Огонь во дворе монастыря тушили сами
Крохотное село Мосты размещается на самом краю Ровенской области возле границы с Тернопольской. Это отдаленное от других населенных пунктов место, и пробраться сюда в непогоду нелегко. С одной стороны – лес, с другой – поле, и зимой здесь наметает огромные сугробы высотой в человеческий рост.
Сюда с трудом проезжают медики вслед за спасателями, расчищающими дорогу для кареты скорой помощи. Да и самим сотрудникам ГСЧС проехать непросто, а ведь если срочный вызов на пожар – счет идет на минуты. Чуть прозеваешь – и полыхает уже не только сарай, но и дом.
Монахи из Гурбинского Свято-Воскресенского мужского монастыря уже давненько думали над тем, чтобы по необходимости менять рясу на униформу пожарных – близлежащие села остро чувствуют их нехватку. Но дел в монастыре много – вспоминали об этих планах, например, когда полыхал соседний лес, а потом забывали.
- Однажды пожар начался у нас во дворе монастыря – кто-то бросил окурок, сразу занялась листва, - вспоминает в разговоре с «КП в Украине» настоятель монастыря, архимандрит Онуфрий Ляда.
Тогда огонь потушили сами без особых приспособлений. После случившегося решили – пора уже абстрактное желание реализовать в конкретное действие. О своем желании сформировать добровольческую команду монахи рассказали пожарным из ГСЧС в Ровенской области. И вот недавно пожарные пригнали к монастырю пожарную машину. А монахов пригласили на учения.
Зарплаты нет
На «учебных» пожарах жгли солому, разворачивали рукава-шланги и учились тушить. Задача спасателей – не только в оказании всевозможной помощи населению в экстренных ситуациях, но и предотвращение масштабных возгораний. Главное, чтобы огонь не перебросился дальше эпицентра событий.
На словах звучит просто - бери и туши. А на самом деле без теоретических занятий здесь уж точно не обойтись. Длятся такие «уроки» 40 часов. С отрывом «от производства» будущие «огнеборцы» потратили на обучение две недели. Ну а дальше... На днях первая в Украине добровольческая команда монахов-спасателей приступила к первым дежурствам.
Всего в монастыре живет восемь монахов, но в спасательную команду попали только двое – архимандрит Онуфрий и игумен Лука. Отбирали тех, кто может управлять транспортом и у кого есть нужная водительская категория для управления такой техникой.
- Остальные, может, и тоже бы хотели, но у них есть свои разные послушания, - отмечают в монастыре. – А отлучение на выезды двух человек на жизни монастыря не скажется - хватает людей, чтобы заменять друг друга. Хорошо, что монахи всегда на месте и всегда готовы к выездам.
Кроме монахов, в добровольческую спасательную команду входят еще мирские - два сотрудника местного лесхоза и двое селян.
Форму и прочее, как и машину, священнослужителям предоставили спасатели из ГСЧС. Все остальное – солярку, аккумуляторы, шины - служители покупают за свой счет. Спасательные работы им не оплачиваются.
- У нас нет зарплаты, мы не получаем от государства ни копейки, - подтверждает архимандрит Онуфрий.
Вождение такой техники не стало чем-то новым для новоиспеченных пожарных. К мирской работе они привычны давно, обрабатывают восемь гектаров поля, так что работа на тяжелой технике, тракторах им знакома. Единственное – пришлось изучить тонкости работы на пожарах, технику безопасности – даже при работе со шлангом неподготовленного к этим премудростям человека при сильном напоре воды может отбросить на пару метров, а то и дальше.
- Теперь не придется ведрами тушить огонь, если вдруг что-то где-то загорится, - радуются селяне. – Ближайшая пожарка не так уж далеко – до нее километров 17, но зимой к нам сложно проехать… Так что монахи смогут помочь людям.
- Телефоны наши, если что, у жителей в селах имеются, - говорят монахи. – Но надеемся, ничего страшного не произойдет – за эти несколько дней, слава Богу, не было. Раньше пожары в лесу довольно часто случались, но сейчас люди вроде уже научились более ответственно относиться к природе.
Пока по-настоящему серьезных вызовов у команды не было. Но если что – они всегда начеку и готовы помочь жителям не только своего села, но и ближайших пяти, и даже – соседней Тернопольской области.