Война технологий: в небе над Украиной израильские антидроны сражаются с иранскими беспилотниками

Как это повлияет на боевую тактику ВСУ.

mil.in.ua

Телеграм-канал «СтратКом ЗСУ» показал двигатель беспилотного аппарата, который сбили украинские военные. Трофей называют фрагментом одного из иранских дронов семейства Shahed, которые Россия начала использовать против Украины в сентябре.

Об опасности нового оружия на поле боя говорят многие эксперты. В то же время возможность поражать дроны доказывает, что оно не уникальное.

На один вылет

Договоренность о закупке таких дронов, очевидно, была достигнута в середине июля, когда российская делегация посетила авиабазу «Кашан» в Иране и ознакомилась с несколькими моделями Shahed. Публично сделка не оглашалась, однако 25 августа Associated Press со ссылкой на данные разведки сообщила, что Россия начала получать беспилотники. Речь шла о крупной партии порядка тысячи единиц.

Сама Россия не афиширует происхождение своих дронов, маркируя их названием «Герань-2».

- Однако все характеристики сбитых украинскими военными аппаратов и их собственные номера говорят, что мы имеем дело с Shahed-136, - говорит директор по развитию Defence Express Валерий Рябых. – Такие же уникальные номера использовались на аппаратах во время учений армии Ирана.

Сайт itc.ua цитирует главу компании стратегического консалтинга Red Six Solutions Скотта Крино, который считает, что присутствие Shahed-136 в войне может изменить оперативные планы Киева, а огромный размер поля боя в Украине затрудняет защиту от них.

- Это аппараты-камикадзе, то есть предназначены только для одного вылета. Если они не поразят цель, то просто упадут. И я не стал бы недооценивать их опасность на поле боя, - продолжает Рябых. - Shahed-136 имеет вес в 200 килограмм, размах крыльев в 2,5 метра и может нести достаточно мощный снаряд, предназначенный для уничтожения бронированной техники. Появление таких дронов требует усиленных мероприятий по маскировке и противодействию. В любом случае для этого у нас есть средства.

Сильные и слабые стороны

В настоящее время у нас есть как успехи, так и потери. Известно как минимум о семи сбитых иранских беспилотниках. Но в то же время в интервью изданию Wall Street Journal командир артиллерии 92-й ОМБР Родион Кулагин рассказал о том, что в зоне действий его бригады такие дроны уничтожили четыре самоходные установки и два БТР.

Однако наблюдение за поведением Shahed позволяет обнаружить не только их сильные, но и слабые стороны. В большинстве своем они «слепы» и требуют точной наводки. Их прилетам предшествуют другие дроны. Противодействие такой разведке, маскировка, создание ложных целей, активное подавление GPS может снизить опасность.

У «камикадзе» перевес в дальности, но скорость сравнительно невелика - 185 км/ч. А низкий полет хоть и усложняет обнаружение, но теоретически позволяет сбивать беспилотники даже обычным стрелковым оружием. В ВСУ наиболее эффективным средством называют противоракетные зенитные установки – такие как украинская «Шилка» или немецкий «Гепард».

В Телеграм-канале «СтратКом ЗСУ» приведены несколько замечаний от бойцов ПВО по работе иранских беспилотников:

«Shahed действуют парами, один ниже, второй выше. Если первого сбивают, на цель заходит второй. В случае если первый пройдет сквозь щит противовоздушной обороны, второй выбирает другую цель и атакует.

Беспилотник-камикадзе Shahed-136 имеет достаточно большую дальность применения. Иранцы говорят о почти двух тысячах километров. В декабре 2021 года было представлено первое видео применения беспилотных летательных аппаратов Shahed-136 и их мобильная пусковая установка, замаскированная под грузовик».

Сравнительно недорого

Почему Россия, активно пропагандирующая свою военную продукцию, решила закупать дроны в Иране? Валерий Рябых находит такое объяснение:

- Беспилотники - очень перспективное направление, и Россия пыталась его развивать. На определенном этапе даже достигла некоторого успеха, в частности, по разведывательным дронам, на которые купила лицензию у Израиля. Однако с введением санкций в 2014 году большинство компонентов приходилось доставать на «черном рынке», и это сдерживало прогресс. С полноценным введением санкций в 2022 году все новейшие технологии для России были обрезаны.

К этому эксперт добавляет, что за полгода войны наш противник потерял порядка 1000 беспилотных аппаратов.

- В основном это были беспилотники типа «Орлан» – разведывательно-ударные комплексы. Беспилотников ударного действия у России никогда не было в достаточном количестве, поэтому и обратились в Иран, - считает эксперт.

В то же время Россия немного сэкономила. Shahed - незамысловатая, а поэтому недорогая конструкция.

- Одна единица, в зависимости от комплектации, может стоить от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. В то время как стоимость Bayraktar достигает 5 миллионов долларов, - отмечает Валерий Рябых. - Корпус камикадзе из стеклопластика, двигатель можно купить на «Алиэкспрес». Если сравнивать со стоимостью высокоточных боеприпасов, то это достаточно дешевое средство, но и менее эффективное – скорость ниже, заметность большая. Поэтому бороться с ним, я считаю, будет легче.

По сообщениям американских СМИ, Россия могла закупить в Иране также беспилотники Mohajer-6. Это аппараты из семейства разведчиков, которые дополняют Shahed.

А в это время

Как сообщают СМИ, Израиль одобрил передачу Украине оборудования для борьбы с беспилотниками. Антидроны могут быть использованы для борьбы с беспилотниками, которые поставляет России Иран. По данным израильских СМИ, не названная оборонная компания планирует поставить систему защиты от БПЛА Украине через посредника в Польше.

Из истории вопроса

«Родителем» иранских «камикадзе» стал захваченный в 2011 году американский беспилотник БЛА RQ-170. Производство аппаратов наладила компания Shahed Aviation Industries. Произведенные Ираном дроны существенно отличались от американских, в частности, по размерам.

Saegheh-1 впервые был представлен на выставке вооружений в Иране в 2016 году. В боевых условиях аппараты этой серии применили в 2018 году для нападения в регионе Абу-Кемаль в Восточной Сирии. В том же году иранский беспилотник сбили военные Израиля во время израильско-сирийского инцидента.