В 12 городах Польши - Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Гданьске, Катовице, Жешуве, Познани, Быдгоще, Люблине, Лодзи, Щецине и Белостоке – для детей украинских беженцев начнутся подготовительные занятия для поступления в школу. Будущих первоклашек учат писать, читать, считать, развивать речь, логику и память. И, конечно, с дошкольниками займутся польским, чтобы адаптация в местной среде проходила быстрее.
"Школа будущего первоклассника", как и сама «Первая украинская школа», абсолютно бесплатна. Мы связались с ответственной за коммуникации школы Мариной Юсин, чтобы узнать, как готовят детей к первому классу и чем учебное заведение отличается от привычных нам украинских и польских школ.
Много отличий в образовательных системах
- Марина, как в Польше появилась «Первая украинская школа»?
- Основательница нашей школы - украинка Виктория Гнап. До войны Виктория уже жила за границей, а когда в Польшу хлынуло большое количество беженцев, занялась организацией школы. Для того чтобы школа существовала легально, в Польше зарегистрирован фонд «Незламна Україна». Под него мы уже открывали наши учебные заведения.
- Сколько всего школ?
- Три. Они работают в самых больших городах Польши – Варшаве, Вроцлаве и Кракове, куда приехало максимальное число детей из Украины. Мы получили лицензию, работаем по документам государственного образца и стандартам МОН. По сути, у нас такое же обучение, как и в любой другой украинской школе. Наша школа позволяет деткам логично продолжать то обучение, которое они получали на родине. Это очень удобно и для детей, и для родителей, особенно если они планируют вернуться домой после победы.
- А что вы думаете о польских школах? Большинство украинских детей в Польше пошли туда.
- Польские школы очень хорошие: по моему мнению, европейская система образования во многом опережает украинскую. Но для детей, которые пережили эвакуацию и видели ужасы войны, с ходу адаптироваться в польскоговорящей среде очень сложно. Да и если б проблема была только в этом. Есть еще одна сложность - отличие образовательных систем. Например, у нас выпускные классы – 9-й и 11-й, а в Польше – 8-й и 12-й. В Украине подготовка к школе необязательна, а в ЕС - обязательна: все дети ходят в так называемую «зерувку». В Польше с 8-го класса есть разделение по направлениям – физико-математические классы, гуманитарные и т.п., а в Украине большая часть школ такой специализации не имеет.
Еще одна неприятность - поляки часто просят украинских детей идти на класс меньше. Так украинские школьники теряют целый год обучения. Это особенно критично в выпускных классах, например, в 11-м. В Украине подросток перешел бы с 10-го в 11й класс, а в Польше ему предложат снова остаться в 10-м: нужно изучить предметы, которых не было в украинской школе.
Особенность нашей школы в том, что мы предлагаем оффлайн-обучение без перерыва, полностью по украинским программам - это очень удобно и для детей, и для взрослых. Плюс у нас есть психологическая поддержка, много реабилитационных мероприятий, призванных вернуть к жизни и детей, и родителей, и учителей…
- В вашей школе дети учатся по украинской программе и параллельно изучают польский язык?
- Да, уроки польского у нас обязательны, его изучают углубленно. Кстати, английский тоже. Это необходимо: не все дети после обучения в нашей школе вернутся в Украину – кто-то может остаться в Польше. По статистике, после военных конфликтов примерно 40% беженцев остаются за рубежом.
Наша школа старается помочь таким деткам - мы изучаем углубленно польский. Причем речь не только о школьной программе. У нас есть кружки, интеграционные активности, фестивали, разговорные клубы и другие мероприятия, которые помогут украинцам адаптироваться в новой среде. Помимо этого так мы проявляем уважение к стране, которая нас приняла.
- Обучение у вас платное?
- Бесплатное. И не только обучение, но и развлечения. Так, летом в 4-х городах Польши действовали летние лагеря - мы приняли 3000 детей. По выходным организовываем фестивали и массовые мероприятия.
Нас поддерживают 2 международных фонда – UNICEF и Save the Children. Хотя, конечно, на все, что мы хотели бы, нам не хватает. Одна только аренда помещений обходится от 10 000 до 20 000 евро в месяц.
Финансирование позволило нам принять 1500 детей в 3 городах Польши. Будем искать возможность обеспечить образованием больше украинских детей: в Польшу их приехало от 800 000 до 1 000 000.
Заработают с 1 ноября
- Когда начнется подготовка будущих первоклашек?
- С 1 ноября в 12 больших городах Польши заработает «Школа будущего первоклассника», или «зерувка», для 5-6-леток. Мы собираемся принять 1200 детей. Это тоже бесплатно.
- Как выглядит подготовка малышей?
- Подготовкой к школе занимается учительница из Варшавы Наталья Коляда. Занятия включают социализацию, развитие речи, уроки математики, польского, развитие логики, памяти, подготовку руки к письму, развитие мелкой моторики и т.п. Это базовые вещи, необходимые для школы. Стараемся набирать детей, которые уже имеют какие-то навыки самообслуживания.
- Значит, подготовка малышей к школе – это замена «зерувки», которая в Польше обязательна?
- Да. После подготовки в нашей школе дети смогут пойти как в польскую школу, так и в украинскую. Ребенок будет знать, как сидеть на уроке, когда поднимать руку и пр. Когда в 1-й класс приходят маленькие дети без подготовки, с ними нужно долго работать, чтобы просто усадить за парту.
- А вообще какие учителя преподают в вашей школе?
- Все наши учителя – женщины. 85% педагогов приехали в Польшу после войны.
- Польский язык тоже преподают украинки?
- Либо украинки, которые давно живут в Польше и хорошо знают язык, либо приглашенные польские учителя.
В первую очередь - дети из оккупированных территорий
- Вам поступило много заявок на обучение?
- Мы получили 7000 заявок. Это очень много, и, к сожалению, мы физически не можем вместить такое число детей. Не хватает помещений и персонала. Поэтому начали брать в первую очередь детей с оккупированных территорий и из населенных пунктов, где идут боевые действия, - принимали деток не из Львовской области, а из Донецкой, Луганской, Херсонской областей…
С учителями примерно та же ситуация. Мы проводили собеседования с будущими педагогами: обязательное условие - недавний опыт работы в школе. Тоже старались брать тех, кто больше пострадал, кому некуда возвращаться, учителей, школы которых разрушены, оккупированы либо в их городе нет даже уроков онлайн.
- То есть принимали тех, кто оказался в более бедственном положении?
- Да. Тех детей, которые попадают к нам, нужно реабилитировать. Например, нашей школой в Варшаве заведует пани Наталья, ее дом и ее школу в Мариуполе разбомбили. Школу во Вроцлаве возглавила жительница Херсонской области пани Ирина. К счастью, ее населенный пункт освободили 2 недели назад.
Что касается детей, у нас есть девочка, которая выехала в Польшу с бабушкой. Родители ребенка остались в Украине и погибли. Ребенок долгое время об этом не знал: бабушка не решалась сказать.
Также у нас учатся детки, которые приехали с мамой. Их папа служил в ВСУ. Они его долго ждали из плена - он находился в списках на обмен, а потом выяснилось, что он погиб в начале боевых действий в Киевской области.
Есть много душераздирающих историй, и нам, откровенно говоря, тяжело работать с такими детьми. По мере сил стараемся помогать.
От МОН помощи нет
- После вашей школы можно будет без проблем перевестись в польскую школу либо поступить в польский вуз?
- Польский язык в нашей школе преподают на хорошем уровнем. Однако просто так перевестись в польскую школу, скорее всего, не удастся: высока вероятность, что понадобятся какие-то тесты.
Поступить в польский вуз можно, если подтянуть язык и получить знания по предметам, которых нет у нас. Но, безусловно, легче поступить в местный вуз со знанием польского языка, чем без него.
Что касается возвращения в украинскую школу – это вообще без проблем. Наша школа для того и создана, чтобы дети могли в любой момент вернуться к старой программе.
- После польской школы вернуться в украинскую сложнее?
- Да, скорее всего, придется проводить тестирование и проходить проверку знаний.
- А что вы думаете о тех, кто пытается совмещать польскую школу с украинской?
- Это проблема: такие дети испытывают двойную нагрузку. В польской школе ребенок утром учится оффлайн, а после приходит домой и занимается дистанционно в своей украинской школе – это большая образовательная проблема, о которой говорил украинский образовательный омбудсмен.
Есть Международная украинская школа, МУШ, которая работает во многих странах мира, украинцы за границей могут учиться там. В теории написано все красиво, однако мы пытались с ними контактировать в марте – и у нас не вышло. Никакой помощи от Министерства образования Украины мы тоже не получили. Договоренности между украинским и польским Министерством образования нет. Они постоянно говорят, что встречаются и что-то обсуждают, но на деле ничего не отрегулировано. Пока ничего хорошего про украинский МОН сказать не можем. Про МУШ - то же самое. Ситуация для детей за рубежом такая, что страдают и родители, и дети.
Наша школа вообще не должна была существовать на территории Польши: по местному законодательству, дети обязаны посещать местные, польские, школы. Однако поскольку мест для украинских детей катастрофически не хватает, все закрывают на нас глаза - и мы функционируем. Как видите, у нас куча заявок, много желающих, и мы работаем. К сожалению, многим приходится отказывать.