На днях в Гааге начался суд над африканцем – 89-летним Фелисьеном Кабугой. Его имя мало что скажет обывателю, гораздо известнее в мире его детище – «Радио тысячи холмов», вещавшее в Руанде в 1993-1994 годах. Именно из этого радио круглосуточно неслись призывы убивать «неправильных» руандийцев, грабить их дома и не щадить младенцев. Радиопсихические атаки, разжигающие ненависть, привели к гибели почти миллиона человек, убитых ножами-мачете, расстрелянных, запытанных и сожженных…
Ничего не напоминает? Включите любой российский телеканал вечером и послушайте: один в один, слово в слово…
А мы пока расскажем о том, как «Радио 1000 холмов» стало символом геноцида и человеконенавистничества.
Жили себе, и жили
Что собой представляла Руанда в начале 90-х? Небольшой пятачок территории площадью чуть больше, чем Израиль или Словения, и чуть меньше, чем Бельгия или Молдова. Сейчас здесь живут почти 13 млн человек, в 90-х было чуть меньше. Как и любая африканская страна, Руанда исправно показывала прирост населения. И никакие войны этот процесс остановить не могли - ни перенаселение, ни голод как следствие всего этого.
Руанда небогата полезными ископаемыми, но граждане активно (и не совсем законно) копаются в шахтах на территории соседнего Конго и продают как свое – олово, вольфрам, ниобий, бериллий... Экспортируют кофе и чай, стараются завлечь к себе побольше туристов, выращивают бананы и крупный рогатый скот. Руанду можно назвать аграрным государством и даже увидеть проценты роста экономики, но в целом – это одна из многих бедных африканских стран.
Тридцать лет назад все было гораздо хуже. После того как в 1962 году Руанда перестала быть колонией Бельгии и обрела независимость, народы, населяющие страну, задумались: чем заниматься, чтобы прожить? Бельгийцы активно налаживали сельское хозяйство и давали возможность заработать и себе, и местным работникам. Но оставшись без «руководства», независимое население независимой Руанды свою экономику задвинуло в дальний угол, ибо к девяностым нашлись дела поважнее.
Кто тут хуту, кто тут тутси?
Итак, в начале 90-х годов жили-были в Руанде три африканские народности: тутси, хуту и тва. Больше всего было людей хуту – почти 84% населения. Народа тутси было 15%, и тва совсем мало, меньше 1%.
На протяжении многих лет народы тутси и хуту мерялись длиной копья, то бишь выясняли, кто расово верный и истинный руандиец, а кто понаехал. Времени выяснять было достаточно: работой особо себя никто не утруждал, бананы для пропитания росли на каждом шагу, а разговорчивые и очень убедительные люди ходили по деревням и селеньям и объясняли, что есть настоящие руандийцы и ненастоящие, и что последних следует уничтожать. Почему? Потому что так повелось издавна, вековая традиция и заветы предков с их благословением на сие действо.
Читать и писать население Руанды в те годы немножко могло, но с трудом. Доступа к газетам и тем более к книгам у людей не было, да и не требовалось. Верили местным «каликам перехожим», то бишь пропагандистам, которые на словах и на пальцах объясняли, что хуту – избранный народ, а тутси спят и видят, как бы их убить. Легковерные руандийцы верили, злились, но не теряли надежды, что их правительство, в основном – выходцы из народа хуту, не даст в обиду соплеменников. Тем более в стране процветала тоталитарная диктатура бывшего генерал-майора, а нынче президента Жювеналя Хабьяримана, который уже устраивал народу тутси такие репрессии, что волосы дыбом.
«Должны быть уничтожены!»
В начале 90-х из соседней Уганды в Руанду вместе с организацией «Руандийский патриотический фронт» (около 500 тысяч человек) пришел эмигрант из народа тутси 36-летний Поль Кагаме. За спиной у него была выигранная гражданская война в Уганде, на родине же Кагаме решил разобраться, кто тут кому хуту. Полмиллиона штыков в течение трех лет заставили Хабьяримана сесть за стол переговоров с Кагаме, и они даже о чем-то начали договариваться, но тут самолет с президентом Руанды был сбит 6 апреля 1994 года из ПЗРК. Кто это сделал – до сих пор не совсем ясно, но радикалы из народа хуту моментально вскричали: «Виноваты тутси! Тутси должны быть уничтожены!» И этот апрельский день стал отправной точкой события, которое сейчас называется «Геноцид в Руанде» и к которому наш главный герой Фелисьен Кабуга уже имеет прямое отношение.
В Руанде начался ад, который руандийцы никогда не забудут. В первые 24 часа полковник Теонесте Багосора, который захватил власть вместо погибшего президента, руками президентской гвардии расправился со всеми оппозиционерами в правительстве (напомним, это были выходцы из народа хуту). Затем началась резня по всей стране: шла охота на народ тутси и на умеренных хуту, не желавших участвовать в расправах.
Истребление народа тутси сопровождалось массовыми изнасилованиями и жестокостью, людей рубили на куски мачете и мотыгами, сжигали заживо, не жалея младенцев. Семьи хуту, десятилетиями жившие бок о бок с тутси, знавшие о национальности соседей и никогда с ними не враждовавшие, начали убивать «неправильных руандийцев» за просто так.
В городах тутси искали по документам, где тогда прописывалась национальность. При проверке документов на блокпостах солдаты сразу убивали представителя народа тутси. Считалось, что тутси можно отличить от хуту «по черным деснам и языку, ладоням, плоской икроножной мышце, надменным речи и взгляду, прямому носу, походке и высокому росту». Да, тутси достаточно высокий народ – но это не помешало хуту называть их «тараканами».
«Истребляйте тараканов!»
Официальные власти Руанды поощряли геноцид и запрещали армии вмешиваться в происходящее. Как только руандийской хунте показалось, что накал «освободительной борьбы» стал спадать, в дело вступило «Свободное радио тысячи холмов».
Радиостанция вышла в эфир 8 июля 1993 года и вещала до 31 июля 1994-го. «Тысячи холмов» - это одной из названий Руанды, поскольку страна расположена в довольно гористой местности.
Государственная станция «Радио Руанды» предоставило свое оборудование новоявленному рупору пропаганды – и понеслось! Днем и ночью «Радио тысячи холмов» мужскими и женскими голосами ведущих-агитаторов на грани визга, истерики и экстаза призывало уничтожать тутси всеми возможными способами. В эфире зачитывали адреса проживания и фамилии будущих жертв. При этом ведущие не напрямую требовали убивать, а голосили иносказательно: «Валите высокие деревья!», «Истребляйте тараканов!», «Займется тот день, когда не останется больше тараканов на земле Руанды!», «Слово «иньези» (тараканы) будет забыто навсегда!»
Владельцем «Радио 1000 холмов» и был Фелисьен Кабуга. Он закупил не только оборудование для своей радиостанции, но и полмиллиона мотыг и мачете (не для уборки на полях, увы). Резня длилась несколько месяцев, по разным данным, в Руанде в результате геноцида погибло от 500 000 до 1 млн человек.
Верили власти – и шли убивать
Мы не случайно вначале рассказали о Руанде и ее жителях. Бедность, безработица, неграмотность и своего рода доверчивость народа сыграли на руку экстремистам. Да, в хижинах не было книг и телевизоров, газет и журналов – но крохотные радиоприемники стояли почти везде. В столице Руанды Кигали и на горном пике Муэ работали два мощных радиопередатчика. Какие-то деревни не попали в зону действия радиоволн, зато в другие сигнал добивал отлично. И жители этих селений шли убивать гораздо чаще, чем те, у кого радио не работало.
Пропаганда «Радио 1000 холмов» уверяла руандийцев, что идет священная война, что «иначе они бы напали на нас», что можно будет забрать имущество убитых соседей-тутси и ничего за это не будет… Что должны были подумать руандийцы, слыша такое из приемника «независимого радио», в эфире которого государственное радио называется «сестрой»? У руандийцев послушание и уважение к власти - в крови. Поэтому верили. И шли убивать, особо ни о чем не задумываясь.
«Не верьте другим радиостанциям! Их цель – отвлечь, разделить и угрожать руандийцам! - надрывались радиоведущие. – Все лгут – мы говорим правду!», «Мы – идущие вместе, мы все руандийцы, которые встали все, как один, чтобы победить «иньези». Мы объединились, чтобы победить врага – иньези!»
Все программы «Радио 1000 холмов» застенографированы и приложены к многочисленным уголовным делам по акту геноцида в Руанде. Все эти цитаты ведущих, их крики и аффективные речи есть в свободном доступе, по ним пишут диссертации на тему участия пропаганды в войне и ее влияния на умы людей. Ничего не придумано – они действительно так говорили!
Беженцы в своей стране
А что Кабуга? Он спонсировал радиостанцию и финансировал убийц, пока собравшийся с силами глава «Руандийского патриотического фронта» Поль Кагаме не начал наступление на столицу страны Кигали. Движимые яростью и жаждой мести, представители тутси быстро выгнали армию Руанды в соседнюю Уганду, а в июне к Кагаме пришли на помощь французы. Уже 4 июля 1994 года Кигали пал, повстанцы взяли под контроль всю страну, и война официально была завершена.
Фелисьен Кабуга, поняв, что ему не простят участие в массовых убийствах, успел сбежать в Заир (Конго), предварительно попытавшись выехать в Швейцарию, но безуспешно. Вроде бы жил в Найроби (столица Кении), но власти опровергали, что дали приют такому человеку. Куда он делся потом – до 2020 года было неизвестно.
В 1997 году Международный трибунал по Руанде обвинил Кабугу по нескольким статьям: заговор с целью совершения геноцида; геноцид; соучастие в геноциде; прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида; преступление против человечности. Двадцать три года Кабугу искали не только в Африке, но и по всей Европе. И в мае 2020-го нашли в пригороде Парижа: старого, больного, всеми забытого, живущего под чужим именем и никому не нужного, кроме судей Международного трибунала.
Страна, гражданином которой является Фелисьен Кабуга, до сих пор не может окончательно прийти в себя после геноцида 1993-1994 годов. Массовые изнасилования вызвали всплеск заболеваемости СПИДом среди местного населения. Уничтожение инфраструктуры и значительное число жертв имели тяжелейшие последствия для экономики. Множество людей из народностей тутси и хуту продолжают жить в регионе на правах беженцев.
Одно лишь отрадно: в паспортах руандийцев больше не указывается национальность. Все они - равноправные граждане Республики Руанда. Больше никому не приходит в голову начать убивать за «черные десна» и высокий рост.
Но дело «Радио 1000 холмов» живет и процветает, последователей у Кабуги и его ведущих-пропагандистов хоть отбавляй. Включите вечером любой российский телеканал…