Не хочешь брать паспорт РФ? Заберем дом, выкинем с работы, донесем как на шпиона!

Как на оккупированных территориях проводят насильственную паспортизацию.

УНИАН

Территории Украины, которые почему-то РФ считает своими, уже подвергаются колоссальному давлению. Речь идет о мерах принуждения жителей этих территорий любить свою новую «родину». Чаще обычного в ходу угрозы и запугивание карательными мерами, если кто-то что-то скажет плохое о России и хорошее – об Украине. Чтобы додавить наиболее упрямых, применяются другие способы.

Насильственная паспортизация и «гражданизация» - из таких способов. Оккупанты словно повязывают жителей если не кровью, то повальным нарушением украинских законов по части новых гражданств и паспортов. Еще и вторят, мол, теперь уж точно дончан, луганчан, запорожцев и херсонцев «украинские каратели» расстреляют, если войдут в города и села.

Увы, некоторые украинские политики играют на руку оккупантам, навязывающим свои паспорта мирным жителям. И заявляют о неминуемом наказании владельцев незаконных документов, забывая, что противостоять врагу женщины, старики и дети вряд ли смогут.

Попробуй получи…

На примере Донецка и Луганска можно увидеть, как происходит насильственная паспортизация. Если до апреля 2019 года на тех оккупированных территориях выдавался так называемый «паспорт ДНР/ЛНР», то с 24 апреля и указа, подписанного Путиным, российская паспортизация обрушилась на ОРДЛО, как писал классик, стремительным домкратом.

Размахивая указом Путина, в миграционные службы пошли самые смелые и вернулись притихшими. В «народной республике» указ президента России подправили и ввели норму, что на российский паспорт позволено подавать документы только тем, кто получил «паспорт ДНР».

Народ взвыл: из-за криво построенной работы новоявленных миграционщиков очереди у паспортных столов не становились короче ни ночью, ни в снегопад, ни в июльское 40-градусное пекло. Придирки к документам, отправка за добычей дополнительных бумажек, страшный переполох с регистрациями (прописками), которые были не у всех и не по месту жительства…

То есть квест состоял из нескольких этапов: получить «паспорт ДНР» - постараться не окончить дни свои в бесконечной очереди – подать документы на паспорт РФ. Каждый период занимал несколько месяцев, «счастливчики» ждали свой «дээнэровский паспорт» больше года, документы терялись и портились.

Особняком выделялась категория людей, которые по каким-то только оккупантам известным причинам должны были перед получением «паспорта ДНР» проходить так называемое «собеседование в УБОП» (управление по борьбе с организованной преступностью). Однозначно в эту категорию попадали владельцы украинских ID-карт и, как утверждали слухи, владельцы небольших предприятий и торговых точек. Освобождались от бесед с «полицией ДНР» пожилые люди от 60 лет.

Естественно, за паспорта собиралась пошлина – небольшая, но все ж деньги! Людей заставляли платить за переводы документов на русский язык и их нотариальное заверение, за копирование данных из архивов, восстановление утраченных документов и другое.

Апофеозом процедуры получения «паспорта ДНР» была дактилоскопия – снятие отпечатков пальцев владельца и занесение в какую-то неизвестную широкой общественности базу.

…и еще раз получи…

Потренировавшись на «паспорте ДНР», шли получать паспорт РФ. Все то же самое, но ценник уже был повыше и сроки подольше.

А можно было отказаться от получения таких документов? Конечно, можно, но… Хотя оккупанты и говорили, что украинские документы еще имеют хождение на захваченных территориях, но устроиться на работу, отдать ребенка в школу или поступить в вуз без этих «паспортов» становилось невозможно. «Паспорт ДНР» требовали в единственном банке, чтобы открыть зарплатную карту, требовали в школах, иначе грозили не выдать аттестат по окончании. Да что там аттестат! Чтобы устроиться продавцом на рынок, одним из условий было «наличие паспорта ДНР».

О бюджетниках и говорить не приходится: их «осчастливливали» списками массово. Уполномоченные лица собирали пакеты документов со всех работников ЖЭКа, амбулатории или школы и несли в «миграционки». Отказавшиеся от получения паспортов писали многочисленные объяснительные на имя руководителей, с работниками проводили воспитательные беседы в лучших традициях роспропаганды: не возьмешь паспорт – выкинем с работы и заявим на тебя как на шпиона.

Это может показаться дичью, но так и было, так есть и так будет еще какое-то время. «Паспорта ДНР» упраздняются, на оккупированных территориях планируют раздать паспорта РФ по еще более упрощенной системе (что бы оккупанты ни вкладывали в это слово, все равно будут очереди, склоки, страшная бюрократия и теперь уже стопроцентная слежка и тотальный контроль над телами и мыслями).

К слову, за паспортами тянется и вся остальная документация. Например, чтобы купить-продать недвижимость на оккупированной территории, следует переоформить все украинские документы на право собственности и все техпаспорта. Да-да, сделки с недвижимостью какие-никакие идут: люди продают за копейки свои квартиры и дома и уезжают кто куда. Так вот, все украинские документы изымаются, вместо них выдаются «дээнэровские». Судя по всему, их постепенно пожелают заменить на российские.

В Мариуполе решили не тратить время зря и попросту начали угрожать немногим оставшимся учителям увольнением, если они не поменяют украинский паспорт на российский. К слову, это случай из ряда вон выходящий: обычно украинские паспорта у людей остаются.

…и попробуй только не получи!

Это мы еще не рассказали, как на блокпостах оккупантов и на границе России относятся к украинским паспортам. Допросы на тему «Почему не поменяли?» устраивают каждому второму, хотя, по большому счету, пограничников это интересовать не должно. Впрочем, о чем мы, какие пограничники на блокпостах у оккупантов? Такой же сброд, как и все остальные…

А вот до освобождения Харьковской области россияне, уверовавшие в то, что они там навсегда, принуждали получать российские паспорта всех предпринимателей. В качестве убедительного довода обещали закрыть и национализировать предприятия. В Херсонской области давили на людей угрозой потери автомобилей и земельных участков. Номерные знаки на авто также требовали заменить на российские по российскому же паспорту, а не то…

К слову, в Херсоне и Мелитополе оккупанты все лето агитировали местных жителей получать паспорта, но из сотен тысяч тогдашнего населения паспорта получили всего лишь несколько сотен человек. Остальные высказали свое отношение к оккупационным документам ногами: ушли и уехали из городов. А что же оставшиеся «новые русские»? А их убедительно попросили мобилизоваться и умереть в херсонских степях за больные фантазии российского президента. Как и остальных россиян.

В Токаревке Херсонской области тем, кто не получит паспорт РФ до определенной даты, угрожают выселением. Но ВСУ вот-вот сильно изменят планы оккупантов.

И что самое удивительное: практически нигде нет победных заявлений о том, как миллионы счастливых жителей Херсонской и Запорожской областей Украины радостно получают российские паспорта. Процесс проходит настолько незаметно, что появляется вопрос: а идет ли он вообще? Или дальше угроз и запугивания людей дело не пошло?

Из первых уст

Ирина Верещук, вице-премьер-министр – министр по вопросам интеграции временно оккупированных территорий:

Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины: