Экс-гендиректор «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук: Использование иранских беспилотников – приговор российскому ВПК

Говорим о развенчании мифа о военном величии России и о потенциальных возможностях украинского оружия.

facebook.com/Бондарчук.Герой

В России - разгар мобилизации на войну с Украиной. В то же время их социальные паблики переполнены сообщениями: "из наших мужчин делают пушечное мясо, заставят воевать чуть ли не голыми руками, поскольку запасы оружия и техники тают на глазах".

На потенциальную проблему с вооружением мобилизованных россиян указывают и наши военные эксперты. Действительно ли в РФ скоро нечем будет воевать? Какое украинское оружие может вытеснить Россию на мировом рынке вооружений? И почему мы еще при президенте Викторе Ющенко не перешли на стандарты НАТО в вооружении? Об этом в интервью «КП в Украине» рассказал экс-глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук.

Мы должны поблагодарить российскую коррупцию

- Сергей, за день до объявления частичной мобилизации Госдума РФ ввела уголовную ответственность за повторное нарушение условий контракта по гособоронзаказу – 4-8 лет заключения. Почему пошли на этот шаг? Есть мнение, что таким образом они хотят бороться с саботажем и коррупцией руководителей оборонных предприятий.

- Начну с некоторых общих вещей. На наших глазах происходит событие исторического масштаба, и оно связано с развенчиванием мифов о величии и всемогуществе России. Многие из этих мифов начаты и зацементированы в головах граждан цивилизованных стран, в том числе и Украины. Нам говорили о «второй армии в мире», о каком-то страшном оружии. Но семь месяцев полномасштабной войны показали - многие вещи, по которым Россия раздувала щеки, не соответствуют действительности. Россия – это страна типа нарисованных Потемкинских сел.

А документы, которые в последнее время появляются в России, рассчитаны, прежде всего, на внутреннего потребителя, то есть на своих запуганных граждан. Российские власти делают все, чтобы запугать их еще больше. Такими людьми легче управлять.

– Путин объявил частичную мобилизацию. К оружию хотят поставить 300 тысяч человек. Отечественные военные эксперты сомневаются, смогут ли обеспечить их оружием и техникой. Неужели у России исчерпаны запасы оружия, техники?

Происходит событие исторического масштаба, и оно связано с развенчиванием мифов относительно величия и всемогущества России

– В начале так называемой военной операции, а на самом деле войны, в Украину зашли 180 тысяч российских военных. Мы видим, что у них уже есть проблемы с техникой, оружием. Они вынуждены брать из давней консервации танки Т-55, которые по своим характеристикам больше похожи на тракторы, чем на танки.

А их артиллерия уже не выдерживает интенсивности, с которой ее используют.

А здесь еще 300 тысяч человек, которых нужно экипировать и вооружить. С оружием и техникой у них действительно есть проблемы. И настолько велики, что они вынуждены покупать иранские беспилотники. И это, по-моему, уже приговор их ВПК и государству в целом.

– Россия уже «присвоила» себе эти дроны, переименовав в «Герань-2» …

- Россия сегодня не может самостоятельно производить беспилотники. Да, они могут заложить взрывчатку и сделать корпус аппарата – у них все для этого есть. Но у беспилотного аппарата главное – мозг, а мозг – это микроэлектроника, чипы, то есть высокие технологии. В РФ с этим трудно. Если бы они лет 20 назад действительно вкладывали деньги в высокотехнологичные ноу-хау, то у них были бы необходимые чипы. А так…

Эти деньги они вкладывали в монументы. 50 миллиардов долларов вбухали только в одну Олимпиаду в Сочи. Не забывайте и об откатах… Деньги, которые шли на науку и ВПК, разворовывались в невероятных масштабах. Россия – олимпийский чемпион по коррупции. Поэтому абсолютно справедливо звучит тезис, что мы должны поблагодарить российскую коррупцию за такое состояние их армии.

Нацгвардеец старой «Иглой» сбил самолет за 40-50 миллионов долларов

– Насколько российские ВПК зависимы от иностранных деталей?

– Очень зависимы! К примеру, до 2014 года очень большое количество заказов ВПК РФ производили украинские КБ на аутсорсинге. Все работало по такой схеме: условно некое Санкт-Петербургское КБ получает от Министерства обороны РФ заказ на 100 миллионов рублей. Затем заказывает эту же продукцию в украинском КБ на 15-20 млн, а 80 млн разворовывается: «списываются» за разного вида услуги, юридические консультации и т.д.

Мы должны поблагодарить российскую коррупцию за такое состояние их армии

После 2014-го, вместо того чтобы строить свои КБ или собственный ВПК, россияне начали заказывать необходимые детали для своей военной техники у стран Западного мира или Тайваня, Китая.

К примеру, Франция поставляла тепловизоры для танков и бронированной техники. Россияне стали абсолютно зависимы от западных высокотехнологичных материалов, чипов, технологий.

И когда мы слышим, что предприятия ВПК России начинают работать 2-3 дня в неделю, поскольку отсутствуют комплектующие, это свидетельствует о действенности западных санкций и о том, что в России наступает технологический и технический коллапс. Они сейчас потребляют детали и комплектующие, которые есть на складах – все, больше нет. Не забывайте, что у России нет собственного софта, а на существующий им не продлевают лицензии.

– Для понимания: насколько заполнены их составы? Клепают они новую технику или ремонтируют старую с колес?

– Могу озвучить только свое субъективное видение. Если посмотреть на историю правления Путина, то ни об одной стратегии речь не идет. Они живут одним днем. Философия русских – "мы великие, потому что мы великие". Не потому, что у нас мощная экономика, серьезная культура, долгая продолжительность жизни – нет!

Помните, как Сердючка когда-то говорила: «Я звезда, потому что у меня на голове звезда». Так и россияне размышляли. Нет никакого подтверждения, что у них есть какие-то мощные достижения в науке или разработке, изготовлении оружия за последние 20 лет. Россия все это время только и делает, что эксплуатирует наработки Советского Союза.

- То есть советские образцы оружия, которые немного усовершенствованы?

– И это в том числе. Конечно, нельзя сказать, что у них все какое-то бестолковое. Но военные реалии показывают, насколько их оружие отсталое и неэффективно. Они хвастаются «Калибрами», но мы же их сбиваем! Самолеты… Тоже сбиваем. Яркий пример, когда наш нацгвардеец старой «Иглой», которая стоит условно 10 тысяч долларов, сбил самолет, который стоит 40-50 миллионов долларов. Так что это за самолет такой? Какие у него системы защиты? А россияне представляют это как современный самолет. С таким товаром у России были крупные рынки сбыта.

Украина должна выйти на мировой рынок вооружений

– Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) за 2020 год, Россия была вторым после США игроком на рынке вооружений в мире. Занимала 19% всего рынка. И в нынешних реалиях совершенно не понятно, почему мир покупал у РФ оружие, технику, если оно сомнительного качества?

- Снова возвращаемся к моменту российского мифообразования. РФ убеждала всех, что ее техника и оружие – суперсовременные. Но как это можно проверить в условиях мирного времени? Вот как определить, какой самолет более мощный – американский F-16 или российский МиГ-29? Войны между США и Россией не было, чтобы уравнять их в реальной боевой ситуации.

Украинские образцы оружия себя очень хорошо зарекомендовали. Нам уже многое можно предложить на внешний рынок

А во время российско-украинской войны всем стало понятно, чье оружие чего стоит. Кстати, украинские образцы оружия себя очень хорошо зарекомендовали. Поверьте, нам уже многое можно предложить на внешний рынок. Поэтому после войны мы должны захватить частично потерянный Россией рынок вооружений. Наша «Стугна» сбивает танки, вертолеты и даже лодки. «Нептун» потопил крейсер.

Хорошо работает "Корсар". У нас отличная бронетанковая техника.

И еще много ноу-хау, которые реально воплотить в жизнь. Вот сейчас все радуются и восхищаются турецкими "Байрактарами". Наши инженеры и ученые могли бы спроектировать беспилотник не хуже, но он у нас ни при каких обстоятельствах не мог появиться.

– Почему?

– Наши политики думают больше не о производстве собственного продукта, а о покупке импортного. Нередко совершают совершенно необдуманные покупки. Перед войной, когда уже существовала реальная угроза вторжения, Украина, вместо того чтобы готовиться к отпору и закупать все необходимое, потратила один миллиард евро на покупку у Франции вертолетов. Эти «птички» ни разу за семь месяцев войны не использовались, поскольку укомплектованы в полицейской версии. Еще страна закупила катеров почти на 500 миллионов евро. Взамен кто-то из наших политиков за такую покупку получил огромную политическую поддержку со стороны Франции.

Я уже не говорю о вложении средств в дорожные работы накануне вторжения. Выстраивали политику, как в том анекдоте: «Папа подарил сыну пистолет, а малыш выменял его на часы. Отец спрашивает: "Зачем поменял?" – «Они красивые, стильные». Тогда отец говорит: «Дурак ты. Когда на наш дом нападут, будут грабить, ты думаешь, что тебя будут спрашивать: который час?». Так вот, Украина по состоянию на 24 февраля была с часами, а должна была быть с оружием.

Не было политической воли укреплять ВСУ

– Вот вы сказали, что не готовились к войне. А как требовалось? Что производить самим, а что и у кого покупать?

- Когда началось полномасштабное наступление россиян, мы сразу почувствовали необходимость собственного ПВО, большей плотности радиолокационных систем предупреждения и т. п. При президенте Викторе Ющенко запускались две мощные программы – «Ракетный щит» и «Ракетный меч». Они предполагали разработку разных ракетных систем, которые могли бы поражать цели на разные дальности.

Первую «Стугну» мы сделали в 2006 году. То есть у нас было это оружие еще 16 лет назад. Более того, мы ее успешно использовали в грузинской войне против России. Но так получилось, что не было политической воли закупить это оружие в достаточном количестве для ВСУ.

Знаете, в чем уникальность «Нептуна»? Он на 100% сделан из украинских комплектующих. Мы независимы в его построении от всего мира

Проект "Нептуна" начали строить в 2009 году. В 2014-м произвели первый выстрел. Но потом президент Порошенко остановил программу разработки "Нептуна" на 3,5 года. Кстати, знаете, в чем уникальность "Нептуна"? Он на 100% сделан из украинских комплектующих.

Мы независимы в его построении от всего мира.

Сейчас мы тратим колоссальные средства на то, чтобы строить армию из колес. Только недавно у нас начали строить предприятие по производству снарядов. И это только на 8-м году войны.

– Когда в Киев «прилетало» – враг целился по производственным цехам оборонных предприятий, эксперты озвучивали мнение о необходимости переноса таких цехов за пределы города и под защиту систем противовоздушной противоракетной обороны или прятать под землю. И, мол, делать это нужно уже сейчас. По вашему мнению, насколько это реально быстро сделать и, вообще, возможен ли такой перенос?

– Это несложно делать и нужно делать. Нельзя класть яйца в одну корзину, то есть делать все в одном месте. Нужно производственные цеха разбрасывать по разным территориям и даже городам. Также можно и нужно запускать совместные предприятия с той же Польшей, Словакией, Чехией. И нужно уже наконец-то переходить на стандарты НАТО, увеличивать калибры.

– Перестроить производство оружия под натовские стандарты сложно?

– Я бы так не сказал. Нетрудно переориентировать производство. Была бы политическая воля. В свое время президент Виктор Ющенко делал первые шаги в этом направлении. Но тогда нам не давали нужные станки. У нас были безответные санкции на передачу технологий. Но ставила ли задачу Украина делать свои высокотехнологичные вещи? Я ответственно заявляю – не ставила!

Олигарх не может купить боевой самолет

– В апреле волонтеры объявили сбор на самолеты моделей Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-29. Как реально гражданским самим приобрести такую технику? Вот условный олигарх Ахметов может купить самолет или танк для ВСУ?

– Нет, не может! Это невозможно сделать ни с юридической, ни с политической точки зрения. Только на уровне государства проходят такие закупки. Рынок вооружений управляется документом enduser, то есть о конечном потребителе. Конечным же потребителем могут быть только вооруженные силы страны, полиция. Такие ограничения связаны с контролем оружия в мире, чтобы оно не появлялось в горячих точках и не использовалось против гражданских людей.

Более того, страна не может купить военную технику у другой страны, которую последняя тоже покупала. К примеру, США продали Польше самолет. Конечным потребителем отмечается Минобороны Польши. И вот Украина не может просто так купить этот самолет в Польше. Это станет возможным, если Польша запросит в США, может ли она продать этот самолет Украине.

– Как реагирует мировой рынок вооружения на горячие точки на мировой карте? Цены повышаются? Например, до войны танк стоил 5 миллионов долларов, а сейчас – 20, потому что возник спрос?

– Если начинается война, то автоматически поднимаются цены на продукты питания, топливо… Оружие – более сложная субстанция для продажи, и многие вопросы связаны с принятием политических решений. Нельзя так сказать, что танк стоил 5 миллионов, а началась война - и его ценник взлетел до 20. Его никто не купит.

Сергей Бондарчук
Досье Коротко про

Возраст: 50 лет.

Образование: Окончил Киевское высшее общевойсковое училище им. М. Фрунзе, Институт Службы безопасности Украины, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, экономический факультет и Defense academy of the UK г. Лондона.

Карьера: Одно из первых мест работы – офицер СБУ. Затем занимал должность заместителя председателя совета концерна «Энергооборудование», Харьковское бронетанковое государственное предприятие «Завод им. Малышева». Народный депутат Верховной Рады Украины IV созыва. В 2005 году указом президента Виктора Ющенко назначен гендиректором государственной компании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт». Уволен с этой должности президентом Виктором Януковичем в 2010 году. В 2011-2012 годах – глава политсовета партии «Наша Украина». Май 2014 года – служба в СБУ, спецподразделение «Альфа».

Уголовное дело:

Главная военная прокуратура подозревает Бондарчука в хищении более $7 млн. бюджетных средств. Он сам называет это дело политическим преследованием. В июле 2018 года получил политическое убежище в Великобритании.