Продуктовая корзина: на что могут упасть цены

Четверть украинцев тратят на продукты до 60% своих бюджетов, еще 15% отмечают, что на еду уходит более 60% ежемесячных доходов.

"КП в Украине"

Война постепенно загоняет страну в нищету. По данным экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.ua, из-за потери работы и сокращения зарплат с «внезапной бедностью» столкнулись даже представители среднего класса. Каждому третьему украинцу не хватает денег от зарплаты до зарплаты.

При этом четверть наших сограждан тратят на продукты, цены на которые растут не по дням, а по часам, до 60% своих бюджетов. Еще 15% украинцев отмечают, что на еду уходит более 60% их ежемесячных доходов.

Вести с полей

Улучшить материальное положение украинцев может либо повышение доходов, либо снижение расходов, но и то, и другое в условиях войны маловероятно. Хотя по ряду продуктов определенные позитивные ожидания все же прослеживаются.

Наибольший оптимизм аграриев связан с гречихой, которой в этом году планируют собрать более 150 тыс. тонн. На сегодня уже собрано более 120 тыс. тонн.

- Сейчас на перерабатывающие предприятия поступает гречка нового урожая, - цитируют СМИ директора департамента аграрного развития Министерства аграрной политики и продовольствия Игоря Виштака. – Есть перспективы, что цена снизится до 60-70 грн за килограмм.

Кроме того, Виштак добавил, что по итогам урожая этого года будет полностью обеспечена внутренняя потребность Украины в зерновых, масличных и сахаре, а также сохранен серьезный экспортный потенциал.

В то же время озимой пшеницей в оптимальные сроки (15-25 сентября) было засеяно менее 30% запланированных площадей. Это произошло в том числе и из-за затяжных дождей, сообщает AgroTimes. Для октябрьских посевов складываются неблагоприятные погодные условия. Высока вероятность того, что растения из-за нехватки тепла войдут в зиму в начальных фазах развития, будут ослаблены и неустойчивы к неблагоприятным зимним условиям в случае их возникновения.

Рекорд за рекордом

О том, что в Украине выросли цены на все, на что можно, покупатели знают не понаслышке. Каждый может в этом убедиться, просто пройдясь по любым продуктовым магазинам.

Мы уже писали о том, как подорожали яйца и овощи борщового набора, но, похоже, буквально каждый товар стремится поставить свой собственный рекорд. На этой неделе пришел черед моркови, которая сейчас продается втрое дороже, чем год назад. И это несмотря на то, что именно сейчас на рынке - сезонное увеличение предложения.

По данным аналитиков проекта EastFruit, производители готовы отгружать морковь не дешевле 15-18 грн за кило, что на 18% дороже, чем неделей ранее. Правда, эксперты подчеркнули, что цены растут лишь на высококачественную морковь, которую закупают для дальнейшей закладки в хранилища.

Средние цены на сало за последний месяц выросли на 15%, мясо – на 7-8%, молочные продукты – на 10% и более, хлебобулочные изделия в среднем дорожают на 10% каждый месяц. И если подорожание молочных продуктов производители объясняют, в первую очередь, дефицитом сырья (в холодное время года коровы меньше дают молока), то в случае с хлебом причина другая. Зерновых в этом году собрано достаточно, а вот рост стоимости энергоносителей и горючего влияет на цену весьма существенно.

Почему дешевые товары дорожают быстрее

По словам экономиста Андрея Мартынюка, цены на все продукты взаимосвязаны, поскольку тянут за собой друг друга. Например, дорожает мясо – люди переходят на картофель. Спрос на него растет, соответственно, растут цены. Вследствие этого покупатели обращают внимание на другие гарниры – крупы, макаронные изделия. В итоге дорожают и они.

Аналитик Алексей Кущ напоминает об эффекте Гиффена, который, на первый взгляд, звучит парадоксально: спрос на товар снижается вместе с понижением цены и повышается вместе с повышением цены, вопреки основному закону спроса.

- На самом деле никакого парадокса здесь нет, поскольку в данном случае речь идет именно о социальных товарах, - поясняет аналитик. – Для других, более дорогих товаров, события разворачиваются по противоположному сценарию: при повышении цены потребление снижается. Например, при подорожании сливочного масла люди переходят на маргарин, при подорожании говядины - на курицу или рыбу. С товарами Гиффена все не так: при повышении цен на то же подсолнечное масло люди начинают покупать его не меньше, а больше за счет экономии на других продуктах. Потребители ожидают дальнейшего роста цен на те немногие продукты, которые им пока еще доступны, и запасаются ими впрок.

Товары Гиффена – это относительно недорогие товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. В разных странах они различаются. Например, если в Китае это рис и лапша, то в Украине – подсолнечное масло, сахар. 

Еще плюс 10%

К сожалению, несмотря на весь оптимизм относительно ряда культур, эксперты прогнозируют до конца года дальнейший рост цен. Причины у каждого товара свои, но есть и общие: рост цен на энергоносители (что влияет на подорожание как производства, так и хранения), а также рост цен на топливо и, соответственно, логистику.

По разным оценкам, к концу года в той или иной степени подорожают все группы продуктов – мука и хлеб, яйца и молочные продукты, овощи и фрукты, мясо и колбаса. В среднем продуктовая корзина в ближайшие месяцы «потяжелеет» еще минимум на 8-10%, то есть за год (декабрь к декабрю) инфляция составит около 40%.

Но и в новом году рост цен не остановится, ведь все основные факторы, о которых мы уже писали – от сокращения посевных площадей до разрушенной логистики, – никуда не денутся. В бюджете на 2023 год заложена 30%-ная инфляция и, говорят экономисты, на меньшие темпы рассчитывать не стоит.