени говорили как о решенном вопросе. Дескать, вот-вот – и город будет взят. Правда, этому городу была уготовлена судьба Мариуполя, но кого из вояк-оккупантов это волнует.
- Люди живут в подвалах и лишний раз не выходят на улицу. Сейчас все силы брошены на утепление их мест обитания, потому что сыро, холодно, идут дожди, а впереди зима. Мало кто ходит в свои квартиры – обстрелы идут даже ночью, - передает рассказ сестры краматорчанин. – Сидят в подвалах, есть готовят на кострах во дворе, собирают дождевую воду в ведра – в общем, «Мариуполь-2». Остались старики и те, кому некуда ехать вообще, кто боится выдвинуться. Полиция предлагает помощь с вывозом, но люди боятся даже нос высунуть дальше подъезда или двора, какой уж тут выезд?
Даже мариупольцы, читая в сетях скупые сводки о ситуации в Бахмуте, ужасаются, говорят, такого кошмара» не было даже у них. Впрочем, вряд ли есть смысл сравнивать, какой украинский город россияне убивают сильнее и быстрее…
Буквально два дня назад враги из артиллерии ударили по многопрофильной больнице интенсивного лечения – здание осталось без стекол и без крыши, часть стен разрушилась. Перебили в нескольких местах газовые коммуникации – огонь удалось потушить спасателям вместе с мирными жителями. Сгорели кафе и рестораны, разрушены школы и детские сады. После недавнего обстрела домов по улице Некрасова, Юбилейной (и не только) под завалами погибли люди. Десятки прилетов артснарядов зафиксированы во всех районах города.
- Когда стихает, люди забивают фанерой окна, где вылетели стекла, утепляют изнутри комнаты одеялами и старой одеждой, ищут дрова. Те, кто живут в частном секторе, зовут к себе зимовать людей из многоэтажек. Если в доме есть печное отопление, то в шутку его называют «VIP-апартаменты», - говорит Андрей Кулик. – Страшно, что под завалами домов остаются тела погибших, а доставать и вывозить их некому. И некому, и некогда, потому что во время обстрелов на улицу никто не выйдет.
Также многие бахмутчане, оставшиеся без жилья, нашли убежище в храмах. Здесь более-менее тепло и не страшно, но приходится просить волонтеров привезти продукты, теплые вещи, дрова для отопления. Волонтеры тоже люди, и не рискнут высовываться под ураганный огонь.
Авиация противника ежедневно равняет Бахмут с землей, уничтожая как дома, так и коммуникации. Власти Бахмута уже заявили, что восстановление электричества, отопления и водоснабжения невозможно. Оставшиеся местные жители утверждают, что готовы зимовать даже в таких условиях, но не покинут родной город. Ну и верят в ВСУ, конечно же.
За 48 часов потеряли то, что брали два месяца
Пока выжившие мирные в Бахмуте боятся лишний раз выйти на улицу, украинские военнослужащие говорят: на участке под Бахмутом перемалывают в фарш «вагнеровцев» вместе с российскими «зэками», и счет утилизированных российских вояк ежедневно идет на сотни. И это только убитые, а сколько раненых – украинцы даже не считают.
- На одном из направлений фронта подразделения 93-й бригады на самом деле продвинулись вперед на то расстояние, которое противник штурмовал и преодолеваа около 2 месяцев, потеряв за это время сотни людей личного состава. Военные говорят, что такое количество вражеской пехоты они не видели ни на одном участке фронта за 9 лет войны, - говорят военные, которых цитируют украинские телеграм-каналы. – Это стратегический важный участок для врага. Там стянуты самые опытные подразделения ЧВК «Вагнер», пехотные подразделения, а также очень большое количество артиллерии. Противник не обращает внимания на потери живой силы и боеприпасов… Украинская армия откинула русскую армию на 2 км в восточных окрестностях Бахмута. Русских вытеснили с асфальтного завода. «Группе Вагнера» понадобилось 2 месяца борьбы, чтобы взять эти 2 км, и они потеряли их за 48 часов…
Недавно американский бизнесмен Илон Маск в соцсетях поинтересовался у Дмитрия Медведева, которого называют заместителем председателя Совета безопасности РФ: «Как дела в Артемовске?» Вместо ответа Медведев зачем-то пригласил Маска на празднование дня победы, но не в Артемовск, а в Москву. Вряд ли для того, чтобы посмотреть на знамя «освобожденного» от нормальной жизни Бахмута. Бои за этот участок Донбасса продолжаются, Вооруженные силы Украины продолжают контролировать Бахмут, что бы себе там ни придумывали российские «военкоры».