На эстонской границе украинских беженцев спрашивают: чей Мариуполь?

Украинских мужчин пока пропускают, но что будет после признания РФ псевдореферендумов - непонятно.

facebook.com/politseijapiirivalveamet

Как выехать из России украинцам, которые оказались на оккупированных территориях заложниками «русского мира»? Вариантов немного. Один из ключевых - добраться до Санкт-Петербурга, а затем попасть в Эстонию через пограничный пункт в Нарве. Именно сюда двинулись беженцы из захваченного Мариуполя, Харьковской и Херсонских областей.

Чтобы помочь им, местные волонтеры объединились в благотворительную организацию «Друзья Мариуполя». О ситуации на российско-эстонской границе и помощи беженцам «КП в Украине» рассказала менеджер по коммуникации НКО «Друзья Мариуполя» Александра Аверьянова.

 Путаются в ответах

- Александра, что сейчас происходит на российско-эстонской границе?

- В последнее время эстонские пограничники стали гораздо внимательнее и строже относиться к мужчинам - гражданам Украины. Если возникают подозрения, что те слишком долго находились в России, пересекают границу без веских оснований - могут и не пустить.

Также многие путаются в ответах, говорят, что едут к родственникам или знакомым, хотя ранее заявляли о желании ходатайствовать о международной защите. Это тоже повод отказать во въезде. Очень важно четко проговаривать, в какой стране человек хочет остаться, что там будут ходатайствовать о международной защите. Если там ждут родственники и друзья – обязательно упомяните и это.

Однако всегда можно попасть в ЕС через Финляндию, там пока проблем не возникало.

На российской границе тоже все сложно. Но у нас гораздо меньше информации: мы действуем только на территории Эстонской Республики.

- Но те, кто ее пересек, что-то же рассказывают?

- Украинцев тщательно допрашивают и долго не выпускают. Сегодня и вчера на границе РФ автобусы стояли по 30 часов. Сейчас очень тяжелая ситуация. Середина июля и август были достаточно тихими, но в связи с мобилизацией активизировались все, кто долго раздумывал. Теперь люди решили добираться в Украину через Европу либо осесть в ЕС у родственников и знакомых - значительно выросло количество желающих выехать.

Как правило, украинцы едут по своим внутренним паспортам - есть опасения, что российские власти перестанут выпускать людей по этому документу.

- Много ли украинских мужчин выезжает? СМИ пишут, что россиянам начали выдавать повестки на границах, это не коснулось украинцев?

- Пока такого нет. Но есть опасность, что в связи с референдумами этих мужчин начнут считать жителями России и станут заворачивать на границах. Но это пока на уровне опасений. Думаю, в ближайшие 2-3 дня все прояснится.

Переплыл границу на доске

- Вернемся немного назад. Вы сказали, стали строже относиться к тем, кто долго находился в РФ. Это как?

- Жители Украины активнее всего эвакуировались в апреле-мае. А сейчас едут те, кто застрял в РФ не по своей воле: оказались на оккупированных территориях, у кого-то ранены родители, кто-то лечит родственников, кто-то не собрал деньги на поездку. Не везде есть волонтеры, которые могут помочь, или близкие, которые ждут в Европе. Много проблем гуманитарного характера.

Нашим волонтерам порой сложно объяснить пограничникам, что не все украинцы, которые находились несколько месяцев в РФ, обязательно поддерживают Путина. Крайне редко нам встречаются дедушки и бабушки, которые рассказывают что-то за «русский мир».

Чувствуется усиление требований. Это связано с вопросами внутренней безопасности: на фоне военного кризиса в Эстонии немало экономических и социальных вызовов, также в стране есть внутренние проблемы с местным населением. На восточных границах немало тех, кто поддерживает Россию – и в Эстонии не хотят принимать еще людей, симпатизирующих Кремлю.

- А как проверяют взгляды людей на границе?

- Спрашивают, например, чей Мариуполь. Была семья, которая сказала, что Мариуполь - российский, имея в виду, что город сейчас находится под войсками РФ, – их не впустили. Слава Богу, хоть не запретили въезд в ЕС - люди проехали другой дорогой.

- Кстати, а россиян сейчас пропускают?

- Нет! Уклонисты от мобилизации не могут попасть в Эстонию. Хотя пытаются… Буквально на днях произошел случай: человек пытался переплыть границу по реке на доске, но его вернули обратно в Россию. Понятно, что не от хорошей жизни люди так делают, но эстонское общество не поймет иного решения правительства, да и ресурсов на гуманитарную помощь этой группе тоже нет.

 Уже 4% населения Эстонии – украинцы

- Вы называетесь «Друзья Мариуполя», но помогаете не только мариупольчанам?

- Да. В Эстонии нет правовых оснований, чтобы государство могло помогать людям, которые едут транзитом в другие страны Европы. И мы так назвались, чтобы на границе, когда людей спросят, куда они едут, - они отвечали: «К друзьям Мариуполя». И все вопросы после этого отпадут.

Сейчас 70% украинцев, которые пересекают эстонскую границу, едут дальше. Мы - та организация, которая в этом им помогает. У многих нет средств, знакомых, люди не знают языка, не ориентируются в местности, не работает телефон, нужно много информационной помощи. Мы предлагаем у нас переночевать, поесть, сделать фандрайзинг (сбор пожертвований) на билеты, ищем убежище.

Поначалу нам звонили только друзья-знакомые с просьбой о помощи, но с середины апреля мы объединились и начали работать официально. К сегодняшнему дню помогли более 5000 украинцам.

- Существуют программы для тех, кто хочет остаться в Эстонии?

- Для украинцев в Эстонии государство делает очень много. Страна приняла гораздо больше людей, чем собиралась и могла. Эстония - на 3-м месте по приему беженцев (в пересчете на душу населения, после Польши и Чехии). У нас уже 4% населения Эстонии – украинцы.

- «Друзья Мариуполя» – это волонтеры из России в Эстонии?

- Я гражданка Эстонии, здесь родилась, мои родители - из России. У нас есть экспаты, граждане РФ, которые приехали в Эстонию лет 7 назад. Есть и украинцы. К сожалению, многие эстонцы не могут к нам подключиться: не знают языка, но активно оказывают финансовую и гуманитарную помощь.

Было дело

Из Мариуполя во Владивосток

- Какие истории беженцев вам запомнились и впечатлили?

- Их очень много. Первый шок мы испытали в апреле, когда увидели людей, бегущих от войны: они приезжали прямо из подвалов. Люди с серыми лицами: когда ты 40-50 дней провел в подвале, это очень заметно.

Есть хорошие истории. Например, какой-то священник забрал украинцев к себе, отвез в монастырь, там они выходили больную бабушку. Потом он посадил их в машину где-то в Ростове и отвез к эстонской границе за 3000 километров, не попросив ни копейки. Это вселяет надежду, что не все потеряно.

Есть и страшные истории. Одна семья выбиралась из горячих точек, их машину обстреляли - пришлось выложить убитую бабушку на дороге: нужно было ехать дальше.

Одну молодую семью, где девушка была беременна, отправили в Приморский край, за Владивосток. Их вывезли из Мариуполя в Таганрог, а после предложили выбрать из двух программ - Астрахань или поселок Врангель на берегу Тихого океана. Люди посмотрели картинки, им показалось, что Владивосток красивее.

Уже в поезде они очень удивились, что ехать туда 9 дней. Им обещали 600 тысяч рублей помощи на квартиру. Когда приехали, им сказали, что 600 тысяч позволят им выкупить часть квартиры, но деньги им не дадут, а только векселя, которые они смогут обменять. Только дом, в котором, возможно, будет их квартира, начнут строить лишь через 2 года.

Тогда они зашевелились. Нашли волонтеров, которые пытались их переправить через Эстонию в Германию. Только у женщины был паспорт, а у мужчины он сгорел. Ей и ребенку купили билет на самолет, а ему пришлось ехать автостопом 12 дней. Дорога была тяжелой: кто-то выгонял его со словами «Пошел вон, нацист», услышав украинский акцент, а кто-то, наоборот, говорил: «Давай я тебя довезу, накормлю» и т.п.

Потом этого мужчину задержали на несколько суток на российской границе, но у него была справка, свидетельство о рождении и жена – в ее документах он был вписан. В конце концов, пропустили. Однако это было в мае, тогда с пересечением границ было проще.