«Война должна закончиться во время этой сессии, Россия должна быть привлечена к ответственности. Сделаем 77-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН сессией конца безнаказанности, а также восстановления уважения к Уставу ООН. Выбор за вами, члены ООН!» – написал в своем твиттере в день открытия новой сессии Генассамблеи ООН постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица. На принятие судьбоносных решений намекает и девиз нынешней сессии ГА ООН - "Переломный момент: трансформационные решения для взаимосвязанных вызовов".
Важные сигналы от нашей страны по поводу изменений правил коллективной безопасности анонсирует президент Владимир Зеленский. Он выступит на заседании ГА ООН сегодня в полночь. Кстати, Зеленский будет выступать в онлайн-формате, что само по себе уникальный факт. Ранее ни одному мировому лидеру не разрешали участия в неделе высокого уровня ГА ООН в дистанционном формате.
Чего же можно ожидать от ООН? И как потенциальные решения могут повлиять на российско-украинскую войну?
Лишить права вето Россию: через петицию, митинг и помощь партнеров
Архитектура мировой безопасности дала трещину. ООН, которая в 1945 году создавалась как организация, целью которой является поддержание и укрепление мира и международной безопасности, развитие сотрудничества между государствами мира, оказалась абсолютно беззубой в российско-украинской войне. Реальность такова, что Совбез ООН не может принять ни одного жесткого или действенного решения против России и в защиту Украины: ни небо над нашей страной закрыть, ни организовать международную операцию по поддержанию мира и безопасности. Заметим, что в отличие от резолюций ООН решения Совбеза обязательны к исполнению!
Все 15 заседаний Совбеза, состоявшихся с момента полномасштабного российского вторжения в Украину, превращались исключительно в обмен мнениями, заявлениями. А нередко Россия вообще пыталась использовать площадку Совбеза ООН для популяризации своих больных фейков типа наличия американских биолабораторий в Украине (см. В ТЕМУ).
Исходя из этого, выкристаллизовывается очевидное решение относительно дальнейшего реформирования Совбеза ООН. Следует, в частности, пересмотреть возможности права вето России! Наши партнеры решили начинать издалека. США устами своей представительницы при ООН Линды Томас-Гринфилд инициировали жесткое соблюдение принципа объяснения применения права вето. Украина пытается «сократить» путь к лишению страны-агрессора решающего голоса в Совбезе ООН. Первого сентября украинские парламентарии запустили петицию по лишению России права вето, а за день до этого – обратились к американскому историку Тимоти Снайдеру поднять в научных кругах вопрос незаконности пребывания России в ООН.
«Мы просим Антониу Гутерриша и ООН предоставить документы, удостоверяющие основания членства Российской Федерации в ООН (см. Справка «КП»). В случае отсутствия таких документов мы требуем прекратить фиктивное членство Российской Федерации в ООН. Двери ООН для Российской Федерации должны быть закрыты, так как для вступления в ООН Российская Федерация, согласно статье 4 Устава ООН, должна остановить агрессивную войну в Украине и вернуться к международно признанным границам. Только миролюбивые государства могут стать членами ООН. Такой курс действий лишит Россию права вето в ООН, блокирующего многие мирные решения, и восстановит мир и порядок в международном сообществе», - говорится в петиции, которую за две недели подписали почти 90 тысяч человек. Чтобы документ официально рассмотрели, нужно заручиться поддержкой еще 60 тысяч человек.
21 сентября при содействии украинской диаспоры в Нью-Йорке должен пройти многочисленный митинг с призывом к ООН исключить РФ из ООН и Совбеза.
- Цель проста - достичь большей огласки призыва: исключить РФ из ООН и Совбеза. Юридических аргументов для этого предостаточно. Теперь нужны аргументы публичного давления, – говорит народный депутат Алена Шкрум.
Все после окончания войны?
Эксперты же сомневаются, что до конца 2022 года удастся добиться лишения России права вето в Совбезе ООН.
- Вероятность того, что в краткосрочной перспективе Россию лишат права вето в Совбезе ООН, низка, - говорит эксперт-международник Олег Саакян. Он объясняет, что соответствующее решение потребует изменений в Устав ООН. Соответственно, потребуется решение Генассамблеи ООН.
- Если Россия и дальше будет продуцировать жесткую агрессию против Украины или саботировать решение Совбеза ООН, то не исключаю, что в среднесрочной перспективе международное сообщество может выйти на решение о лишении ее права вето. И это решение будет приниматься на Генассамблее ООН, - отмечает Олег Саакян. - Действующая архитектура коллективной безопасности выстраивалась после Второй мировой войны. И если она будет перестраиваться – хотя пока нет видения, как это должно происходить, – это произойдет после завершения российско-украинской войны.
Не исключено, что голос России в Совбезе могут попытаться «приглушить», расширив перечень постоянных членов Совбеза ООН, обладающих правом вето. К примеру, такими странами могут стать Индия или Венесуэла или даже Турция.
– Мы видели, как господин Эрдоган (президент Турции. – Авт.) выражал согласованную позицию африканского континента, который не представлен в Совбезе ООН. В настоящее время ООН носит западно-центристский характер, не удовлетворяющий целый ряд стран в мире, - подчеркнул Саакян.
Предположим, что Украине и нашим международным партнерам удастся выдворить Россию из ООН или забрать у нее возможность блокировать решение Совбеза. Что изменится на практике?
- Во-первых, в таком случае Россия лишится самой топовой площадки в мире для распространения своей лжи и пропаганды. Во-вторых, мы увидим другую, более действенную политику ООН. Сегодня кадровое присутствие РФ в разных комитетах, комиссиях и низового порядка службах ООН ощутимо. Соответственно, Россия оказывает немалое влияние на формирование планов, согласование программ и заявлений Организации как на низовом, так и на самом высоком уровне, - объясняет Олег Саакян.
В тему
Заседания Совбеза ООН во время полномасштабной войны
24 февраля
В 4.30 утра по киевскому времени Совбез ООН провел срочное заседание по поводу обострения ситуации вокруг Украины. И это заседание первоначально планировалось как реакция на обращение так называемых "ДНР" и "ЛНР" к российскому президенту с просьбой оказать военную помощь. Заседание инициировала Украина.
25 февраля
Совбез ООН рассмотрел резолюцию об осуждении российской агрессии в Украине. Документ поддержали 11 из 15 членов Совбеза. Против проголосовала только Россия, три страны воздержались. Воспользовавшись правом вето, Россия заблокировала документ.
27 февраля
На третьем за неделю заседании, касающемся полномасштабной войны России против Украины, Совет Безопасности ООН проголосовал за проведение специального заседания Генеральной Ассамблеи ООН для осуждения агрессии России против Украины. За это решение проголосовали 11 из 15 стран-членов, против была Россия. Три страны – Китай, ОАЭ и Индия – воздержались.
4 марта
По инициативе Украины состоялось экстренное заседание Совбеза ООН по поводу обстрелов российскими оккупантами Запорожской АЭС. Они попали в первый энергоблок. На АЭС возник пожар. На этом заседании Украина обратилась с призывом провести операцию по поддержанию мира и безопасности.
- На заседании Совбеза ООН мы призвали закрыть небо над Украиной и начать операцию по поддержанию мира и безопасности. Цель – уберечь опасные объекты. Мир должен не наблюдать, а помогать, – сообщил президент Украины Владимир Зеленский.
Одиннадцатое марта
Заседание прошло по инициативе России. Главная тема для дискуссии – «Обсуждение военно-биологической деятельности США на территории Украины».
5 апреля
Великобритания созвала заседание Совбеза ООН, чтобы обсудить массовые убийства в Буче Киевской области, совершенные российскими военными.
11 апреля
Албания и США инициировали заседание Совбеза по обсуждению последствий войны для женщин и детей в Украине.
19 апреля
На заседании Совбеза ООН обсуждалась гуманитарная ситуация в Украине, вызванная российским вторжением. Инициатором обсуждения этого вопроса выступила Великобритания, председательствовавшая в этот период в Совете Безопасности.
5 мая
Соединенные Штаты как страна, председательствовавшая в Совбезе в мае, созвала заседание Совета безопасности ООН для обсуждения проблем защиты гражданского населения и гражданской инфраструктуры в Украине в условиях российской агрессии. Эти шаги сделаны в рамках недавно принятой повестки дня работы РБ на 2022 год «Поддержание мира и безопасности Украины».
29 июня
Состоялось заседание Совбеза, на котором обсуждались вопросы ракетных обстрелов Россией мирных украинских городов. Но все свелось к тому, что шесть стран Совбеза ООН и Украина представили совместное заявление по осуждению российских ракетных ударов по украинским городам, в том числе по торговому центру Кременчуга.
23 августа
Российская Федерация запросила проведение 23 августа срочного заседания Совбеза ООН «по ситуации вокруг Запорожской АЭС». Кремль пытался переложить вину за обстрелы стратегически важного объекта на ВСУ.
24 августа
Еще одно заседание Совбеза в рамках пункта повестки дня «Поддержание мира и безопасности Украины». Его инициаторами выступили США и ряд европейских стран. Рассматривали последствия полугодового вторжения в Украину. Наши дипломаты настаивали на том, чтобы этот вопрос рассматривался символически в День Независимости Украины и дату полугодия полномасштабного российского вторжения.
6 сентября
Заседание Совбеза инициировала Россия. Тема дискуссий – ситуация на Запорожской атомной электростанции.
7 сентября
Совбез ООН собрался по запросу США и Албании для обсуждения насильственной депортации Россией граждан Украины. На этом заседании сообщили, что Программа развития ООН приступила к оценке последствий развязанной Россией войны для условий жизни, доступа к здравоохранению, образованию, средствам к существованию, а также влияния на общий уровень бедности. Результаты исследования планируется обнародовать в декабре.
8 сентября
И снова заседание по требованию России. На этот раз РФ инициировала обсуждение на тему поставок западного оружия в Украину.
«Военные» решения Генассамблеи ООН
2 марта
Подавляющим большинством в 141 голос приняли достаточно жесткую резолюцию по осуждению агрессии РФ против Украины. Призыв к России вывести войска с украинской территории.
24 марта
Генассамблея 140 голосами приняла резолюцию "Гуманитарные последствия агрессии против Украины". В документе зафиксирован призыв к России вывести войска из Украины и указан перечень военных преступлений РФ против мирного населения Украины и гражданских объектов.
7 апреля
Генеральная ассамблея ООН поддержала резолюцию по приостановке членства Российской Федерации в Совете ООН по правам человека.
26 апреля
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, требующую от постоянных членов Совбеза обосновывать использование права вето. Предполагается такая процедура: если одна или несколько стран - постоянных членов Совбеза - воспользовались правом вето, то в течение 10 дней созывается заседание Генассамблеи ООН для проведения дебатов по ситуации, в отношении которой было высказано вето.
Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он может быть созван в любое время при возникновении угрозы миру. Устав обязывает все государства-члены выполнять решения Совета.
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».
Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооруженной силы.
На практике деятельность Совбеза по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей; введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
В состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. 5 постоянных членов – Китай, Россия (до 1991 года - СССР), Великобритания, США и Франция обладают правом «вето», то есть могут заблокировать любое решение всего Совбеза ООН. Россия и Китай регулярно его используют, например, в отношении войны в Украине. Россия – страна-агрессор, которая напала на Украину, блокирует все решения Совбеза, осуждающие эту агрессию, а тем более призывающие к ответу за военные преступления в Украине.