С сентября на юге Украины началось массовое использование российской армией иранских БПЛА - беспилотников-камикадзе.
В ответ на поставки Ираном беспилотников в Россию Украина лишила посла этой ближневосточной страны аккредитации и сокращает количество дипломатического персонала ее посольства в Киеве. Что это за аппараты, насколько они опасны и каким еще оружием может поделиться Иран с Россией?
Иранские дроны-камикадзе – дешевые, но у России и таких нет
Уже известно, что Иран поставил России около трехсот своих беспилотных аппаратов. Это дроны-камикадзе Shahed-136, который россияне переименовали в «Герань», и многоцелевые беспилотники Mohajer-6.
Shahed-136 - классический дрон-камикадзе, или барражирующий боеприпас. Это относительно современный БПЛА «роевого» типа, запускают его с установки, рассчитанной на пять штук. Отстрел и набор высоты - за счет небольшого ракетного двигателя, после чего ракета отделяется, а беспилотник летит за счет простого двулопастного винта.
Его единственная задача - прилететь в указанную точку и там взорваться. Больше ни на какие цели эти дроны не рассчитаны, поэтому их делают максимально простыми и дешевыми, чтобы промышленность Ирана могла производить их в большом количестве. В них даже винт сделан из дерева. Такие материалы одновременно и удешевляют конструкцию, и усложняют обнаружение с помощью радара.
Двигатель - бензиновый, поэтому работать на большой высоте Shahed-136 не может. Летает довольно медленно и очень громко (их уже прозвали у нас «мопедами»). Длина аппарата - 3,5 метра. Боевая часть - около 40 кг взрывчатки. Максимальная дальность полета - 1000-1500 км, высота – 4 километра.
Shahed-136 не может самостоятельно находить цели и атаковать движущиеся объекты, его запускают только в сторону больших стационарных целей. Точность цели у дрона-камикадзе очень низкая, потому что используется инерциальная система наведения. Чем дальше от цели, тем больше будет ошибка и тем меньше точность. То есть он представляет угрозу для украинских городов, а не для ВСУ.
Использование Россией иранских дронов свидетельствует о том, что российский ВПК не имеет более удачной замены беспилотникам этого класса. Россия значительно отстает в этом направлении. Ее армии приходится довольствоваться копиями легких израильских дронов-разведчиков и многофункциональными разведчиками «Орлан-10», которые тоже в дефиците.
Россия могла получить от Ирана аналог «Байрактаров»
БПЛА Mohajer-6 - уже другое дело. Это ударный беспилотник среднего класса, который может использоваться и для разведки, и для нанесения ударов. По характеристикам и назначению близок к БПЛА «Байрактар TB2».
Он может находиться в воздухе до 12 часов, вести наблюдение на дальности от 12 до 60 км и наносить удары по движущимся и стационарным целям. Система наблюдения состоит из камеры видимого спектра, тепловизора и лазерного дальномера.
Длина аппарата - 5,6 метра. Размах крыла - 10 метров. Максимальная скорость составляет 200 км/час. Максимальная высота полета - 5,4 км. Вооружение представляет собой противотанковые ракеты Almas или Qaem TV/IR с инфракрасной или оптической системой наведения.
Стоимость Mohajer-6 дешевле, чем «Байрактар ТВ2», и ориентировочно составляет не менее 2-4 миллиона долларов, включая станции управления, вооружение и обучение операторов.
Применение этого БПЛА – разведка, а в случае удачи - атака важных целей, вроде бронетехники, систем ПВО или штабов. Mohajer-6 более опасный беспилотник, чем Shahed-136. Он малозаметный для радаров и визуального наблюдения, может управляться оператором на дистанции до 200 километров и атаковать цели высокоточным оружием.
У Ирана также еще есть и тяжелый ударный беспилотник Shahed-129. Это «пиратская копия» американского ударного БПЛА MQ-1 Predator. Он может находиться в воздухе до 24 часов, подниматься на высоту до 7,3 км и преодолеть расстояние в 1700 км. В качестве вооружения Shahed-129 несет 4 управляемые бомбы Sadid-345 каждая весом 34 кг. И, скорее всего, Россия не получила эти беспилотники, так как их стоимость оценивается в 7,5 миллиона долларов, и произведено их не более 30 штук.
ВСУ научились глушить иранские БПЛА
Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что Украина уже решает проблему иранских беспилотников, а украинские Воздушные силы научились их глушить.
- Я рад тому, как работают наши Воздушные силы, сбивая такое количество этих "шахедов". Наши научились их глушить. Мы обратились к партнерам, в частности, которые боятся давать нам оружие, но у которых есть хорошая экспертиза. Я сказал, что мы дадим им запчасти изучить их, чтобы они разработали нам системы подавления. И ряд стран, которые не хотели давать оружие, заинтересовались этим предложением, - заявил он.
Какое еще оружие Иран может поставить России
Десятки лет Иран был лишен возможности покупать западные военные технологии из-за американских санкций. На вооружении у иранской армии остается советская техника и разработки иранского военно-промышленного комплекса. По неподтвержденным данным, Исламская Республика в последнее время тратила около миллиарда долларов в год на закупку вооружения у Северной Кореи. При помощи России и КНДР Иран заполучил комплексы малой и средней дальности, баллистические и крылатые ракеты.
Кроме этого, Иран имеет и некоторые свои разработки вооружений. Например, наземный вариант нового иранского ПТРК Almas с дальностью до 8 км. Эти ракеты были приняты на вооружение в составе комплекса вооружений иранских разведывательно-ударных БПЛА.
У них же есть и модернизированный ударный вертолет AH-1J Toufan-2 с новыми иранскими управляемыми ракетами Ghaem-114 с дальностью до 10 км. Иранская армия также пользуется бронемашинами Toufan.
Иран также мог бы при желании поделится с Россией и своим противотанковым ракетным комплексом Dehlaviyeh, который является копией российского ПТРК «Корнет». Он имеет лазерно-лучевую систему наведения, тандемную кумулятивную боевую часть, но без системы ночного тепловизионного прицела.
Британское издание The Guardian также сообщало, что Россия получает и другую военную технику из Ирана контрабандой. Это ручные противотанковые гранатометы (РПГ) и противотанковые ракеты, а также системы залпового огня бразильского производства. По данным издания, власти Тегерана также подарили Москве ракетную систему "Бавар 373" иранского производства, похожую на российскую С-300. И две самоходные реактивные системы залпового огня Astros II бразильской разработки, известные как лицензионная версия Sajil-60.
Три грузовых судна под российским флагом и одно под флагом Ирана с этим грузом уже пересекли Каспийское море из иранского порта Бандар-Анзали в российскую Астрахань.
Тем временем
В самом Иране неспокойно
Стоит отметить, что все это военное сотрудничество между двумя странами происходит на фоне массовых протестов в самом Иране. Они начались после смерти девушки Махсы Амини, которую убили полицейские за неправильное ношение хиджаба. Протесты прошли в различных городах, среди которых Тегеран, Тебриз, Карадж, Кум, Язд.
Протесты спровоцировали жесткую реакцию иранского режима. Ультраконсервативный президент Ирана Ибрагим Раиси объявил, что в ряды протестующих влились «враги государства», и пообещал действовать против них «решительно».
- Они (враги) хотят оседлать волну и создать беспорядки. Они думают, что такими действиями они могут остановить нацию. Мы много раз заявляли, что, если у кого-то есть справедливое замечание, мы его выслушаем. Но анархия? Нарушать национальную безопасность? Безопасность людей? Никто не поддастся на это, – заявил Ибрагим Раиси.
В результате волнений, как сообщает Центр прав человека в Иране, который базируется в Нью-Йорке, по меньшей мере 76 человек были убиты.
- Граждане Ирана требуют прав, которые у них отняла Исламская Республика, образованная более 40 лет назад, – комментирует ситуацию Махмуд Амири-Могаддам, директор базирующейся в Норвегии правозащитной организации Iran Human Rights. – Сейчас Исламская Республика отвечает на мирные протесты своих граждан пулями. Осуждений и выражений озабоченности уже недостаточно. Международное сообщество должно срочно поддержать требования иранцев и принять экстренные меры для остановки массовых убийств граждан.