В Покровском хабе волонтерской организации «Save Ukraine / Спасемо Україну» не знают, откуда взялся этот серый котик. Наверное, кто-то привез и вытряхнул из мешка, тут такое случается. Решили искать пришельцу хозяев, но пока оставили при хабе. Кот оказался аккуратным, умным и общительным. Имя ему дали человеческое - Валера.
- Мы с ним знакомы были, что называется, шапочно, - рассказывает волонтер Виталий Лозовский. – Однажды собрались с напарником, его тоже Валерием зовут, за группой людей в Авдеевку, сели в машину, а тут кот Валера залазит. Деловито осмотрелся и заскочил на переднюю панель. Спрашиваю: «Хочешь с нами в эвакуацию?» Он отвечает «няв!» Ну раз так, то поехали.
Так у кота Валеры появилась своя миссия.
Разряжал атмосферу
В машине Валера вел себя на удивление спокойно.
- Когда мы останавливались, он выходил встречать людей, которых забирали. Я даже заволновался, что без поводка. А вдруг убежит? - вспоминает наш собеседник.
Но – нет. Валера далеко от машины не отходил и каждый раз возвращался в салон.
- Во время эвакуаций атмосфера тяжелая, кто-то плачет, кто-то стонет, кто-то про взрывы рассказывает. А Валера ходит по салону, мурлычет приветливо. То к одному, то к другому на руки пойдет, помурлычет. Я прямо кожей почувствовал, как напряжение разряжается, - уверяет Виталий Лозовский.
К следующей поездке для кота подготовили поводок, чтобы точно такого психолога не потерять, и голубой ошейник с надписью «Спасемо Україну».
Сейчас волонтерская работа у Валеры подошла к концу. Близится зима, мурлыке нужен теплый дом. На днях из Покровска Донецкой области он отправился в Киев, к своей новой семье. А Виталий продолжает заниматься эвакуацией:
- Последняя поездка была в Георгиевку - забирали двух пожилых женщин. А за ними пес заскакивает из соседнего двора. Люди сказали, что его хозяева уехали, вот он себе сам транспорт нашел. Если честно, испугались мы немножко. Собака среднего роста, крепкая, с очень мощными челюстями. Была под обстрелами, могла находиться в состоянии стресса. Полдороги мой напарник с ней сидел, полдороги я. Вдруг этот пес стал мне руки вылизывать и своими зубищами легонько так покусывать… Нереальные эмоции, когда такое вот грозное животное дарит столько ласки и благодарности за спасение!
Волонтерам удалось разыскать хозяев собачки, но забрать ее к себе они не могли, потому что жили на съемной квартире, а пес ко двору привык. Нашлись другие люди, взявшие к себе сторожа.
«Прилет был, маму ранили…»
Виталий из Киева. В первые дни войны вывез жену в Западную Украину, откуда та уехала в Польшу. Сам вернулся в столицу.
- У меня есть автомобиль, я разослал всем друзьям и знакомым СМС, что могу предложить помощь. Сначала возил продукты военным под Ирпень и Бучу, оттуда забирал жителей, - рассказывает Виталий. - В волонтерском чате увидел сообщение, что нужно перегнать машину скорой помощи на восток. Предложил свою кандидатуру. Так приехал в Покровск. Думал, что на пару дней, оказалось - на месяцы. Тогда очень много задач стояло по эвакуации жителей городов и сел, которые в зоне обстрелов. Вот и я остался.
Хаб, где работает Виталий, расположен в здании протестантской церкви. Когда пропал газ, сюда купили бойлеры, а когда начались перебои с водой - вырыли скважины.
- Между поездками мы живем в хабе, здесь и питаемся, команда очень дружная, а больше ничего мне сейчас не нужно. Машину и топливо спонсирует фонд «Спасемо Україну», - продолжает волонтер.
Виталий говорит, что в мае – июне задач по эвакуации было больше, но и выполнялись они легче – люди сами хотели ехать:
- Сейчас приходится уговаривать. Мне кажется, население уже привыкло, адаптировалось к взрывам. Кто не пострадал, тот теряет ощущение страха. Даже семьи с детьми. Помню, вывозили отца с двумя сыновьями и бабушку. Тоже сидели, не уезжали, пока осколки снаряда в дом не попали и маму не ранили. Женщину спасатели ночью в госпиталь увезли, а мы утром забирали остальных. Я мальчиков посадил возле себя, дал младшему телефон, там программа есть, которая путь показывает и себя при этом видно. Говорю: фотографируй дорогу! А он вдруг: «Прилет был, маму ранило, машина заводится, но не едет…» И повторял бесконечно эти слова, пока мы их к родственникам не привезли.
Есть только сегодняшний день
За день через хаб, где работает Виталий, может пройти от 100 до 150 людей.
- В основном эвакуации плановые. Люди делают заявки, в координационном центре ищут, куда их можно переправить. Мы выезжаем, когда для переселенцев проложен маршрут. Но так бывает, что прибыли на место, а люди говорят: мы передумали, остаемся. По одному адресу, бывало, несколько раз наведывались. А за ночь ведь всякое может случиться. Одна пенсионерка так вдовой стала. Как же убивалась у нас в машине, что не поехали, когда звали, к детям и внукам!
Сам Виталий признается, что к взрывам ему привыкнуть трудно.
- Адреналин такой, что руки ватными иногда становятся и в сон среди дороги начинает ужасно клонить. Мне трудно понять людей, которые теряют чувство страха, это что-то патологическое. Или наоборот - бояться ехать, считая, что за пределами дома их непременно настигнет снаряд. Как-то стояли мы во дворе с одной женщиной, уговаривали - и вдруг совсем рядом бахнуло. Она просто на землю села. Все, говорит, едем. Муж из дома чемоданы выносит. Они у них, оказывается, уже месяц были как собраны, а выезжать из Авдеевки все не решались.
Сколько Виталий пробудет в Покровске, он сам не знает.
- Мы с товарищами стараемся не говорить о прошлом и не заглядывать в будущее. Есть только сегодняшний настоящий день и есть те, которым нужна наша помощь, пока идет война, - говорит волонтер.
Следующая поездка Виталия уже запланирована. Только на этот раз вывозить предстоит не людей, а собаку породы хаски и пятерых котов.